Четверг , 25 Апрель 2024
Home / Политика / Пар сгущают до табачного дыма

Пар сгущают до табачного дыма




Президент раздал поручения по итогам встречи с СПЧ Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с членами президентского Совета по правам человека (СПЧ) 8 декабря 2016 года. Администрации президента (АП) совместно с Минюстом поручено проанализировать правоприменительную практику закона об НКО—иностранных агентах. Этой работой займется специальная рабочая группа под руководством первого заместителя главы АП Сергея Кириенко. Глава СПЧ Михаил Федотов уже передал свои предложения в Кремль. Он предлагает уточнить в законе, что такое «иностранные источники» и «получение средств» от них. Владимир Путин поручил проанализировать правоприменительную практику, связанную с деятельностью НКО—иностранных агентов. Этой работой займутся Сергей Кириенко, Минюст и спецпредставитель президента по вопросам экологии Сергей Иванов. Доклад на эту тему президенту должны представить до 30 марта. Тема НКО поднималась членами СПЧ на встрече с президентом 8 декабря. В качестве примера, как закон работает, глава СПЧ Михаил Федотов приводил экологические организации — они составляют примерно треть включенных в реестр иностранных агентов НКО. В ответ Владимир Путин предложил включить в работу над этим вопросом Сергея Иванова, который «занимается целенаправленно экологией», а Сергею Кириенко поручить «в целом посмотреть на этот закон еще раз», подчеркнув, что первый замглавы АП «уже имеет такую просьбу и поручение» со стороны главы государства. Анализом правоприменительной практики закона об иноагентах может заняться специальная рабочая группа при первом заместителе главы АП, сказал «Ъ» глава СПЧ Михаил Федотов. По словам члена комиссии СПЧ по развитию НКО Мары Поляковой, «детальное обсуждение поручений президента начнется после праздников». Рабочая группа по НКО существует в Кремле с 2009 года. В конце 2015 года группа под руководством Вячеслава Володина (сейчас — спикер Госдумы) скорректировала понятие «политическая деятельность». 8 декабря Михаил Федотов напомнил президенту, что тот еще в 2015 году давал поручения уточнить закон, «убрав оттуда всякую правовую неопределенность». Поручение было выполнено, но «исключительно формально, фактически проблемы только усугубились», отмечал глава СПЧ. «И со старой формулировкой, и с новой (после 2015 года.— «Ъ») почти любую НКО можно признать агентом»,— заявил «Ъ» Михаил Федотов. Чтобы этого избежать, по его словам, нужно менять либо правоприменительную практику, либо закон. Глава СПЧ предлагает поправить терминологию. Свои предложения он уже передал в Кремль. По его словам, в законе стоит уточнить, что подразумевается под термином «получение денежных средств от иностранных источников». «Можно ведь продать ноутбук таджикскому гастарбайтеру, и вы окажетесь иноагентом. Следовательно, нужно добавить слова «получение на безвозмездной основе»»,— сказал он. Кроме того, сейчас в законе записано, что отнесение НКО к агентам возможно, если организация получает средства или имущество от иностранных источников и участвует в политической деятельности «в том числе в интересах иностранных источников». Фраза «в том числе» позволяет трактовать закон беспредельно широко, полагает господин Федотов и предлагает ее убрать. Уточнить, по его словам, необходимо и понятие «иностранный источник», исключив из него прежде всего международные организации, в которых участвует Россия, а также иностранные государства, непричастные к антироссийским санкциям. Ранее собеседники «Ъ» в Кремле не исключали, что закон «может быть чуть-чуть подкорректирован». О такой возможности источники «Ъ» говорили после включения в реестр иноагентов «Левада-центра» (см. «Ъ» от 6 сентября 2016 года). При этом 30 декабря 2016 года реестр агентов пополнил информационно-аналитический центр «Сова». По словам руководителя организации, члена СПЧ Александра Верховского, в акте проверки Минюста говорится, что центр получает иностранное финансирование и публично оценивает деятельность органов власти, что является политической деятельностью. Правозащитник назвал формулировку «дикой». По его словам, после новогодних праздников организация обжалует решение ведомства в суде. Софья Самохина, Максим Иванов Белый дом признал его потребность в усиленной господдержке Правительство расширило действие концепции развития дальневосточных приграничных территорий — теперь она распространяется не только на поселения Дальневосточного федерального округа (ДВФО), но и на Забайкальский край и Бурятию. Теперь эти территории получат такую же господдержку, как и Дальний Восток. Приближение административной поддержки макрорегиона к дальневосточному уровню на этом не остановится — к февралю Минэкономики должно представить в Белый дом предложения по формированию спецразделов в госпрограммах для Байкальского региона по аналогии с Дальним Востоком, спецразделы для которого контролирует Минвостокразвития. Бурятия и Забайкальский край наравне с дальневосточными регионами получили особый статус — на них распространено действие концепции развития приграничных территорий ДВФО. Распоряжение правительства об этом опубликовано на сайте Белого дома. Напомним, концепция была разработана Минвостокразвития и утверждена правительством в ноябре 2015 года. Финансирования этот документ не предполагает — основные средства на обеспечение развития Дальнего Востока и Байкальского края заложены в соответствующей госпрограмме (в 2017-2019 годах — более 50 млрд руб.). Власти рассчитывают, что особый статус таких территорий поспособствует закреплению населения в приграничных населенных пунктах, приросту малого и среднего бизнеса, а также модернизации инфраструктуры. Напомним, впервые идея объединения 11 регионов Дальнего Востока и Забайкалья в особый макрорегион под управлением специальной госкорпорации обсуждалась еще в 2012 году (вместо Бурятии в него предлагалось включить Иркутскую область), но была отвергнута, как административно неприемлемая. Обсуждаемая сейчас возможность расширения действия концепции приграничного развития за пределы Дальнего Востока также рассматривалась и ранее, но тогда перспективы казались более отдаленными — исходить планировалось из успешности ее реализации. Пока деятельность правительства была формальной — до конца 2016 года велась организационная работа, а реальные мероприятия должны начаться в этом и продлиться до 2025 года. Как отмечается в новой версии документа, подготовленной Минэкономики, экономика байкальских приграничных территорий «имеет преимущественно слабый, дотационный характер», во многом описание их положения выглядит более удручающим, чем в дальневосточных регионах. Так, обеспеченность расходов бюджетов приграничных муниципалитетов собственными доходами в Байкальском регионе составляет в среднем 66,5% (против 92% по ДВФО). Слабо развит малый и средний бизнес, его доля составляет 1,5% в Бурятии и 1,8% в Забайкалье (9% в ДВФО и 21% в среднем по РФ). В «критическом состоянии» находятся автодороги в приграничных поселениях, ежегодно ухудшается состояние жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. Износ сетей тепло- и водоснабжения составляет 83% (в ДВФО — 70%), а доля негазифицированных приграничных поселений в Забайкалье достигает 92%, а в Бурятии и вовсе 100% (на Дальнем Востоке — 64%). Кроме того, отмечается «практически повсеместное отсутствие сотовой связи в ряде приграничных пунктов» — их жители вынуждены пользоваться услугами операторов Китая и Монголии. Отметим, придание нового статуса территориям Бурятии и Забайкалья укладывается в наметившуюся тенденцию по приравниванию поддержки Байкальского региона к поддержке Дальнего Востока. С середины 2015 года Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) получил юридический механизм для оказания помощи проектам в Байкальском регионе — но они проходят по линии Минэкономики, а не Минвостокразвития. По оценкам вице-премьера Юрия Трутнева, для полноценного развития Байкальского региона требуется докапитализация ФРДВ на 25% от потребности в средствах на развитие Дальнего Востока: глава фонда Алексей Чекунков ранее оценивал ее на 2017 год в 20 млрд руб. Правительство же продолжит расширять административную поддержку макрорегиона: к 1 февраля Минэкономики должно представить предложения по целевым разделам госпрограмм на развитие Байкальского региона (ДВФО получил право контролировать «свои» целевые разделы в ноябре 2016 года). Евгения Крючкова Мосгордума (МГД) может начать работу в 2017 году с внесения в Госдуму законопроекта о регулировании продажи и использования вейпов (электронных испарителей). Поправки призваны приравнять вейпы к сигаретам: их использование в общественных местах будет ограничено, а продавать их можно будет только совершеннолетним. Инициатором проекта является спикер МГД Алексей Шапошников («Единая Россия»). Схожие законопроекты в Госдуму вносились, но одобрения не получили. Господину Шапошникову такие инициативы нужны «для повышения личной популярности