Home / Политика / Неполная замена

Неполная замена



В проект федерального бюджета на 2017–2019 годы могут быть внесены расходы на новую госпрограмму по реализации национальной политики, разработанную Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН). Сам проект госпрограммы стоимостью 40 млрд рублей сейчас проходит финальные согласования и, как ожидается, будет внесен в Госдуму и правительство 5 декабря. При этом самому агентству могут повысить статус до министерского. Проект программы «Реализация государственной национальной политики» на 2017–2025 годы направлен на «достижение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации», говорится в пояснительной записке. Госпрограмма включает в себя развитие системы общественно-государственного партнерства, языковой политики, укрепление единства российской нации (проект программы и пояснительная записка имеются в распоряжении «Известий»). Сейчас проект проходит последние согласования с профильными федеральными органами исполнительной власти, а уже на следующей неделе будет направлен в Минэкономразвития и Минфин. Как ожидается, после утверждения правительством РФ строка о расходах на госпрограмму появится в таблице поправок к проекту ФЗ «О бюджете» на 2017–2019 годы ко второму чтению. — Мы должны утвердить ряд мероприятий, которые сейчас добавляют федеральные органы исполнительной власти. Свои уже внесли Минкультуры, Ростуризм, Росмолодежь, Роспечать, Минобразования и МВД, — пояснил «Известиям» заместитель руководителя ФАДН Михаил Ипатов. В частности, в план мероприятий добавились молодежные патриотические и образовательные форумы, в том числе посвященные профилактике и противодействию экстремизму на национальной и религиозной почве. Напомним, новая госпрограмма должна заменить действующую федеральную целевую программу (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов РФ», которая была принята в конце 2013 года и рассчитана до 2020 года. ФЦП была призвана реализовать Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утвержденную президентом в конце 2012 года. Однако в ФЦП не были учтены такие задачи, как профилактика и противодействие экстремизму и терроризму, миграции, мониторинг этноконфессиональной ситуации в регионах. Эти направления стали ключевыми в новой госпрограмме. Не дожидаясь принятия программы, ФАДН запустило систему мониторинга межэтнических отношений и выявления зон «повышенного напряжения» и сейчас разрабатывает методические рекомендации и механизмы реагирования на потенциально конфликтные ситуации. Агентство уже провело первое исследование во всех субъектах РФ. Мониторинг показал, что лишь 5% населения испытывают неприязнь или отмечают нарушение прав по национальному признаку. — Разработанная агентством система позволяет предупреждать масштабные конфликты на национальной почве. Специалистами проводится мониторинг, в том числе в соцсетях, выявляются всплески агрессии. После чего об этом оперативно оповещаются власти и силовики региона, чтобы ликвидировать конфликт на начальном этапе, — говорит Ипатов. — В соцсетях сразу видно, что за человек, можно сразу подключить диаспору, национальную автономию, участковых и муниципалитет, чтобы сразу отреагировали. В настоящее время отсутствуют ситуационные планы реагирования на конфликтные ситуации органов власти и субъектов, муниципальных образований. Поэтому агентство готовит методические рекомендации и типовые схемы реагирования, которые впоследствии будут адаптированы в регионах в соответствии со спецификой каждого из них, пояснил Ипатов. Как следует из проекта госпрограммы, в целом на ее реализацию требуется более 40 млрд рублей. Она состоит из восьми подпрограмм, самые дорогие из которых — «Гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов РФ» (16,7 млрд рублей) и «Государственно-общественное партнерство» (11,2 млрд рублей). Подпрограмма «Русский язык и языки народов России» должна обойтись в 479 млн рублей, «Коренные малочисленные народы РФ» — в 2,6 млрд, «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов» — в 763 млн, «Российское казачество» — в 765 млн, «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве» — в 4,7 млрд, еще 358,4 млн предусмотрены на обеспечение реализации госпрограммы. Любопытно, что объемы финансирования госпрограмм в 2016 году в целом были сокращены более чем на 411 млрд рублей. Так, финансирование инновационного развития и модернизации экономики уменьшено на 