Санкции России против США: законопроект оказался «дублем»
В РФ уже есть закон, позволяющий вводить подобные меры
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Депутаты хотят дать президенту право ввести санкции, но оно у него давно уже есть.
В Госдуму внесен законопроект, который наделяет президента России правом ответить на внесен законопроект и других государств. Ассортимент возможных мер предложен весьма широкий. Но зачем нужна эта инициатива — не понятно: в России с 2007 года действует закон, позволяющий президенту принять решение о любых санкциях в ответ на любые недружественные меры любого государства.
11 апреля спикер Вячеслав Володин, выступая от имени фракции «ЕР» во время отчета правительства, призвал «ответить на хамское поведение со стороны Соединенных Штатов» и «принять зеркальные меры по отношению к той продукции США, которую они к нам импортируют».
И вот 13 апреля за подписью спикера, лидеров фракций КПРФ, ЛДПР, «ЕР» и «СР», а также первого вице-спикера Ивана Мельникова (КПРФ) в Госдуму был внесен законопроект с мозгодробительным с точки зрения русского языка названием «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств».
В документе утверждается, что он направлен не только на «пресечение», но и на «предупреждение» противоправных недружественных действий США и других государств, что означает: санкции могут носить и превентивный характер.
А «иными государствами» предлагается считать те, которые присоединились к санкциям США в отношении отдельных отраслей нашей экономики, юридических лиц, физлиц, или «поддержавшие такие решения». Присоединившиеся только к «политическим» санкциям или визовым ограничениям, видимо, могут пока не беспокоиться.
В перечне возможных ответных мер 16 пунктов. Здесь и запрет или ограничение ввоза алкоголя или табака, сельхозпродукции, сырья или продовольствия, и запрет на въезд граждан «по списку», составленному МИДом.
Кроме того, предлагается «прекращение или приостановление» международного сотрудничества или сотрудничества в атомной отрасли, ракетно-двигательной отрасли и авиастроении с организациями, в которых доля США и «иных» примкнувших государств составляет более 25%.
Компаниям с такой долей американского капитала, полагают авторы, можно будет запретить участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества в России и вывозить с её территории редкоземельные металлы, а также оказывать аудиторские, консалтинговые и юридические услуги. Высококвалифицированных иностранных специалистов тоже можно выслать.
Ещё депутаты считают допустимым запрет или ограничение ввоза технологий и программного обеспечения для государственных, муниципальных нужд или нужд «отдельных видов юридических лиц», а с американских самолетов и самолетов «иных государств» хотят брать повышенные аэронавигационные сборы.
«До кучи» позволяется и запрет на ввоз лекарств из США и «иных государств» — кроме тех наименований, которые у нас не производятся, да и вообще — запрет на ввоз любых «иных товаров».
Но гражданам для своих личных нужд ввозить алкоголь, табак, лекарства и прочие запрещенные товары будет можно…
Решение о введении санкций принимает президент, а потом правительство определяет набор конкретных ограничительных мер из предложенного перечня, говорится в документе.
Можно было бы не сомневаться, что эта инициатива предварительно как минимум согласовывалась с Кремлем и правительством — в таких вопросах самодеятельность не приветствуется. Но правительственные юристы владеют техникой написания законопроектов, а внесенный в Госдуму документ предлагается ввести в действие «со дня его подписания». Кем подписания — не уточняется, хотя можно предположить, что президентом.
Эта формулировка, увы, безграмотна. В российском законодательстве принято вводить законы в действие или «с момента опубликования», или с какой-то конкретной даты. Если ничего про сроки введения новых норм в тексте документа не сказано — он вступает в силу через 10 дней с момента опубликования…
Но ещё удивительнее другое: дело в том, что и сейчас ничто не мешает президенту Путину при желании принять решение о введении санкций против США и «иных государств»!
С января 2007 года в России действует закон «О специальных экономических мерах», который подробно прописывает процедуру введения санкций и в общем виде перечисляет возможные направления ударов.
Этот закон никто не отменял, и он неоднократно применялся за последние годы нашими властями. И процедура введения санкций там прописана сходная: решение принимает президент на основании предложений Совбеза, право инициировать запреты и ограничения дано и Госдуме, и Совету Федерации. Срок действия санкций тоже определяет глава государства.
Зачем понадобился ещё один закон на ту же тему, только более частного характера — сказать трудно. Но пропагандистский эффект несомненен.
Депутаты Госдумы сейчас уходят в двухнедельный отпуск, следующее пленарное заседание пока намечено на 8 мая. Но чтобы дать громкой инициативе ход и разослать её для получения отзывов, 16 апреля будет проведено внеочередное заседание Совета Думы.
Читайте материал: Москва приготовилась ответить на санкции США: пострадают снова россиянине