и напоминания москвичам о существовании Мосгордумы», считает эксперт. Спикера Мосгордумы не устроило, что федеральное законодательство «не регулирует вопросы курения, продажи, оборота электронных сигарет (вейпов), в том числе несовершеннолетним». По информации «Ъ», в МГД обсуждалось несколько вариантов, как добиться контроля над вейпингом: предлагалось, в частности, поддержать уже внесенные в Госдуму схожие законопроекты или попытаться регулировать этот вопрос в рамках городских полномочий в соответствии с законами «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об образовании в РФ». В итоге было решено, что таких полномочий недостаточно, а чужие инициативы могут остаться без движения. Поэтому Мосгордума планирует после новогодних праздников оформить свои предложения в отдельный законопроект и внести его в Госдуму. МГД хочет ввести понятия «электронные системы доставки никотина» (ЭСДН) и «электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином», чтобы под регулирование подпадали никотиносодержащие и безникотиновые электронные испарители, электронные сигареты, электронные кальяны, электронные парогенераторы и другие аналогичные устройства. Предложено запретить продажу вейпов несовершеннолетним; ограничить использование вейпов с никотином в общественных местах; ограничить рекламу вейпов; установить требования, которые «позволят их классифицировать, определять некачественную продукцию и контролировать ее оборот». «Использование вейпов не регулируется антитабачным законом в силу отсутствия в них табачного дыма, процесса тления и визуального сходства с сигаретами,— сказал «Ъ» Алексей Шапошников.— Есть основания предполагать, что моду на вейпы продвигают производители, среди которых есть и табачные компании. В условиях сокращения рынка они борются за сохранение прибыли, искусственно формируя спрос на новый вид продукции». По его словам, использование вейпов «такая же пропаганда курения, как и в случае с обычными сигаретами». Спикер МГД также предлагает департаменту образования Москвы провести в школах лекции о вреде вейпинга и подумать над созданием социальной рекламы против «парения». Дискуссия вокруг ограничения вейпинга идет давно. «Сегодня пар, завтра никотин. Надо запрещать»,— призывал в сентябре экс-глава Роспотребнадзора, депутат Госдумы Геннадий Онищенко. В декабре о необходимости приравнять электронные сигареты к обычным заявили в Минздраве. «Алексей Шапошников мало известен широкой публике. Так что резонансные законопроекты для повышения личной популярности и напоминания москвичам о существовании Мосгордумы явно не лишние»,— считает политтехнолог Константин Калачев. Председатель правления Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем (ПАУРРЭНС) Максим Королев убежден, что полностью распространять на электронную продукцию ограничения, действующие для обычных сигарет, неправильно: «Наоборот, электронные системы должны в определенной степени поощряться к распространению, потому что таким образом достигается цель рамочной конвенции ВОЗ — уменьшить вред от канцерогенов, содержащихся в табачном дыме». Он добавляет, что примерно полтора года назад сенаторы Валерий Рязанский и Игорь Чернышев выступали с инициативой, подобной предложению Мосгордумы, но она не была поддержана. Позже, в апреле 2016 года, сенаторами в Госдуму были внесены два законопроекта, которые, по мнению господина Королева, содержат справедливые ограничения для отрасли. Речь идет о базовом проекте «Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина» и сопровождающих его поправках к другим законам. Эти инициативы допускают использование электронных систем в заведениях общепита и на объектах транспортной инфраструктуры — аэропортах, остановках, станциях. При этом запрещается использование внутри транспортных средств, на рабочих местах, в медицинских, спортивных и культурных учреждениях. Допускается также реклама в печатной прессе. Начиная с 2017 года производители электронных систем доставки никотина вынуждены платить акциз в размере 40 руб. за штуку (в 2018 году он должен составить 44 руб., в 2019-м — 48 руб.). Жидкости, которые используются в таких системах, с этого года облагаются акцизом в 10 руб. за 1 мл. По данным ПАУРРЭНС, сегодня в России около 1,5 млн пользователей электронных систем. При этом их число ежегодно увеличивается на 20-25%. Таисия Бекбулатова, Олег Трутнев

Советуем посмотреть

Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза

МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.