Понедельник , 25 Ноябрь 2024
Home / Наука и техника / 9 заблуждений по поводу дронов

9 заблуждений по поводу дронов

Дроны

Это роботы. И они летают. Они смотрят за вами. Со временем их становится все больше и больше повсюду. Дроны. Вы думаете, что все о них знаете, но на самом деле нет. Как и многие развивающиеся технологии, беспилотные летательные аппараты (они же дроны) часто вызывают недоумение, особенно в самом начале своего развития. Чтобы помочь вам разобраться в дивном новом мире, наполненном парящими, жужжащими, фотографирующими машинами, мы решили собрать самые забавные мифы о дронах.

 

На самом деле это не дроны и не квадрокоптеры

Называть дронов «дронами» нельзя, считает Виджей Кумар, профессор инженерии Пенсильванского университета. (И он не один, кто так считает, кстати). Вместе с группой коллег он работает над летающими роботами в своей лаборатории.

«Единственное дроноподобное, что есть у этих роботов, это непрерывное жужжание, которое они издают, — говорит Кумар. — Если бы я был пилотом ВВС, дистанционно управляющим транспортным средством (каковым оно и является), и вы назвали бы его дроном, я бы оскорбился».

Помимо этого всего, Кумар также говорит, что называть робота с четырьмя роторами «квадрокоптером» — это значит коверкать язык. «Квад означает четыре. Коптер — сокращение от вертолета, геликоптера. Квадрокоптер означает четыре вертолета. Робот с четырьмя роторами является вертолетом, может, даже квадроторным вертолетом. Это не набор из четырех аппаратов».

Как же называть «дроны»? Кумар говорит следующее: «Военные используют ДПЛА (дистанционно пилотируемые летательные аппараты). Когда аппарат является автономным (как в нашем случае), называйте роботом».

Опасность дронов — не вторжение в личную жизнь

Кумар признает, что многие люди живут в страхе перед дронами с камерами. Но проблема в том, что законодательство, разработанное для борьбы с такими угрозами конфиденциальности, на самом деле не имеет ничего общего с работой ДПЛА.

Федеральное агентство воздушного транспорта США сообщает, что вам запрещено управлять личным дроном на высоте ниже 100 метров над частной собственностью. Но разве удержание дрона на высоте 103 метров можно назвать решением проблемы? Жутковатый сосед, опирающийся на ваш забор и делающий снимки со своего телефона, представляет собой куда большую угрозу вашей личной жизни, и куда более реалистичную.

Дроны

«Задумываются ли люди о числе снимков с ними в Интернете, которые были сделаны без их ведома с помощью смартфонов и цифровых камер? — спрашивает Кумар. — Почему дронам нельзя делать то, что делает, например, Google Earth (правда, уже не делает)?».

Мэри Каммингс, адъюнкт-профессор кафедры машиностроения и материаловедения в Университете Дьюка, приводит еще более хороший аргумент.

«На самом деле, довольно трудно определить, что человек на земле видит с помощью камеры дрона, — говорит он. — Это как смотреть через печную заслонку». У военных есть ресурсы и обученный персонал, который может проводить куда более качественное наблюдение, поэтому Каммингс считает, что переживать о том, что кто-то будет наблюдать за вами с помощью частного дрона, вообще не стоит.

Брендан Шульман, адвокат, подкованный в вопросах законов, связанных с БПЛА, указывает на то, что нам не нужны специальные законы, чтобы предотвратить вторжение дронов в нашу частную жизнь. «Люди иногда не понимают, что уже существуют законы, охраняющие частную жизнь от подглядывания, наблюдения, незаконного вторжения и так далее, и это можно применить к дронам, поэтому нет никакого смысла городить огород. Если кто-то и вторгнется в частную жизнь, этот проступок можно назвать незаконным вне зависимости от технологий, которые используются».

Впрочем, вы наверное переживаете не столько о наблюдении за вами, сколько о том, что технологии вроде летающих роботов могут быть использованы для гнусных целей, попав не в те руки?

«Любой дрон может быть взломан умным студентом за час, — говорит Виджей Кумар. — Разве не об этом нам стоит беспокоиться? Хотя FAA обвиняют в медлительности, агентство единственное серьезно думает о безопасности. Меня удивляет также, что любители могут использовать дронов в населенных пунктах, тогда как водителям нужны права, чтобы водить».

Это не машины для убийства

В общественное сознание дроны-беспилотники начали проникать в последнее десятилетие, когда США начали использовать их в конфликтных зонах на Ближнем Востоке. Атакующие БПЛА обросли негативным ореолом, который остается и по сей день.

«Дроны — это просто платформа, с которой мы в США запускаем оружие, — говорит Каммингс. — Люди часто обвиняют дроны в нанесении излишнего ущерба при военных ударах, но нет никаких сомнений в том, что дроны наносят намного меньше ущерба, нежели военные пилотируемые самолеты. Люди хотят обвинять технологии, тогда как реальным виновником является политика».

Они не могут сбивать самолеты

Реактивный двигатель, случайно засосавший летающий высоко дрон, весьма маловероятное событие, а шансы на то, что это случится, еще меньше.

Адвокат Шульман отмечает, что пилоты замечали модели самолетов в своих окрестностях годами, но только в прошлом году FAA начало требовать от пилотов и управления воздушным движением сообщать о всех появлениях дронов в рамках системы национальной безопасности. Из этих 190 случаев, как отмечает Шульман, СМИ описали большинство как «почти вот-вот столкнулись».

