Госдума отказалась менять закон о митингах, несмотря на решение КС
Конституция, «утратившая актуальность»
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
4 июля 2018 года Госдума без лишних слов и церемоний разрешила себе не исполнять решение Конституционного суда. Правительство не возражало. Представитель президента в нижней палате парламента тоже был не против. Формально все выглядело как отклонение и снятие с рассмотрения «в связи с утратой актуальности» принятого в первом чтении в декабре 2013-год проекта об изменениях в КоАП и закон о митингах.
Помните, как после всплеска уличной активности после парламентских выборов 2011 года власть, придя в себя, после возвращения Владимира Путина в Кремль решила «держать и не пущать» и началось то, что принято называть «закручиванием гаек», в том числе законодательных?
Одним из ярких проявлений актуального до сих пор тренда стал принятый в июне 2012 года закон, до невиданных прежде пределов ужесточающий и административную ответственность за нарушение правил проведения массовых мероприятий, и сами эти правила. Минимальные штрафы в 10 тысяч рублей за одно лишь участие в несанкционированной акции стали нормой жизни.
Депутаты Госдумы шестого созыва из КПРФ и «СР», а также писатель и политик Эдуард Лимонов (в миру — Савенко) обратились в Конституционный суд, сочтя нововведения нарушающими Основной закон страны.
Весной 2013 года КС вынес вердикт: признал некоторые положения того закона «не соответствующими Конституции РФ» и повелел законодателям их скорректировать.
Как требует в таких случаях вести себя закон «О Конституционном суде РФ»? Правительство в течение шести месяцев обязано представить в Госдуму законопроект, направленный на устранение вскрытых «косяков». Но депутаты Госдумы, сенаторы или президент могут и не ждать, пока правительство разродится, и предложить свой вариант решения проблемы. Если правительство с ним согласится — будет приниматься именно он. Правда, при желании тянуть с исполнением решений КС можно годами, маринуя законопроекты в парламенте.
Да, постановления КС имеют прямую силу. Но обязанности привести законы в соответствие с Конституцией это не отменяет…
В нашем случае сначала все было как по нотам. Правительство в срок внесло разработанный Минюстом законопроект в Госдуму, он был принят в первом чтении.
И «завис». Добиться от участников законодательного процесса внятных ответов на вопрос «почему?» было невозможно. Молчали как партизаны.
На заседаниях профильных комитетов (в прошлом созыве — Комитета по конституционному законодательству, в этом — Комитета по госстроительству и законодательству) тема не поднималась. Единственное убедительное объяснение происходящего, на которое намекали жестами и мимикой некоторые депутаты, выглядело так: в Кремле и правительстве принципиально решили не делать ни шагу назад в больном для властей вопросе протестной уличной активности и принимать этот законопроект не хотят, а Дума — давно не боец.
И вот несчастный законопроект отклонен и отправлен в архив. Почему же он «утратил актуальность», как говорится в заключении Комитета по госстроительству? Потому что решение КС, оказывается, вот чудо, уже исполнено! КС признал неконституционными минимальные штрафы в 10 тысяч для физических лиц и в 50 тысяч для должностных лиц, потому что они не позволяли учитывать степень серьезности правонарушения, имущественное положение нарушителя и другие обстоятельства, «убиваемый» законопроект предлагал дать возможность судьям назначать штрафы ниже низшего предела, но эта-то проблема уже решена в 2015 году! Другим законом аналогичного содержания, который позволяет судьям снижать высокие штрафы ниже низшего предела (но не больше чем наполовину).
Но давайте посмотрим то самое постановление КС от 2013 года…
Кроме требования предусмотреть возможность более гибкого подхода к наказаниям, в нем приказано исправить еще несколько положений действующего законодательства.
Во-первых, предусмотреть, что наказание в виде обязательных работ должно назначаться за нарушения правил проведения массовых мероприятий лишь в том случае, если в ходе митинга или шествия причинен вред здоровью граждан, их имуществу или имуществу юридических лиц.
Во-вторых, убрать из закона «О собраниях…» положение, которое возлагает на организатора акции материальную ответственность за вред, причиненный участниками мероприятия, даже если этот организатор делал всё, чтобы навести порядок.
И, наконец, прописать в законе «О собраниях…», что специально отведенные для проведения массовых мероприятий места (т.н. «гайд-парки») должны быть «как минимум» в каждом городском округе и муниципальном районе.
До сих пор ни одно из этих предписаний КС не исполнено — чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть КоАП и текст закона «О собраниях…» в действующей редакции. «Убитый» законопроект содержал какие-то предложения на сей счет, но Госдума сделала вид, что все давно в порядке, хотя до порядка здесь как до Луны.
По иронии судьбы, докладчиком по данному вопросу была полномочный представитель Госдумы в Конституционном суде Татьяна Касаева («ЕР»)…
И эти люди требуют от нас исполнения принятых ими законов!
И эти люди учат нас, как Родину любить.