Испытания управляемой ядерной бомбы в США прокомментировал экс-глава штаба РВСН
Эксперт рассказал об особенностях нового американского ядерного боезаряда
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Пока Россия бурно праздновала свою победу на футбольном поле, американцы тоже заявили о своей победе, но иного рода — успешных испытаниях новой управляемой ядерной бомбы B61-12. Ее сбросили со стратегического бомбардировщики-невидимки B-2 Spirit. Мы выяснили, чем опасен новый ядерный боеприпас.
Собственно, новой эту бомбу можно считать относительно. Скорее, речь идет о глубокой модернизации старой атомной бомбы В-61. Причем настолько старой, что ее принято называть «бомбой одиннадцати президентов». История ее создания тянется аж с 1960 года, когда была поставлена задача создать ядерное оружие, которое можно было бы применить с различных носителей, сбрасывать с любых высот и на любой скорости.
Первый серийный образец такой бомбы, отвечающий этим требованиям, ВВС США получили в 1967 году. Бомба считалась настолько суперсекретной, что ее название вслух было запрещено произносить даже на военных совещаниях в Пентагоне. И американские военные между собой условно называли ее «серебряная пуля» из-за того, что эта ядерная новинка имела цилиндрический корпус с серебристым головным обтекателем.
Всего с 60-х годов прошлого века было выпущено 3155 бомб В61 десяти различных модификаций. Каждая модификация — это вариант усовершенствования и модернизации. Однако сроки службы этого оружия были все же не бесконечны и к 2002 году свыше 1900 единиц В61 пришлось утилизировать. При этом на базах хранения НАТО, в основном в Европе, осталось порядка 1200 единиц таких ядерных бомб, что всегда вызывало особое беспокойство российских военных.
И вот в 2010 году министерство энергетики США, в ведении которого находятся все проекты ядерного оружия, вышло с инициативой глубокой модернизации этих тактических бомб до варианта B61-12, попросив на программу $2 млрд. На тот момент по словам главы Национального управления ядерной безопасности США Фрэнка Клотца, В61 имела слишком устаревшую компонентную базу. Принципиальная ее замена, заявил он, существенно улучшит ее боевые характеристики и позволит увеличить срок службы этого успешного с технической точки зрения вооружения, как минимум на 20 лет.
Теперь представитель Национального управления ядерной безопасности Министерства энергетики США Майкл Люттон выступил с заявлением об успешных испытаниях принципиально усовершенствованной ядерной бомбы, которую назвал «управляемой и высокоточной».
США не скрывают, что планируют разместить эту новинку на своих европейских военных базах — в Италии, Бельгии, Нидерландах, Германии, а если получится договориться, то и в Турции. Первая партия таких высокоточных бомб будет получена к 2020 году. Изначально планировалось, что носителями этого вооружения должны стать стелс-истребители пятого поколения F-35 Lightning II, однако, как выяснилось после последних испытаний, носителями новой B61-12 станут еще и стратегические бомбардировщики-невидимки B-2 Spirit.
Прокомментировать опасность появления новой американский ядерной бомбы для России мы попросили экс-начальника управления военной безопасности аппарата Совета безопасности, начальника Главного штаба РВСН (1994-1996 годы) генерал-полковника Виктора Есина.
— Виктор Иванович, явились ли испытания B61-12 новостью для России?
— Тут ничего нового для нас нет. Новость заключается лишь в том, что ранее макет этой бомбы американцы испытывали с тактических самолетов, а это было первое испытание со стратегического бомбардировщика. С него впервые сбросили макет этой бомбы.
— Что в плане безопасности это означает для нас?
— Это означает, что эта бомба будет универсальной, и может использоваться не только тактическими самолетами, но и стратегическими. Это первая ядерная высокоточная бомба.
— У нас есть что-либо похожее на вооружении?
— Нет. Мы ориентируемся только на один вид высокоточного вооружения — высокоточные крылатые ракеты, которые вполне успешно могут решать аналогичные задачи.
Выходит, новая бомба оказалась совсем не новой. Военный эффект от повышения точности ядерного боеприпаса, наверное, тоже есть. Но простому обывателю его оценить трудно. Ведь зона поражения от ядерного взрыва в любом случае будет составлять десятки квадратных километров. И от того, что ядерный заряд может «попасть в форточку», зона поражения не уменьшится.
И уж точно модернизированная ядерная бомба не сделает мир безопаснее. Тем более, в Европе.