Обострение боевых действий и активность Киева на Донбассе связана не только с подготовкой к наступлению. Возможно, что наступление вообще не является пока его целью. На поверхности имеется другая причина, которая может быть для Порошенко (и его хозяев в США) более весомой.
Киев упорно ведет дело к вводу миротворческого контингента. Это отвечает интересам лично Порошенко, направленных на интернационализацию конфликта. Это даст ему возможность переложить немалую часть ответственности на кого-то другого без опасений за собственные позиции. Во-вторых, строительство ВСУ идет хотя и быстрыми, но недостаточными темпами. Судя по всему, украинское руководство намерено в минимально короткие сроки пройти КМБ (курс молодого бойца) в деле перехода на стандарты НАТО. Дело это небыстрое, однако проблема украинской армии в том, что советский период ее жизни окончательно подошел к концу.
Для ведения войны с российской армией ВСУ непригодны — слишком велик разрыв во всех компонентах. Главное — отсутствует командный состав. 23 года украинская армия была по сути корпорацией по охране, утилизации, продаже и (естественно) воровству советского наследства. 23 года — это почти срок службы от поступления в военное училище до увольнения в запас по выслуге лет. И все эти годы украинские офицеры, двигаясь по карьерной лестнице, продавали и торговали — ничем иным им заниматься было невозможно. Понятно, что как боевые командиры, эти люди меньше чем никто, что и показала война на Донбассе, когда вчерашние шахтеры и выпускники различных ФЗУ воевали на равных с украинскими генералми.
Нужно создавать новое поколение военных, новый командный состав. Новый младший командный состав. Другого рецепта нет. Проблема в том, что армия как коммерческая структура — это не только войска «в поле». Это и система образования и подготовки. Военные училища за 23 года лишились прежних кадров, и на их место пришли те же, кто был в войсках. То есть, люди, смутно знакомые с военной наукой, имеющие крайне ограниченный опыт — а потому передавать им, в сущности, нечего.
Восстанавливать всю систему подготовки некогда. Да и опять же — некому. Поэтому переход на натовские стандарты подготовки, в общем-то — единственный сколь-либо вменяемый выход из ситуации. Благо, там-то уж есть кому учить, да и опыт подготовки колониальных армий имеется. Не слишком положительный, если судить по грузинской, иракской или афганской армиям, но лучше уж такой, чем вообще никакого. При этом, кстати, и в Ираке, и в Афганистане, и в Грузии армии точно так же, как и украинская были ориентированы на советские стандарты вооружения и организации, так что опыт действительно имеется.
Тем не менее, на все нужно время. Поэтому нужно решать две противоположные задачи — давить восстание на Донбассе и создавать заново армию. А как ее создавать, если наступление ВСУ или ополчения заканчиваются полным разгромом группировок, принимающих участие в боевых действиях?
Миротворцы — это решение. «Правильные» миротворцы могут с успехом заменить ВСУ, тем более, что по факту они будут неприкосновенны, а потому могут творить свои миротворческие бесчинства без особых опасений. Количество войск непосредственно на фронте можно будет существенно сократить, сохранив ту же степень напряженности. Высвободившие силы можно будет перебросить на более выгодное и нужное направление — на учебу. Или, к примеру, к Приднестровью. Решение проблемы Приднестровья совместно с Румынией, Молдавией и (вероятно) при помощи НАТО может нанести тяжелейшее политическое поражение России — что для Киева кровь из носу нужно после своих поражений, которые он понес в ходе войны на Донбассе. При этом нужно понимать, что проблема Приднестровья для России выглядит куда как «проблемнее», чем Донбасс. И с точки зрения логистики, и с точки зрения политического реноме. Если везде и всюду Кремль четко заявляет, что к Донбассу он не имеет никакого отношения, это внутреннее дело Украины, и он вообще этой темой интересуется исключительно из гуманитарных соображений, то с Приднестровьем ситуация иная — там-то Россия имеет четко обозначенные обязательства.
Пример 2008 года перед глазами, и поэтому вряд ли кто будет ожидать легкой прогулки по Приднестровью — но это никак не означает, что попытка повторить войну 8 года не будет признана необходимой. Немного иной сценарий, поменьше шапкозакидательства, побольше жесткости — авось и выгорит.
Миротворцы в таком случае станут инструментом, с помощью которого Запад сможет высвободить свое пушечное мясо — ВСУ — для попытки устроить матч-реванш. И в этом случае нужно продемонстрировать, что сил и возможностей ОБСЕ для контроля обстановки на Донбассе критически недостаточно. Миротворцы — наше всё. Тот факт, что именно ВСУ стали причиной обострения обстановки, никого не интересуют — Россия может сколько угодно об этом говорить, но в итоге все равно будут использованы формулировки максимально обтекающего реального виновника характера.
К сожалению, все это результат невнятной и трусливой политики именно России. Отказавшись от навязывания своих решений в угоду неким подковерным договоренностям, Кремль лишь провоцирует на постоянные попытки навязать чужие решения ему самому. Здесь другого не может быть. Или ты — или тебя. Ничья в таких вещах — событие столь же редкое, как и полярное сияние на экваторе. То есть — не исключено, но совершенно нереально.
Можно сколько угодно говорить о предательской сущности Киева, о двойных стандартах и двойной игре всех «партнеров» — но основная причина проблем России — в политике ее руководства. Точнее, в ее симулировании. Пока будет продолжаться это симулирование, последствия всегда будут одинаковыми.