Голодающего Сенцова могут обменять на умирающего Седикова
Из сидящих за решеткой россиян Украина заранее составила обменный фонд для последующих торгов
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Сегодня в Киеве высказали желание обменять осужденных на Украине россиян на одного голодающего режиссера Сенцова. Причем речь идет как минимум о 23 человеках. И хотя пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался комментировать этот вопрос, сославшись на то, что им вплотную занимается рабочая группа в Минске-2 и что они и должны прорабатывать такую возможность, у многих родственников российских военнопленных, добровольцев и политзаключенных, в душе забрезжила надежда.
Обменять одного на два десятка. Насколько эта сделка выгодна той и другой стороне?
«Я считаю, что даже если бы речь шла о формате «один на один», то и на него все равно надо соглашаться, так как это спасет чью-то жизнь, — говорит Андрей Седлов, руководитель координационно-правового центра «Война и мир», занимающегося в том числе проблемами военнопленных, политзаключенных и добровольцев. — На самом деле украинцы несколько лукавят — никто же точно не знает, сколько наших там сидит с начала войны. Но сам факт, что до сих пор домой не вернулся ни один осужденный на Украине россиянин, говорит о многом. Просто о Сенцове сейчас кричат на всех углах, а ведь нашим тоже приходится далеко не сладко, но о них молчат».
Когда в Киеве говорят, что Сенцов не виновен, а осужденные россияне поддерживали сепаратистов и пришли к ним с оружием в руках, они несколько лукавят. Это не всегда правда.
Евгений Мефедов — один из трех наших соотечественников, арестованных в Одессе по делу о поджоге 2 мая 2014-го года. В СИЗО, где он провел несколько лет, к нему не пускали даже российского консула. Гражданина России обвинили в том, что именно он виноват в пожаре в Доме Профсоюзов, в результате которого заживо сгорели десятки человек.
«В сентябре прошлого года суд оправдал Мефедова и остальных обвиняемых за отсутствием состава преступления, всех отпустили, а его и еще одного подсудимого, украинца, тут же его взяли обратно под стражу и обвинили теперь в покушении на территориальную целостность страны – уже и не знали, что ему предъявить», — негодует Лариса Шеслер, председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины. Поверьте, таких россиян в Украине, которые сидят без суда и следствия, огромное количество — далеко не все они воевали, некоторые были взяты просто так, потому что жили в этой стране, из них специально формировали обменный фонд заложников, который сейчас потихоньку собираются пустить в дело».
Как известно, последний полноценный обмен «наших на ихних» состоялся в декабре прошлого года. На Донбассе тогда освободили 74 солдат ВСУ. Украина же выдала Донецку и Луганску 233 человека. Некоторые действительно никак не были связаны с ДНР и ЛНР, были вообще мирные граждане, которые проживали в зоне АТО и их на всякий случай схватили. И по надуманным обвинениям тоже. Россиян среди обмененных не было вообще, хотя об их освобождении договорились на Минске-2, но в последний момент, когда на политическом уровне изменить уже ничего было нельзя, удалили из автобуса и отправили обратно в места заключения. Порошенко объяснил, что это все сделано специально, что русских будут менять только на украинцев, которые сидят в российских тюрьмах. Тогда же были названы фамилии Сенцова, Сущенко, Кольченко, Клыха, Карпюка.
«Почему все думают об умирающем Сенцове, но никому и дела нет до добровольца Алексея Седикова из Архангельска, который рванул защищать Донбасс и сейчас погибает без лечения в СИЗО от гангрены ноги?» — продолжает Андрей Седлов.
«При взятии в плен Седикову прострелили ногу в пяти местах, вдобавок ко всему она была сломана, и он уже столько времени нуждается в операции. Алексей находится в СИЗО, его держат в состоянии постоянного болевого шока, между жизнью и смертью. Как только местные врачи не выдержали и все-таки начали оказывать ему медицинскую помощь, его тут же этапировали в другое СИЗО, и все мучения начались по-новому», — так описывает на своей странице сложившуюся ситуацию бывший военнопленный Максим Сокол (это его псевдоним).
Шанс вытащить Седикова на свободу был, его даже довезли до линии разграничения, но с легкой руки той же Ирины Геращенко, вице-спикера Верховной Рады, выступившей сегодня за обмен Сенцова на россиян, Седикова в декабре «попридержали». «Как вещь крайне необходимую в последующих торгах с Россией», — заключает Максим Сокол.
«Я за то, чтобы поменять Сенцова хоть на кого-то из наших ребят. Ведь другой возможности спасти того же Седикова, может, и не быть, переговоры рабочей группы о следующей группе военнопленных на обмен пока ни к чему не пришли», — полагает Андрей Седлов.
«А я категорически против, чтобы соглашались на эту сделку. Потому что она развяжет Киеву руки в дальнейшем. Я не знаю, насколько виноват Сенцов, но почему никто не вступается за людей, которые также сидят, хотя и не брали в руки оружия? Так называемый «Обменный фонд», если мы сейчас на это пойдем, будет лишь увеличиваться, так мы подвергаем опасности и других граждан России», — считает Лариса Шеслер.
Больше всего ее возмущает, что если о несчастной судьбе Олега Сенцова трубят по всей планете, а вопрос о его освобождении ставится на государственном уровне, в ПАСЕ и ОБСЕ, в 78 городах мира прошли акции в его защиту, то наши ребята вообще никому не нужны, и прежде всего, увы, своей стране. «Вы видели хоть одного депутата Госдумы, чтобы он, как это делают сейчас сторонники Сенцова, вышел на улицу с табличкой – освободить сидящего без вины Евгения Мефедова, или хотя бы надел майку с его портретом?»
Читайте материал: Обмен журналистами: удастся ли вызволить Вышинского в обмен на Сущенко