В скором времени завершится уголовное дело в отношении бывшего главы Федеральной Службы Исполнения Наказаний (ФСИН) Александра Реймера. Он обвиняется в мошенничестве при покупке на бюджетные средства браслетов для заключенных. По версии следствия, браслеты покупались по искусственно завышенным ценам. В дальнейшем, разница между рыночной ценой и ценой поставки ложилась в карман организаторов данной схемы. Таким образом государственной казне был нанесен урон более чем на 3 миллиарда рублей. Реймер был ключевой фигурой в данной схеме, так как именно он подписывал все документы, связанные с покупкой браслетов.
Его адвокаты уверяют, что их подзащитный сам был обманут мошенниками, так как каждый день подписывал кучу различных бумаг, и вникать в каждую не хватило бы его рабочего времени. Так было и с документами о поставке браслетов, которые он также подписывал не глядя, не считая, что его могут подставить. Однако данное дело обстоит не совсем так, как пытаются выставить его адвокаты.
Высокое назначение
Прежде чем придти на службу в ФСИН, Александр Реймер долгое время проработал в милицейском ведомстве. Показатели его работы всегда были высоком уровне. Он был отличным милиционером, начав свою работу в органах с 1979 года, сразу после окончания Омской высшей школы милиции МВД СССР. В течении следующих пяти лет Реймер сделал неплохую карьеру, занимая высокие должности в МВД Оренбургской области.
В 1993 году он возглавил УВД города Орск, а в 2001 уже был назначен на должность первого заместителя начальника УВД Оренбургской области — начальника криминальной милиции. В 2004 году назначен начальником Управления внутренних дел Оренбургской области. За два последующих года работы Реймер стал начальником Главного управления внутренних дел Самарской области. На этой должности он пробыл с 2006 по 2009 годы, а затем неожиданно для всех ушел во ФСИН, причем не рядовым начальником, а самым главным человеком в системе исполнения наказаний, став директором этой службы.
Непонимание
Бывшие коллеги недоумевали от нового назначения Реймера. Он прекрасно чувствовал себя в МВД, а ФСИН это совершенно другая организация, где был совершенно другой подход к работе, да и другие цели службы, не свойственные для человека, всю жизнь проведшего в системе МВД. Однако у Александра Реймера было другое мнение, и он принял новый пост, на котором в 2010 году указом президента получил звание генерал-полковника внутренней службы.
Сами ФСИНовцы встретили нового руководителя без энтузиазма. Он был для них человеком со стороны, от которого неизвестно было чего ожидать. Впрочем так и получилось. Первым же указом, Реймер убрал многих людей из команды бывшего директора ФСИН Юрия Калинина. Вместо них, эти места заняли люди из МВД. Среди начальников службы было недовольство, но в итоге те, кто остался при своих должностях, уже не перечили новому руководству.
С приходом Реймера установилась мода на прослушку кабинетов начальников. Все делалось нелегально, так как чтобы установить прослушивающее устройство, требовалось разрешение суда. А для получения такого разрешения, необходимы были подозрения в нарушении человеком своих должностных обязанностей.
Когда в ФСБ поступила информация, что первый зам главы ФСИН Эдуард Петрухин следит за своим шефом, сотрудники спецслужбы провели обыск в его кабинете. В итоге нашли «жучок», однако он был заложен именно в кабинете Петрухина. Оказалось что тот сам является жертвой, но никак не организатором сбора компромата.
Зэки без связи
Еще при бывшем директоре Калинине, сотрудники ФСИН пытались бороться с сотовой связью, которой часто пользовались заключенные, вопреки внутренним правилам. Дело особо не пошло, и уже при Реймере была закуплена аппаратура, способная «глушить» сотовый сигнал. Первым СИЗО, в котором решили проверить действие новой системы, была выбрана «Бутырка».
Действительно, аппаратура сумела блокировать сеть. Но заключенные, уже привыкшие к общению с волей по телефону, не захотели отказываться от такого удовольствия. А коррумпированные сотрудники не хотели отказываться от денег, которые им платили за телефоны, проносимые в камеры.
Голь на выдумки хитра, поэтому по камерам были разосланы малявы о сборе средств в общак, и в дальнейшем на эти деньги были подкуплены жители близлежащих к «Бутырке» домов. Эти жители стали жаловаться, что у них перестали работать мобильные телефоны. Чтобы не вызвать общественного резонанса, пришлось срочно отключать аппаратуру.
