Вчера «Анонимный интернационал» опубликовал некоторые письма пресс-секретаря Минобороны Ксении Большаковой, в которых расписаны расценки на заказные материалы для разных изданий, а также даны установки по темам, которые следует обсуждать с представителем ведомства в эфире. В списке фигурируют и весьма уважаемые издания:
В следующем письме фигурирует уже более узкий круг СМИ:
Судя по этим расценкам Министерство обороны пытались раскрутить на цены в разы выше рыночных
Любопытно, что судя по этим расценкам Министерство обороны пытались раскрутить на цены в разы выше рыночных (рыночные расценки см. здесь). Так, например, половина полосы в МК стоит около 1,8 млн, в то время как в предлагаемых Минобороны расценках значится 74 тыс. долларов, что соответствует 3,3 млн по курсу того времени. Половина полосы в Российской газете стоит 1,2 млн, а не 3,5 млн. АиФ — 600 тыс. руб, а не 2,3 млн.
Фигуранты переписки — Ксения Большакова и Полина Быховская — заявили The Insider, что никакие заказные материалы Министерство обороны не публиковало, хотя подлинности переписки они не отрицали. По словам Ксении Большаковой, она лишь интересовалась расценками «джинсы» из журналистского любопытства. Что именно нужно было «решить сегодня», как это обозначено в переписке, Ксения Большакова не смогла пояснить.
В выкладке «Анонимного интернационала» приводится также и скриншот переписки Ксении Большаковой с помощницей главного редактора «Эха Москвы» Лесей Рябцевой.
Ксения Большакова пояснила, что радиостанции за этот эфир никто не платил, а согласование тем — нормальный порядок вещей. Однако сама Леся Рябцева сообщила The Insider, что у радиостанции заключен договор с Минобороны по поводу двух программ: «У нас с Минобороны есть договор по двум передачам: «Арсеналу» и «Военному совету», и вот они идут по договору с кем-то из Министерства, собственно. Я думаю, что эта переписка, скорее всего, была в рамках этих передач. Скорее всего, в письме речь идет о «Военном совете», обычно они отправляют такие бумажки, они есть у продюсеров, там те вопросы, которые они обсуждали со спикерами, на какие темы он готов говорить, и, соответственно, что им бы хотелось обсудить в эфире. Но то, как пройдет эфир, зависит только от ведущего».
В чем именно состоит суть договора между радиостанцией и Минобороны, Леся Рябцева объяснить затруднилась, посоветовав связаться с коммерческой службой. Однако в редакции «Эха Москвы» сообщили The Insider, что в коммерческой службе в связи с реорганизацией сейчас «нет человека, отвечающего на вопросы». Ведущий одной из этих программ («Военный совет») Алексей Дурново, заверил The Insider, что ему о договоре ничего неизвестно, что знает об этом только Алексей Венедиктов, и что вопросы гостям ведущий выбирает сам.
Меж тем Алексей Венедиктов ранее в программе «Без посредников» уже упоминал о том, что к нему со стороны дирекции радиостанции уже были претензии по поводу неучтенной рекламы в программе «Военный совет»:
«Пришло мне письмо, как у нас говорят „сверху“ — с 21-го этажа, из администрации нашей о том, что среди неучтенной рекламы, которую мы даем – очень страшная история: „неучтенная…“. А вот я нашел. Правильно: 941 тысяча в будни, 824 – в воскресные дни, в субботу-воскресенье. Значит, пришла бумага о том, что среди неучтенной рекламы – вот она у меня здесь – обнаружена неучтенная коммерческая информация в программе „Военный совет“ согласно ежедневного мониторинга. И дальше: „Прошу вас определить виновных, предоставить объяснительные и предложить меру взыскания“. Я решил понять, что же это за неучтенная реклама. А я вам сейчас скажу. Вот, что подразумевается под неучтенной рекламой: „Министерство обороны России, телеканал „Звезда“ и радиостанция представляют программу „Военный совет“. Конец истории. Упоминание Министерства обороны в „Военном совете“ мне как главному редактору вменяется как неучтенная – внимание! – коммерческая реклама.»
Поскольку на этот раз «Анонимный интернационал» не выложил переписку целиком (по их словам, в почте содержится немало информации о военных объектах стратегического значения), The Insider не удалось проверить информацию о том, были ли в итоге опубликованы проплаченные материалы. Сам «Анонимный интернационал» утверждает, что такое происходило регулярно. Однако наличиев «Коммерсанта» и «Ведомостей» в перечне изданий, с которыми якобы тоже было налажено сотрудничество, вызывает большие вопросы. The Insider уже писал о рынке заказных материалов в прессе, и эти издания на нем представлены не были. Не было этих изданий и среди тех СМИ, где размещает свою «джинсу» мэрия Москвы (подробнее об этом см. здесь).
Единственный ранее известный The Insider эпизод, связанный с «заказухой» в «Ведомостях» касался тесных отношений между журналисткой Лилией Бирюковой (ныне работающей пресс-секретарем Неверова) и замруководителя Управления внутренней политики Администрации президента Тимуром Прокопенко — известен как минимум один материал, который в АП высылался заранее. После того, как этот инцидент стал известен, главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова отреагировала очень жестко, заявив The Insider, что «Бирюкова нас всех опозорила» и пообещала «сделать из этого выводы».
Источники The Insider в сфере размещения ведомственной «джинсы» пояснили, что в случае с «Коммерсантом» и «Ведомостями» (в отличие от других газет), договоренности существуют только на уровне отдельных журналистов, поэтому гарантировать выход материала сложно — редактор может его попросту «зарубить» или изменить. Поэтому специалисты по «размещению» не советуют чиновникам связываться с этими изданиям — деньги могут взять, а материал может так и не выйти. Собственно, об этом и говориться в одном из приведенных выше писем.
Меж тем, «заказуха» — не единственная проблема, всплывшая во взломанной переписке. Как оказалось, во взломанной почте фигурирует ряд стратегических военных объектов с указанием их адреса. Информацию о взломанной почте с секретными данными уже прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков (очевидно уже завершивший свой отпуск на яхте Maltese Falcon, аренда которой стоит 26 млн. рублей в неделю):
«Использование бесплатных почтовых сервисов в служебных целях в нынешних условиях это не совсем удачное решение, а для передачи какой-то информации для служебного пользования или тем более секретной это уже за гранью безумия и абсолютно недопустимо», — заявил пресс-секретарь президента.
В пресс-службе тогда ответили, что все данные, указанные в переписке, и так есть в открытом доступе. Как это ни странно, но некоторые объекты и правда в открытом доступе обнаружились. Так, например, на сайте госзакупок фигурирует адрес и название стратегического военного объекта с упоминанием размещения на нем РК «Искандер»:
В самом Министерстве обороны пока не отреагировали на засвеченные «стратегические объекты» (если не считать реакцией публикации в «Ведомостях» и «Независимой газете».