Эксперт оценил предложение Чечни о пятом сроке Путина: вполне возможен
Грозный предложил снять ограничение на переизбрание главы государства
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Депутаты парламента Чечни единогласно проголосовали за то, чтобы вынести на рассмотрение Госдумы поправку в Конституцию России, разрешающую человеку занимать пост президента страны три срока подряд. Ранее глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что не видит альтернативы правлению Владимира Путин и хочет, чтобы тот правил без ограничений по срокам. Как на это предложение отреагирует Госдума, «МК» выяснил у Алексея Макаркина, заместителя директора «Центра политических технологий».
— До сих пор в России не было такого, чтобы президент менял Конституцию под себя. При Дмитрии Медведеве срок правления увеличили с 4 до 6 лет, но он делал это не для себя, а для следующего главы государства. Теперь же мы стоим перед прецедентом, после которого Россия может пойти по пути республик Центральной Азии.
Если Кремль не остановит Госдуму, предложение чеченского парламента будет проголосовано. Однако пока это больше похоже на зондаж общественного мнения. Не случайно в качестве инициатора выдвижения Путина на третий срок выступил именно Грозный. Если россияне предложение не поддержат, репутация Чечни от этого не пострадает.
— Как думаете, Путин уже принял решение о пятом президентском сроке или еще раздумывает?
— Раздумывает. Не случайно ему уже задают вопросы, пойдет ли он на выборы в 2030 году. Тем не менее, пока нужно исходить из того, что мы имеем сейчас — конституционного положения о двух сроках. Вопрос о третьем сроке оставляют на тот случай, если произойдут какие-то чрезвычайные события. Например, взаимоотношения с Западом окажутся в большом и безнадежном кризисе и так далее.
Кроме того, есть так называемый эффект «последнего срока», когда к требованиям президента начинают относиться не очень внимательно, потому что все следят за тем, кто станет следующим главой государства. Путину нужно держать в напряжении государственный аппарат, чтобы тот не расслаблялся и всегда исходил из установки «а мало ли». Иначе лояльность правящей элиты к своему лидеру может упасть.
— Вы сказали, что если отношения с Западом еще больше усугубятся, Путин может решить остаться еще на один срок. Но оппозиция считает, что проблемы вызваны как раз его присутствием, получается, он искренне убежден, что только он может спасти Россию?
— Думаю, да. Крайне сомнительно, чтобы он разделял мнение оппозиции. Скорее всего, он считает, что Запад играет против России, и только он может защитить ее национальные интересы. Поэтому, если Путин решит, что ситуация требует его личного участия, мы получим его пятый президентский срок.
Впрочем, есть еще один момент. Путин очень не любит определенность. Посмотрите на пример бывшего президента Армении Сержа Саргсяна. В 2015 году он заявил, что в 2018 году он окончательно отстранится от управления государством, в том числе не будет премьер-министром. Думаю, он был вполне искренен, так как тогда ему казалось, что впереди еще очень много времени. Но в назначенный час он передумал. Правда, на посту премьера Саргсян продержался всего пару дней…
В России ситуация прямо противоположная. В конце второго президентского срока Путин держал интригу со своим выдвижением до последнего момента. Благо в нашей политической системе внести изменения в Конституцию можно очень быстро. Определенность сдерживает политика. Ведь то, что сегодня кажется понятным и выгодным, завтра может оказаться очень опасным.
Например, когда у нас отменяли выборы глав регионов в 2004 году, в законе было положение о том, что в случае, если региональный парламент отклонит президентскую кандидатуру на пост губернатора, заксобрание может быть распущено. А может быть и не распущено. В конце концов, может оказаться, что новый парламент будет еще менее сговорчивым.
Или, например, президент может уволить главу региона из-за «утраты доверия». То есть уволить можно любого. Под это понятие можно подвести все что угодно, так как никаких параметров доверия не существует. Соответственно сохраняется неопределенность, которая дает пространство для маневра.
Читайте материал: Путин будет президентом до 2030: парламент рассмотрит изменение Конституции