Несчастья для поволжского процветающего банка «Волга-Кредит» начались в самом начале 2012 года и закончились банкротством некогда преуспевающей организации, а для председателя правления финал наступил на тюремных нарах. Ураган, обрушивший некогда крепкое здание, зародился не на бескрайних просторах калмыцких степей, а в ограниченном пространстве нескольких кабинетов Министерства юстиции Соединенных Штатов. Ошарашенные сотрудники банка «Волга-Кредит» из интернета узнали, что их главного босса, председателя совета директоров ВКБ следует именовать не Александр Леонидович, а гораздо проще, буквально по домашнему, очень ласково – Саша Самарский.
Во всяком случае, так Александр Мануйлов проходил в официальных заокеанских бумагах. Деятельностью главного бенефициара банка сперва сильно заинтересовалась неподкупная американская Фемида. Несколько позже, по ее наводке очнулись от летаргического сна отечественные полицейские и через пару лет успешно отрапортовали о полном разгроме врага. От банка остались одни головешки, председатель правления Татьяна Ерилкина на 5 с половиной лет оставила привычные калькулятор, компьютер и деловые бумаги, начав осваивать ремесло пошива рабочей одежды в промзоне женской колонии. Убийственные молнии не затронули только персону самого Мануйлова. Он вовремя ушел «в тень», а сейчас вообще «залег на дно», как огромный волжский сом.
Звезда самарского финансиста ярко взошла на деловом небосклоне в 2007 году. Международная финансовая группа «Конверсбанк», аккумулировавшая в себе российские, британские, латвийские и литовские капиталы, решила выйти из игры, продав 19,9% акций банка «Волга-Кредит» за внушительную сумму в $5 млн. Покупатель нашелся быстро. Им оказался Александр Мануйлов, который уже до этой важной покупки имел долю в банковском бизнесе через полностью подконтрольное ему ООО «Авуар».
Фактически, приняв оферту, он стал полноправным владельцем ВКБ. Его личная доля в собственности в разное время колебалась в пределах от 30% до 50%. Еще 38% акций принадлежали давним и надежным знакомым. Сильной стороной нового руководителя ВКБ стали прочные деловые связи с крупной местной компанией АО «Электрощит» и другой самарской финансовой организацией «Юнитбанк».
Саша Самарский
Следующая пятилетка отмечена взрывной активностью некогда средненького даже по меркам Самары кредитного учреждения. Филиалы банка стали открываться в соседних Татарстане и Ульяновской области. Рекордным для банка выдался 2011 год, принесший прибыль в 38,5 млн рублей. Процветание закончилось в феврале 2012 года с выходом пресс-релиза Минюста США, в котором упоминались лидеры многонациональной группировки, состоящей из граждан стран СНГ, действующей в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки и Южной Америке.
Глобальная ОПГ «Братский круг» ранее называлась американцами «Семья одиннадцати» или «Двадцатка». В обширном списке воров в законе и криминальных авторитетов была указана фамилия Александра Мануйлова и его кличка Саша Самарский. Для него публикация означала запрет на въезд на территорию США и арест его личных вкладов в американских банках. Компанию Мануйлову составили русский вор в законе Воскрес, его киргизский коллега Камчи Бишкекский или совсем просто – Коля Киргиз и авторитетный узбек Гафур Рахимов, чьи интересы одно время схлестнулись с Гюльнарой Каримовой – экстравагантной старшей дочкой покойного узбекского диктатора.
Бомонд в Brothers Cicle был представлен российским эстрадным исполнителем Григорием Лепсом. Сама же преступная организация приравнивалась по значению и силе с итальянской каморрой, японскими якудза, китайскими триадами и мексиканскими наркокартелями. Список инкриминируемых преступлений у всех сообществ вне зависимости от национальной принадлежности оказался одинаковым – отмывание денег, наркотраффик, вымогательство в особо крупных размерах.
