Мирная профессия ветеринара, как оказалось, может соединять в ее обладателе ряд абсолютно противоположных качеств. Студент Санкт-Петербургской ветеринарной академии Сергей Юристович Зарипов прославился не любовью и состраданием к животным, а многочисленными жестокими заказными убийствами людей, значительную долю которых составлял прекрасный пол.
Будучи гуманитарием, он эффективно руководил бандой, в которую входили профессиональные военные. Вячеслав Ичин до этого служил в знаменитой дивизии внутренних войск «Витязь», а Алексей Городецкий осваивал науку побеждать в высшем командном училище ПВО. Несмотря на это, они безоговорочно подчинялись сугубо гражданскому студенту, изучавшему на лекциях не тактику и стратегию действий спецподразделений в городских условиях, а методы искусственного осеменения крупного рогатого скота.
Сергей Зарипов сам не брал в руки оружие. Он принимал заказы на убийство, подготавливал тщательный план операций, дотошно распределяя роли между ее участниками, отслеживал соблюдение строгих правил конспирации, вынося наказания за ее нарушения, и распределял заработанные деньги среди членов своего «рабочего» коллектива, исходя из коэффициента трудового участия.
Любитель пушистых кошечек спокойно отстреливал бизнесвуменш, а своему подельнику в качестве наказания за проступок, не моргнув глазом, собственноручно отрубил мизинец. Авторитет главаря банды был беспрекословный, несмотря на то, что он по возрасту и жизненному опыту был младше всех. Военная прослойка группировки, стабильно состоявшей из 14 человек, была разбавлена рекрутами из бывших уголовников и такими же, как Зарипов, студентов.
Банда Сергея Зарипова
Как только Сергею Зарипову стукнуло 20 лет он вместе со своим братом Андреем прибыл в северную столицу. Где-то к середине 90-х у них созрело мнение, что неповторимого успеха они могут добиться только на рынке оказания высокооплачиваемых услуг в закулисной конкурентной борьбе коммерсантов. Банда Сергея Зарипова стала одним из инструментов в руках приговоренного к пожизненному заключению политика-писателя Юрия Шутова, но продолжила свой кровавый бизнес после его ареста и осуждения.
Самое громкое дело, приписываемое Зарипову и компании, это убийство вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича. До сих пор оно официально числится нераскрытым, но мало у кого есть сомнения, что бывший студент-ветеринар не приложил к нему свои талантливые руки и мозг. 18 августа 1997 года Маневич был застрелен снайпером во время проезда на машине по одному из проспектов Питера. Убийца выпустил в жертву 5 пуль из автомата Калашникова. Оперативники быстро установили место откуда велся огонь – чердак соседнего дома. Там был обнаружен «калаш» югославского производства с оптическим прицелом и рация. Преступление тщательно готовилось. Криминалисты обратили внимание на новые запоры на чердачных дверях, нагромождение ящиков у слухового окна для обеспечения надежной опоры стволу, а затем определили, что для сокрытия следов преступник использовал галоши и нанес на руки косметический крем. Убийству, судя по всему, предшествовал длительный период слежки за вице-губернатором.
Столетие назад на тех же улицах, объявив охоту на царя и высших государственных чиновников, подобным занимались народовольцы и эсеры-максималисты. Век новых технологий сильно изменил возможности наружного наблюдения. Вместо условных знаков, расставленные на перекрестках по пути следования приговоренной жертвы, бандиты использовали радиосвязь. Следователи постепенно вышли на сотрудника питерской таможни Игоря Бондаренко, которому было предъявлено обвинение в соучастии убийству. Улики явно указывали, что он занимался слежкой и сбором информации о всех передвижениях Маневича, но на суде их оказалось явно недостаточно. Бондаренко был оправдан.