Дроны

В большинстве этих «вот-вот»-случаев, наблюдения проводились с земли, в иных ситуациях не представляли угрозы. В некоторых случаях было не совсем понятно, действительно ли пилот заметил дрон. Маловероятно, что дрон может достичь высоты хотя бы в триста метров — и даже если и так, то новейшие модели вроде Phantom 3 уже идут с геопозиционированием, которое автоматически активирует GPS во избежание подлета к ближайшим аэропортам.

Вы не услышите его за километр

Хотя название «дрон» может вызывать ассоциации с шумным жужжащим насекомым, такая характеристика неприменима ко всем без исключения летающим роботам.

«Коммерческие роторные дроны вроде DJI и 3DR довольно шумные, и Безос, говорят, отмечал, что нынешние дроны Amazon слишком громкие», — говорит Тодд Хамфрис, доцент аэрокосмической инженерии в Университете Техаса в Остине. Его исследовательская группа первой доказала, что БПЛА можно управлять с помощью GPS-сигналов от внешнего источника.

«Однако глайдеры с неподвижным крылом, или роторкрафты, в состоянии почти свободного падения могут быть тихими, как воры ночью, — говорит Хамфрис. — Это адресуется тем, кто надеется обнаруживать дроны по их акустической сигнатуре, включая секретную службу, охраняющую Белый дом».

Это может быть проблемой для компаний, которые обещают ловить подозрительные дроны по их акустической сигнатуре — то есть по уникальному звуку, который издает каждый тип дрона. Такие компании уже существуют в Японии и США.

Снижение шумности дронов является одной из основных задач области технологии БПЛА: в Великобритании, например, Королевское общество защиты птиц использует крошечный дрон с шестью электродвигателями для наблюдения за исчезающими видами британских птиц. Общество утверждает, что окружающий шум вроде ветра заглушает робота настолько, что тот может подкрадываться вплотную к животным.

Дроны

Для управления дроном не нужен человек

Есть много историй о неких сомнительных персонажах, которые увлекаются запуском дронов ради привлечения туристов, причем издалека. Но БПЛА становятся все более и более автономными в полном смысле этого слова. Следовательно, никто их не контролирует. «БПЛА может обнаружить цель на земле и автоматически следовать или отслеживать движение цели без участия пилота», — говорит Хью Лиу, профессор Института аэрокосмических исследований при Университете Торонто.

Мы уже наблюдаем эти автономные возможности на примерах коммерческих дронов, которые могут автоматически следовать за хозяином. DJI представляет собой дрон, который позволяет вам создавать заранее путевые отметки GPS, которые робот должен «пройти, а затем отправиться в самоуправляемое путешествие». Также проводятся исследования, позволяющие дронам автоматически следовать друг за другом, подобно пчелам в рое или птицам в стае.

Это не игрушки

Хотя некоторые БПЛА представляют собой игрушки с дистанционным управлением, большинство все же нет. Это полноценные роботы, за которыми требуется надлежащий уход.

Лиу говорит, что БПЛА — это «не просто один транспорт», а «интегрированная система», полная бортовых датчиков, летных приводов и тому подобного. И подобно Кумару, Лиу предпочитает термин «беспилотная летательная система», а не БПЛА.

«Очевидным примером будет то, что когда кто-то запускает модель самолета, это забавный спорт по управлению машиной, — говорит Лиу. — Но когда эта машина оснащается камерой, мы все восхищаемся снимками в полете. Я предпочитаю использовать термин «беспилотная летательная система», а не БПЛА, чтобы подчеркнуть наличие системы».

Дроны

Помехи в сигналах не приводят к падению дронов

Тодд Хамфрис говорит, что еще один миф, с которым он борется, это то, что мы можем сбить дроны с неба, если заглушить их сигналы связи. Однако почти все GPS-управляемые дроны обладают системой защиты от такого события, которая называет «протокол потери связи». Этот протокол гарантирует, что заглушенный дрон автоматически отправит в себя в безопасное и заранее определенное место, которое хакер изменить не сможет.

«Более того, дроны могут быть настроены на игнорирование сообщений с земли во время полета, — объясняет он. — В таком режиме никто, даже законный оператор, не сможет удержать их от выполнения своей миссии. Режим «я вас не слышу» может быть привлекательным для вандалов или террористов, которые захотят превратить свой дрон в самогонную крылатую ракету».

Они не будут доставлять вам почту или пиццу (в ближайшее время)

Многие люди считают, что БПЛА в конечном счете наводнят окрестности и будут сбрасывать грузы у порога, подобно летающим роботам-молочникам. Но до этого нам еще далеко.

Мэри Каммингс говорит, что почтовые дроны не могут лететь слишком далеко и очень плохо переносят плохую погоду. Впрочем, в будущем мы можем увидеть все это, но скорее их будут использовать для поисково-спасательных операций. Дроны уже спасают потерявшихся туристов, например, доставляют медикаменты в труднодоступные районы или гуманитарную помощь в зоны боевых действий.

Все будет, но не сразу. Каммингс говорит, что «необходимо провести много работы в разработке новой парадигмы управления воздушным движением, а также убедиться, что эта новая технология будет надежной на фоне погоды и злонамеренных людей. Мой семилетний сын наверняка будет бросать камни, пытаясь сбить дрон».

Советуем посмотреть

Что на самом произошло в Уханьском институте вирусологии?

Почти полтора года назад в китайском Ухане произошли первые случаи заражения новым коронавирусом. Предположительным источником …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.