За грязную воду будут штрафовать. Правительство подготовило законопроект, который регламентирует контроль за модернизацией систем водоснабжения и вводит штрафы. Представители отрасли считают, что при текущих тарифах поддерживать качество воды на уровне санитарных норм удастся немногим.
Правительство обеспокоилось качеством водопроводной воды. По оценке Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), 37% систем водоснабжения не соответствуют санитарным нормам.
Чтобы поднять качество воды, решено передать уполномоченным органам (речь идет о региональных ведомствах, регулирующих сферу ЖКХ) контроль за работой водоснабжающих организаций по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Соответствующие поправки к федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» и в КоАП подготовило Министерство строительства и ЖКХ во исполнение поручения заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака от 9 июля 2016 года (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
Помимо этого, в законопроекте впервые прописана ответственность за грязную воду.
«Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток», — говорится в законопроекте.
В Минстрое не смогли прокомментировать это предложение.
Представители отрасли, в свою очередь, считают, что, хотя проблема качества воды действительно есть, за счет штрафов изношенные сети восстановить не удастся.
Как напомнили в РАВВ, после вступления в силу положений федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» с 2012 года абсолютное большинство водоснабжающих организаций, у которых была такая необходимость, разработали и согласовали планы повышения качества питьевой воды. Но на реализацию планов денег у большинства не хватило.
«Такие проблемы связаны с недостатком финансирования заложенных в планах мероприятий, тем более с учетом резкого роста цен на технологии, проектирование, строительство и реагенты. Недостаток финансирования может возникнуть по различным обстоятельствам, это и неполный учет необходимых расходов при регулировании тарифов, и неполный сбор средств организацией ВКХ с абонентов (неплатежи), и неполучение обещанного бюджетного финансирования и др.», — сообщили в РАВВ.
Начальник юридического управления НП «ЖКХ Контроль» Валерий Новиков считает, что жалобы поставщиков воды на заниженные тарифы, при которых они не смогут собрать достаточно денег, чтобы привести в порядок изношенную канализацию, имеют под собой основание.
«При текущих тарифах денег на модернизацию действительно не хватает. Если к этому еще прибавится обязанность платить штрафы, то денег будет еще меньше, получается замкнутый круг», — отметил эксперт.
По мнению Новикова, возможно, за новыми правилами последует повышение тарифов на воду.
«В муниципалитетах, где уже ведут программу модернизации, тарифы повышаются. Впрочем, тут надо понимать, что тарифы нельзя повышать бесконечно, социальная напряженность из-за этого растет», — напомнил Новиков.
В прошлом году РАВВ уже обращалась в Минстрой и Федеральную службу по тарифам с просьбой внепланово удвоить тарифы на воду, поскольку реагенты, необходимые для очистки воды, подорожали в несколько раз.
Тогда это предложение не было поддержано.
По данным РАВВ, с неудовлетворительным качеством питьевой воды в РФ связаны 14 тыс. смертей и более 3 млн случаев заболеваний в год.
В РАВВ считают, что в законопроекте недостаточно прописана ответственность властей за качество воды.
«Наиболее действенной мерой по улучшению качества питьевого водоснабжения могло бы стать возложение на органы власти обязанности по содержанию источников питьевого водоснабжения, тех источников, из которых организации ВКХ берут исходную воду для водоподготовки.
В настоящее время за ее качество никто не отвечает.
Ужесточение же ответственности (дополнение статей КоАП и увеличение размеров штрафов) за неразработку или нереализацию планов повышения качества воды, безусловно станет одним из многих дополнительных источников пополнения бюджета, но не сможет положительно повлиять на само качество воды, этот вопрос более глубокий и требует гораздо больших усилий от государства и всестороннего рассмотрения», — резюмировали в РАВВ.