250 млрд, развития транспортной системы — на 80 млрд, развития сельского хозяйства — на 22 млрд, на космическую деятельность — на 20,5 млрд, на 99,7 млрд сократились госпрограммы по новому качеству жизни, развитию здравоохранения, социальной поддержке граждан. Зато национальная оборона и безопасность получили на 37,6% средств больше, чем было предусмотрено ранее, а развитие пенсионной системы — на 7,6% больше. Ипатов рассказал, что правительство создание госпрограммы поддерживает. Напомним, что ФАДН было создано указом президента РФ 31 марта 2015 года, а уже в ноябре 2016 года СМИ сообщили, что идет речь о повышении статуса агентства до уровня министерства. Заявлялось, что в настоящее время у ФАДН, которое не находится в подчинении какого-либо министерства, не хватает ресурсов и полномочий для реализации нацполитики. Правительство прорабатывает данный вопрос, подтвердил Ипатов «Известиям». Опрошенные «Известиями» эксперты в целом признают необходимость мероприятий и программ по профилактике экстремизма и воспитанию патриотизма, но отмечают: главное — подходить разумно к их объему и содержанию. — Действующая ФЦП крайне слаба и на деле реализуется лишь проведением выставок и фестивалей, поэтому новая необходима, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Однако, по его мнению, объединять в рамках одной госпрограммы мероприятия, нацеленные на политику в сфере межэтнических отношений, и работу по патриотическому воспитанию методически неверно — это абсолютно разные задачи. — Экстремизма в ФЦП нет вообще, правда, нужно понимать, что борьба с ним — это не дело ФАДН, его дело — анализ тенденций и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы, в этом агентство может быть достаточно полезно. Отслеживание рисков, связанных с этнополитическими и религиозными конфликтами, анализ и купирование этих рисков — это очень важная тема, — говорит Ремизов. — Создание серьезной системы мониторинга и ведение нормотворческой деятельности — это как раз и есть основная функция агентства, этим не должны заниматься только силовые ведомства. Но патриотическое воспитание — это совершенно другая тема, абсолютно другой класс задач, и объединять их под одной госпрограммой — скорее вредить, чем приносить пользу, — добавил он. Тенденция к ксенофобии в российском обществе весьма распространена, поэтому важно воспитывать в молодежи уважение к представителям других групп, убежден заведующий сектором изучения ксенофобии и предупреждения экстремизма Института социологии РАН Владимир Мукомель. — Вопросы воспитания патриотизма, на мой взгляд, сейчас приобретают чрезмерно аффектированный характер, в результате мероприятия проходят через множество программ. Если говорить о воспитании патриотизма в том ключе, что это — не национальный шовинизм, а уважение к другим национальностям, то такие мероприятия обязательно должны быть заложены в госпрограмму. Главное — соблюсти разумный подход, — пояснил он. По данным Счетной палаты, несмотря на позитивные изменения, произошедшие в 2015–2016 годах, уровень самообеспеченности молоком всё еще недостаточен. По мнению экспертов отрасли, есть серьезные препятствия на пути достижения благополучия в молочном секторе. При этом потребители в целом удовлетворены качеством продукции. Анализ эффективности мероприятий, направленных на импортозамещение в аграрном секторе в 2015–2016 годах, который был проведен по инициативе Счетной палаты РФ, показал, что рост объемов производства произошел в основном за счет свинины и мяса птицы, а также хорошего урожая зерновых. Сектор молочного производства всё еще остается проблемным. «Уровень самообеспеченности молоком за счет собственного производства в 2015 году составил 81,2% при пороговом значении, определенном доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, — 90%», — говорится в заключении экспертов. По данным Росстата, в 2015 году в стране было произведено 30 млн 796 тыс. т молока. Исходя из установленных Минздравом норм потребления, уровень производства должен составлять порядка 47 млн т. При этом на господдержку молочной отрасли в 2014 году было предусмотрено бюджетом 54 млрд рублей, выделено 76,8 млрд рублей; в 2015 году — предусмотрено 56,7 млрд рублей, выделено 69,8 млрд рублей, в 2016 году (на 1 октября) — 77,2 млрд рублей, выделено 75,9 млрд рублей. На фоне увеличения субсидий объемы молока, производимого сельскохозяйственными организациями и крестьянскими фермерскими