Хронология преступлений
Помимо заказных убийств, банда зарабатывала себе на хлеб разбоем и торговлей оружием. Сам главарь Сергей Зарипов показал себя на этом поприще талантливым механиком, просто Левшой. Он успешно переделывал пневматическое, газовое и сигнальное оружие в боевое и приторговывал им. С расширением числа заказов ему пришлось решать противоположную проблему – хорошенько вооружить свою банду. Им была закуплено большое количество взрывчатки – пластита, тротила, гексогена, а также пополнен арсенал тяжелыми видами стрелкового вооружения – гранатометом, пистолетом-пулеметом. В дополнение к автоматам АК преступникам был предоставлен выбор – карабины или немецкие автоматы. В результате мини-гонки вооружений оказание криминальных услуг было поставлено на поток. Такса за заказное убийство находилась в пределах твердой цены $10-15 тыс.
Хронология преступлений банды Сергея Зарипова, начавшаяся с Маневича, была продолжена в следующем году разбойным нападением на питерского предпринимателя, принесшим в кассу 1 млн уже деноминированных после августовского дефолта рублей. 1999 год был отмечен единственной потерей в составе банды. Брат главаря Андрей нечаянно подорвался на противопехотной гранате. В этом же году Зарипов лишил жизни бизнесмена Мансурова, расстрелянного в собственном подъезде.
Далее кровавый список был дополнен криминальным авторитетом Алексашиным по кличке Пудель, до того дня успешно совмещавшим теневой бизнес с официальным. Он был директором охранного агентства «Георгиевское». Некоторое разнообразие в способы умерщвления жертв принес 2002 год. Наводчик банды, заподозренный в неблагонадежности, ушел в мир иной после инъекции лошадиной дозы наркотика. Усопший сделал этот шаг не по своей доброй воле.
Пик активности банды Сергея Зарипова пришелся на 2003 и 2004 годы. Отстрел коммерсантов в подъездах продолжился. В число жертв чуть не попал скромный начальник железнодорожной станции «Лигово» некий Пташук, занимавшийся в свободное время коммерцией. Снайпер пожалел его и прострелил только ногу. Банда распространила свою преступную географию на соседнюю Новгородскую область, оставив лужу крови в Боровичах. Итог судебного процесса над Шутовым и главарем подведомственной ему банды Гимрановым несколько насторожил Зарипова. После приговора он глубокомысленно произнес: «Мы должны быть лучше». На практике это означало регулярную смену мобильных телефонов у всех бандитов. Однако, дни банды были сочтены. Сводная бригада ФСБ, МВД и Следственного комитета медленно, но неуклонно приближалась к преступникам, наконец, установив прослушку их телефонных разговоров.
Последнее дело банды
В феврале 2006 года, получив привычные $15 тыс от криминального авторитета Станислава Тюрина за устранение неуступчивой предпринимательницы Валентины Раевской, киллер группы Кескюль, тот самый без мизинца, точной стрельбой из пистолета- пулемета выполнил заказ. Охота на Раевскую была на удивление долгой. Успешной оказалась лишь третья по счету попытка. Это стало заключительным аккордом преступной арии банды Зарипова. Попытка уничтожить владельца клуба «Зет» Чатикяна закончилась арестом киллеров прямо на месте преступления. 24 января 2007 года с Сергеем Зариповым было покончено.
После 3-х летнего этапа следствия в Санкт-Петербурге начался судебный процесс над 8-ю членами банды, находившимися все это время под стражей, и 2-мя – под подпиской. Сергей Зарипов, в отличии от некоторых своих бывших коллег, полностью отрицал свою вину. 5 февраля 2011 года в зале суда был оглашен окончательный приговор. Из 11 первоначально предъявленных преступных эпизодов, подтверждение нашли только 9. Этого хватило, чтобы назначить сроки тюремного заключения от 9-ти до 18-ти лет большинству обвиняемых. Сам Сергей Зарипов и еще 2-ое преступников были приговорены к пожизненному заключению в колонии особого режима. Для того, чтобы вынести свой вердикт присяжным пришлось ответить на более, чем 200 вопросов. Теперь Зарипову предстоит повторить судьбу своего бывшего шефа Юрия Шутова. Других вариантов у него нет.