Приднестровье не отпустит российских военных, несмотря на ООН
Потому что большинство из них — местные жители
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Молдавия своеобразно отметила скорбную для всех народов бывшего СССР дату 22 июня. В очередную годовщину нападения гитлеровских войск на Советский Союз Генеральная Ассамблея ООН приняла молдавский проект резолюции с призывом к немедленному выводу из Приднестровья российских войск. Напомним, что российские военные находятся на территории непризнанной республики в двух ипостасях: в качестве миротворцев и в составе Оперативной группы российских войск (ОГРВ). Так о каких же войсках идет речь?
ОГРВ была создана в апреле 1995 года на базе 14-й армии Вооруженных сил СССР, которая после распада страны была переведена под российскую юрисдикцию. Ее главной задачей является охрана складов с вооружением и боеприпасами в приднестровском селе Колбасное, оставшихся там еще со времен Советского Союза. Это хранилище — самое большое в Европе, утилизация всех этих смертоносных «сокровищ» — дело непростое, учитывая, что в Колбасном до сих пор хранятся даже снаряды времен Второй мировой войны.
Другой важной задачей ОГРВ является подготовка военнослужащих к участию в миротворческой миссии. Миротворцы были введены в зону приднестровского конфликта в соответствии с «Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе республики Молдова». Данное соглашение было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Молдовы Мирчей Снегуром в присутствии лидера Приднестровской республики Игоря Смирнова. Этим же соглашением была создана Объединенная контрольная комиссия, задачей которой является контроль за соблюдением режима прекращения огня между конфликтующими сторонами. Именно ОКК принадлежит «верховная власть» в зоне безопасности, она решает все вопросы, в том числе связанные с деятельностью миротворцев.
Первоначально в зону конфликта вошли российские миротворцы, потом формат миротворческой операции стал трехсторонним (сегодня в ней участвуют воинские контингенты от РФ, Молдовы и Приднестровья). Впрочем, в связи с тем, что в последнее время Кишинев блокирует возможность ротации российских миротворцев, фактически в качестве российских миротворцев выступают приднестровцы — местные жители, имеющие гражданство РФ.
Поэтому все призывы к РФ «вывести миротворцев» являются ничем иным, как пустым сотрясением воздуха: вывести из Приднестровья несколько сотен коренных жителей, пусть и одетых в российскую военную форму, но имеющих на этой земле дома, квартиры, родителей, жен и детей, можно только путем процедуры, именуемой в мировой практике «этнической чисткой» или депортацией. Добровольно они никуда не выведутся, а при возникновении реальной угрозы их семьям — возьмутся за оружие. А такая угроза в случае прекращения миротворческой операции на Днестре непременно возникнет.
По сути же, у Кишинева нет никаких правовых оснований требовать вывода миротворцев. Они могут быть выведены только в двух случаях. Либо по согласованию сторон, то есть в том случае, если конфликт будет полностью урегулирован, и Кишинев с Тирасполем решат, что миротворцы больше не нужны. Но пока этого нет, Приднестровье возражает против вывода миротворцев. Или же Кишинев может в одностороннем порядке выйти из Соглашения от 21 июля 1992 года, что «влечет за собой прекращение деятельности Контрольной комиссии и приданных ей воинских контингентов». Но пока о намерении совершить такой шаг никто в Молдове не заявлял: видимо, там отдают себе отчет в том, что его последствия могут быть совершенно непредсказуемыми. Ведь в этом случае стороны вернутся к состоянию лета 1992 года — то есть открытого вооруженного конфликта между берегами Днестра.
Кстати, ранее молдавская сторона поясняла, что речь идет все-таки не о выводе из Приднестровья миротворцев, а всего лишь ОГРВ. История тянется с прошлого года, когда в июле 2017-го парламент Молдавии принял заявление о выводе российских войск с территории ПМР. Тогда же было заявлено о намерении поставить этот вопрос на голосование в ГА ООН. Так что резолюция все-таки касается именно ОГРВ, так как требовать вывода собственно миротворцев у ООН нет никаких правовых оснований. Но от этого не легче, потому что очевидно, что Приднестровье не даст вывезти со своей территории вооружения, хранящиеся в Колбасном, пока конфликт с Кишиневом полностью не урегулирован.
Так что, похоже, резолюция ГА ООН — это просто очередной пиар-ход со стороны прозападных политиков Кишинева, и никаких практических последствий она иметь не будет. Тем временем ОГРВ в Приднестровье накануне заседания Генассамблеи провела антитеррористические учения, что вряд ли можно считать простым совпадением.