Подобный случай «глушения» сотовой связи имелся и в колонии Краснокаменска, когда туда был доставлен опальный олигарх Михаил Ходорковский. Эксперимент также не был успешным, аппаратура трижды выходила из строя. Да к тому же после прибытия сюда олигарха, две сотовые компании неожиданно установили рядом с колонией по вышке, чтобы обеспечить улучшения здесь подачи сигнала. Эту борьбу проиграла ФСИН.
Педант
Александр Реймер поначалу неуверенно справлялся со своими задачами. Здесь он не знал кому можно доверять, а от кого ждать подвоха. Об этом свидетельствуют его подчиненные. Для уверенности требовалось иметь опыт работы во ФСИН, а у Реймера его не было. Поэтому первоначально он каждую поступающую к нему информацию перепроверял через своих заместителей. Если чего-то не понимал, не боялся напрямую спросить, чтобы ему все разложили по полочкам. Реймер пытался вникнуть во все дела, выслушивая более опытных начальников, с большим стажем работы. Им он задавал очень много вопросов, связанных с работой учреждений. Всю информацию педантичный немец запоминал, и в итоге применял на службе.
Когда начались разговоры о браслетах для заключенных, Александр Реймер собрал подчиненных и они высказывали свое мнение на этот счет. Директор ФСИН также не остался в стороне от обсуждения, и четко аргументировал свою позицию насчет этого.
В 2009 году Реймер поехал в командировку в Болгарию, чтобы перенять их опыт использования браслетов. Он слушал выступления еврокомиссаров и производителей браслетов, которые предлагали свои изделия для России. Но Реймеру не нравилось то, что иностранные производители будут поставлять браслеты, а их обслуживание будут проводить какие-то сторонние фирмы. Реймер был против аутсоринга.
После этой командировки, директор ФСИН решил, что производиться браслеты должны в России, и использоваться в них должен не GPS а его Российский аналог ГЛОНАСС. По этому поводу он часто разговаривал со своими заместителями. До тех пор, пока в ведомство не пришел Николай Криволапов, который стал заместителем Александра Реймера.
Реймера подставили
Во ФСИН с приходом Александра Реймера произошел один инцидент. Поставленные по контракту системы безопасности, закупленные у одной российской фирмы, оказались плохого качества. По этому контракту было заплачено 200 миллионов рублей, а по факту данный товар стоил не более 50 миллионов по рыночной цене. Реймер распорядился вернуть ненадлежащие изделия обратно поставщику и заявить об афере в Следственный Комитет. Он считал, что этот контракт был заключен еще Калининым перед самым его уходом. Когда же подняли документы, оказалось, что подпись на закупку была поставлена самим Реймером.
Просто кто-то воспользовался ситуацией, и подсунул только вступившему в должность директору ФСИН кипу документов, среди которых и находился данный документ. Тут же по его распоряжению заявление в СК было отозвано. Чтобы не допустить подобного, было предложено решение сделать тендеры на поставку товаров во ФСИН закрытыми, и самим выбирать победителей.
Этому воспротивился начальник «Главного центра инженерно-технического обеспечения» полковник Виталий Наконечный. Он считал все это дело мошенничеством. Нельзя засекретить конкурс, который 12 лет был публичным. Закон запрещает засекречивать то, что не является гостайной, и тем более заранее определять участников и победителей конкурса.
Сомнительная поставка
Вскоре был проведен конкурс на поставку очередных систем безопасности для ФСИН. Странным было то, что в списке участников конкурса были фирмы, расположенные по одному и тому же адресу. Например по Бумажному проезду находились две компании, подавшие документы на конкурс. Но ни одна из них ранее не участвовала в поставках для ФСИН, и не принимала участия в тендерах. И наконец, эти компании вообще не были производителями каких либо систем.
Виталий Наконечный сообщил о своих подозрениях Реймеру, объяснив, что вновь за дело взялись аферисты. Данные компании «провел» в список участников Николай Криволапов, который к тому моменту уже выбирал победителей тендера сам. Александр Реймер даже и слушать не стал своего подчиненного. А вместо этого, чтобы не произошло утечки информации, на Наконечного завели уголовное дело по статье о незаконном хранении боеприпасов.
В итоге победителей конкурса определили в апреле, а победили они через полгода — в сентябре 2010-го.
Фатальные браслеты
Николай Криволапов рьяно взялся за дело с браслетами для заключенных. Он сообщил, что в России нет ни одного производителя данных систем. Поэтому решено было создать предприятие ФГУП, которое бы выпускало данную продукцию. По странному стечению обстоятельств, предприятие было зарегистрировано все по тому же адресу в Бумажном переулке.