хозяйствами, в 2015 году были снижены в 26 регионах из 80. Тем не менее по итогам 2015 года шесть регионов увеличили производство молока более чем на 5%. В пяти регионах на 5% и более увеличилось поголовье. Наибольший прирост молочной продуктивности коров (более чем на 5%) смогли обеспечить 22 региона, в том числе Архангельская, Брянская, Вологодская, Калужская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Тульская, Ярославская области, республики Башкортостан и Мордовия, Удмуртская Республика и ряд других. В рамках проверки был проведен и опрос населения о качестве молока и молочной продукции. Оказалось, что россияне в целом довольны тем, что поступает в магазины. 33% респондентов оценили качество молока, реализуемого в их регионе, как хорошее, 7,6% — отличное, 37% — удовлетворительное. Лишь 22% опрошенных заявили о своем недовольстве молочной продукцией. Хотя, по данным Роспотребнадзора, качество молока снижается. Связано это с тем, что недобросовестные производители, чтобы сэкономить, заменяют животные жиры на растительные. Только за первое полугодие 2016 года Роспотребнадзор выявил 214 случаев фальсификации сливочного масла, молока — 44, сыров — 37, сметаны — 27, творога — 42, мороженого — 4. По результатам лабораторных исследований учреждений, подведомственных Россельхознадзору, за период с 1 января по 5 августа 2016 года были отобраны пробы 7879 партий молочной продукции в 84 регионах Российской Федерации, из которых 1973 (25%) признаны несоответствующими требованиям по показателям качества. Эксперты по молоку также критично оценивают его качество. Владелец сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота рассказал «Известиям», что с трудом находит хороших поставщиков для производства. — Качество молока определяет гигиена дойки, рацион коров, их здоровье, процентное содержание белка и жира. На сыр идет только лучшее молоко. У нас такого почти нет. Основная проблема российских производители молока — в гигиене дойки. Их не спасают даже импортные роботы. В одном регионе я проверил почти все роботофермы. Везде шланги, которыми перекачивают молоко, валяются в грязи на полу. Такая продукция может быть безопасной только после пастеризации при высокой температуре. Для производства качественного сыра она уже не подойдет, потому что технология предусматривает бережную пастеризацию молока, чтобы не терялись его полезные свойства. Важно также, чтобы в молоко для сыра не попали антибиотики, которыми лечат коров, потому что иначе он не получится, — пояснил Олег Сирота. Фермер подчеркивает, что дефицит молока для твердых сыров просто огромный. — Чтобы начать производить твердые биосыры (пармезан и эмменталер), мне придется завести собственный коровник. Такой сыр зреет полтора-два года, и чтобы быть уверенным в результате, лучше точно знать, чем была накормлена корова перед дойкой. Проще с полутвердыми сырами. Для них я закупаю молоко у швейцарского фермера, который переехал в Россию и создал здесь ферму. По словам директора Всероссийского научно-исследовательского института племенного дела Владимира Лабинова, продуктивность производства молока в расчете на корову за последние два года выросла в секторе сельхозпредприятий (по 2% в 2015 и в 2016 годах) и в секторе крестьянских фермерских хозяйств (5–6%). При этом продолжается падение производства молока в секторе хозяйств населения. Поэтому суммарно прироста пока нет. — В теме развития агропромышленного комплекса это сегодня самая труднорешаемая задача, — объяснил Владимир Лабинов. — Причин очень много. Первая — в чудовищном отставании уровня развития сельской инфраструктуры: коммунальной, социальной, транспортной, инженерной, культурной и так далее. Молочное животноводство требует вынесения за пределы крупных населенных пунктов. А успешное развитие птицеводства и свиноводства связано с тем, что все новые производственные мощности привязаны к городской инфраструктуре. Вторая причина в том, что молочный рынок сбыта заполнен большим количеством фальсификатов и молокосодержащих продуктов. — К сожалению, надзор в этой сфере осуществляется недостаточно эффективно. В итоге молочная полка в любом магазине очень контрастная: от очень хорошей до совсем некачественной продукции вне зависимости от ее ценовой категории, — отмечает Владимир Лабинов.

Советуем посмотреть

Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза

МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.