Помощник вора в законе
Американские эксперты отвели в преступном мире Саше Самарскому роль активного помощника вору в законе Владиславу Леонтьеву. Вместе с ним на этой же ниве трудились Санкт-Петербургский создатель финансовых пирамид Алексей Зайцев и узбекский предприниматель Лазарь Шайбазян. Сам предводитель троицы, для краткости называемый в преступном мире Вадиком Белым, последнее десятилетие постоянно мотался между родным Нижним Новгородом и своими виллами в Эмиратах и Италии. Малую родину он посещает изредка и с большим нервным напряжением.
В свое время Вадик Белый крепко по-конфликтовал с местным преступным воротилой Александром Покровским. Дело дошло до стрельбы около ресторана «Гардиния», после чего Вадик Белый не рискует долго задерживаться на нижегородской земле. В «Братском круге» он ответственный за контрабанду наркотиков, приносящую огромные барыши. Мануйлов занял нишу отмывания «черных» денег. Это более квалифицированное занятие, чем вторая профессия певца, в свободное от основной работы время доверенного лица самого президента РФ Григория Лепса, которого преступный синдикат использует в качестве курьера для перевозки наличности. Армянин Лазарь Шайбазян, сменивший виды горы Арарат на плодородную Ферганскую долину, инвестирует «черный нал» в бизнес. В Узбекистане ему присвоен титул «асфальтового короля» и он считается ключевой фигурой в организации экспорта меди с Алмалыкского металлургического комбината.
След Деда Хасана
До прихода в банк Александр Мануйлов занимался продажей в страны Средней Азии буровых долот – незаменимого инструмента при освоении месторождений нефти и газа. На этом поприще он вошел в число акционеров компании «Уралбурмаш». Неизвестно, когда и каким образом на него вышли «акулы» российского криминала. По одной из версий деньги на покупку первого пакета акций банка «Волга-Кредит» Саше Самарскому дал сам Дед Хасан. Благотворительности в преступном мире не существует. Мануйлову пришлось отрабатывать вложенные в него деньги.
Банк стал проводить платежные операции между контролируемыми преступниками юридическими лицами, размещать деньги авторитетов на своих депозитах и очень быстро выбился в региональные лидеры по обналичке финансов. Мануйлов обеспечил карьерный рост в банке Татьяны Ерилкиной – племянницы начальника Главного управления Банка России по Самарской области Виктора Данилина.
С приходом нового руководства она моментально стала первым заместителем председателя правления, затем долго исполняла его обязанности и, в конце концов, на свое несчастье, заняла председательское место. Ее влиятельный родственник после принудительного ухода из Банка России целый год занимал один из руководящих кабинетов в ВКБ.
Татьяна Ерилкина
После сенсационного известия из Америки Александр Мануйлов скромно уступил свое место генеральному директору «Холдинговой компании «Татнефтепродукт» Рустаму Сабирову, но спасти «Волга-Кредит» уже было абсолютно невозможно. Поспешная акция по увеличению уставного капитала банка положительных результатов не дала. Доля акций Мануйлова на тот момент составила 22,1%.
В 2014 году ВКБ лишился лицензии, а виновной во всех грехах была объявлена Ерилкина. Самарская «Сонька-золотая ручка» сперва мошенничала с векселями ООО «ИКК «Реноме», заработав на этом деле 134 млн рублей, затем со столов в московском офисе «Развитие-Столица» тихо «увела» кипу ценных бумаг на общую сумму 272 млн рублей. В финале действа она прошлась по простым вкладчикам банка, сняв с личных депозитов 1,8 млрд рублей.
Около 2-х тысяч потерпевших теперь обивают пороги всевозможных кабинетов, именуя себя обманутыми вкладчиками и требуя справедливости. Знай заранее такой потенциал самарской бизнес-вумен, американские юристы наверняка внесли в список ее фамилию рядом с фамилией своего неприметного шефа. Саша Самарский все время пока бесчинствовала неистовая Татьяна Ерилкина тихо жил на дивиденды от акций, оплакивая безвременно ушедшего из жизни в январе 2013 года покровителя – Деда Хасана. Надежные рецепты, как избегать ненужного внимания из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова прекрасно работают в новом веке.