Странным является и то, что Криволапов не знал о том, что на территории России имеется по крайней мере несколько фирм, которые изготавливают браслеты для заключенных. К тому же сам Александр Реймер присутствовал 8 июля 2010 года на информационном форуме в Твери, где лично держал в руках три разных браслета, созданные тремя разными Российскими предприятиями.
На этом же форуме был и находящийся сейчас под следствием Никита Белых, экс-губернатор Кировской области. Он лично примерял изделия на себе, не подозревая, что в скором времени окажется в СИЗО. Также в Твери присутствовали и люди из Московского правительства, воочию видевшие, что браслеты производятся довольно успешно Российскими компаниями. Но почему-то через месяц ФСИН написало докладную в правительство РФ, где сообщило, что рынка браслетов для заключенных в России нет, как и предприятий, которые могли бы выпускать эти изделия.
Поэтому и было создано ФГУП, которое якобы должно было заняться производством браслетов. Однако ФГУП без всяких конкурсов заключает договор с фирмой «Мета», руководство которой хорошо знакомо с Криволаповым. «Мета» была четвертым предприятием в РФ, которое якобы производило браслеты. Почему руководство ФСИН не провело конкурс среди этих предприятий, и не выбрало наиболее некабальные условия покупки, неизвестно. Также как и то, почему правительству было доложено о том, что в России нет предприятий данной сферы.
Итогом сделки стало то, что «Мета», по факту не выпускавшая браслеты, стала закупать их в Перми. Цена изделия, поступавшего во ФСИН, возрастала неимоверно. Только потом «Мета» сама смогла производить браслеты, причем для этого было куплено оборудование на бюджетные деньги ФГУП. Само производство расположилось в Самаре, где ФГУП арендовал для этого площади. Самое интересное, что арендодателем была сама «Мета». Такая вот хитрая схема увеличения капитала.
С помощью появившегося оборудования, предприятие стало выпускать и непрофильные товары. Такие например, как спортивный инвентарь. Браслеты для заключенных позволили наладить серьезный бизнес для людей,которых допустили к производству.
О безконкурсных контрактах с «Метой» Александр Реймер знал, так как именно он принимал решения по этим вопросам. Браслеты по данным того же Наконечного, были не самого лучшего качества. Некоторые изделия поступали во ФСИН вообще с серьезным браком. Но отдавать контракт на поставки другим фирмам, Реймер не спешил. На суде директор «Меты» Николай Мартынов заявил, что у директора ФСИН был большой интерес именно в сотрудничестве с ними. Мартынов лично приносил Александру Реймеру 140 миллионов рублей в его кабинет на Житной. Хотя сам Реймер отрицает данный факт.
Освобождение от должности
26 июня 2012 года Владимир Путин неожиданно для всех освободил Александра Реймера от занимаемой должности. Хотя по словам источников, близких к руководству ФСИН, Реймеру еще в мае было предложено уйти со своего поста. Он не стал этого делать. Итогом стал указ президента об отстранении. По словам все тех же источников, в это время Реймер попал в разработку, как участник более мелких мошенничеств, связанных с закупкой продовольствия для колоний. В общем решили убрать его без скандала.
Но все же в итоге скандал вышел такой, что задел практически всю страну, когда вскрылась афера с браслетами для заключенных. 30 марта 2015 года Александр Реймер был вызван на допрос в следственный комитет для дачи показаний по этому делу. Генерал-полковник явился в кабинет следователя, где его тут же арестовали, предъявив обвинение в крупном мошенничестве.
Николай Криволапов также был арестован по данному делу, однако в отличии от Реймера, который находится в СИЗО, тот под домашним арестом, с тем самым браслетом на ноге, из-за которых и вышел весь сыр-бор. По нашим данным, браслеты Криволапову меняли несколько раз, так как они периодически ломались.
Кстати за поломку браслета, люди выплачивают штраф в размере его полной стоимости. Причем не по рыночной цене, а по тем самым накрученным ценам, по которым их закупало ФСИН.
Из-за этого скандала последовало несколько исков о возмещении средств от людей, которые заплатили полную «коррупционную» стоимость, причем за поломку заранее негодных браслетов, так как практически каждое второе изделие являлось бракованным.
Сейчас уже подходит к концу данное уголовное дело. На скамье подсудимых будет слушать приговор помимо руководства ФСИН и Николай Мартынов, бизнесмен, сыгравший не последнюю роль в этой афере государственного масштаба.