Четверг , 28 Март 2024
Home / Политика / Должники получат шанс на выезд за границу

Должники получат шанс на выезд за границу





Банк России готов предоставить лизинговому рынку премии за прозрачность В «Обзоре финансовой стабильности» за второй-третий квартал Банк России представил оценки рисков для крупнейшего после банковского финансового рынка РФ — лизингового. ЦБ также детализировал планы реформы сектора, намеченной на 2017-2018 годы: это разделение в Гражданском кодексе понятий финансового лизинга и аренды, перевод компаний этого рынка на МСФО и самоуправление по схеме СРО и предоставление особого налогового режима лизинговым компаниям, согласившимся на работу в более прозрачном режиме. «Обзор финансовой стабильности» ЦБ за второй-третий квартал 2016 года демонстрирует обновленный взгляд регулятора на макропруденциальные риски и описывает ряд обсуждаемых сейчас решений ЦБ для будущего их снижения. В обзоре впервые дан современный взгляд ЦБ на принятые им макропруденциальные меры с 2007 года, оценены системные риски для рынка ОФЗ в связи с ростом владения ими нерезидентами, анонсирована будущая дискуссия о возможности ограничения рисков заемщика по отношению к доходу (схема DTI). Кроме того, обзор содержит результаты подробных исследований ЦБ по рынку лизинга, проведенных летом 2016 года. В пятницу первый зампред ЦБ Ксения Юдаева и глава департамента финстабильности Сергей Моисеев рассказали о готовящейся регулятором на 2017-2018 годы реформе финансового лизинга. Как уже писал «Ъ», с лета действует рабочая группа из представителей ЦБ, отрасли и правительства для выработки подходов к будущей реформе. Напомним, в России все виды лизинга регулируются законом «О лизинге (финансовой аренде)». Лизинг — это возмездное предоставление имущества во временное владение на срок, сравнимый со сроком его амортизации. Согласно описанию ЦБ, рынок лизинга является вторым финансовым рынком РФ после банковского, его объем ЦБ оценивает в 3 трлн руб. (речь идет и об операционном, и о финансовом лизинге). 34% активов сектора приходится на дочерние структуры банков, 40% рынка — компании с госучастием, оставшаяся часть приходится на независимые лизинговые структуры. По мнению ЦБ, рынок концентрирован умеренно: на топ-5 крупнейших компаний приходится чуть более 50% его объема. Рост нового бизнеса на рынке, наблюдаемый ЦБ в первом полугодии 2016 года (сокращение остаточной стоимости лизинговых платежей без НДС с середины 2015 года на 7% считается практически преодоленным), ЦБ воспринимает как тренд, хотя и неустойчивый. При этом, за вычетом проблемы недостаточности капитала у лизинговых «дочек» банков и проблем «Трансаэро», рынок оценивается как устойчивый. Его рост ограничивается большей стоимостью заимствований лизинговых компаний на рынке в сравнении с корпоративными облигациями (на 1,61 п.п.). В исследовании ЦБ приняли участие 39 компаний, на которые приходится около 52% рынка, при этом Банку России впервые удалось систематизировать информацию по рискам этого сектора. Он не рассматривался ранее как предмет регулирования ЦБ, отчетность большинства компаний, входящих в группы, не содержит подробной информации о характере операций и рисках лизинговой деятельности — большинство структур лизингового рынка, активно развивающегося с середины 2000-х годов, воспринимает эту деятельность как нерегулируемый сектор финрынка, на котором может работать материнская группа. По словам Сергея Моисеева, в 2017 году рынку лизинга будет предложена достаточно мягкая реформа — переход на разработанную для финансового лизинга отчетность МСФО и участие в профильной саморегулируемой организации (СРО), которая определит стандарты деятельности в секторе. План счетов для некредитных финансовых организаций в МСФО, как предполагается, станет обязательным для участников СРО с 2019 года (сейчас международная отчетность ведется 21 компанией из выборки ЦБ). Кроме этого, рабочая группа, на основе которой будет в том числе строиться будущая СРО, в 2017 году разработает две группы поправок к законодательству. Первая из них разграничит в Гражданском кодексе понятия операций финансового лизинга и арендных операций (это инициатива самих лизинговых компаний) и уточнит права сторон в таких сделках. Вторая, предполагающая правки Налогового кодекса, уточнит ряд положений по базе налогов, в том числе по налогу на имущество и налогу на прибыль и по схемам амортизации, сейчас используемым компаниями финансового лизинга. Хотя напрямую это не утверждается ЦБ, очевидно, что «плоды» реформы лизингового сектора с 2018 года будут доступны только лизинговым компаниям, добровольно согласившимся на схему саморегулирования и, как вариант, на аккредитацию при ЦБ. Компании, не заинтересованные в выходе в «белый» сектор рынка, вполне могут продолжать свою деятельность в текущем общем налоговом режиме. Де-факто реформа, описанная ЦБ, свидетельствует, что денежные власти, как и правительство, высоких рисков в бурном развитии финансового лизинга в последние годы не видят, несмотря на его огромный размер, и вполне готовы к размену «налоговая стабильность и небольшие льготы в обмен на МСФО и прозрачность». При этом надежды Банка России на успех будущей реформы достаточно велики — один из источников в ЦБ пояснил «Ъ», что эффект от реформы лизинговой сферы может быть в ближайшие годы сравним с эффектом от увеличения объемов кредитования. Осторожность, демонстрируемая ЦБ при этой реформе, также объяснима. С одной стороны, в условиях высоких рисков прямых инвестиций в российские активы финансовый лизинг на 2017-2020 годы можно считать для иностранных поставщиков, в первую очередь машиностроительной техники, лучшей альтернативой для работы в РФ (на рынке авиатранспорта лизинг давно уже является отраслевой нормой, но для других секторов это не всегда так). С другой стороны, для крупных банковских групп, в том числе госбанков, финансовый лизинг в нынешнем виде остается и нерегулируемым полем деятельности, и, видимо, частью схем оптимизации налогообложения — многие компании рассматривают финансовый лизинг как инструмент финансового посредничества. На лизинговом рынке не только в России, но и за ее пределами трендом последних лет является снижение прозрачности лизинговых схем и создание «одноразовых», под конкретную сделку, SPV-компаний, а также распространение схем «возвратного лизинга» для налоговой оптимизации. Наконец, на неоднородном лизинговом рынке часть компаний является кэптивными для крупных промышленных групп: попытки ЦБ мягко отрегулировать этот рынок и стимулировать развитие его «белого» сектора может быть воспринято как вмешательство Банка России в их внутреннюю «финансовую кухню». На презентации «Обзора» в пятницу и Сергей Моисеев, и Ксения Юдаева неоднократно подчеркивали, что речь не идет о попытке навязать лизинговым компаниям новые правила игры. Де-факто будущим участникам лизинговой СРО предлагается самостоятельно выработать их для дальнейшего применения. Отметим, без масштабной правки закона «О лизинге» 1998 года реформа все равно вряд ли обойдется: в 2002 году текст закона потерял около трети статей, в том числе почти всю главу III «Финансовые основы лизинга», и стал, по сути, рамочным. Дмитрий Бутрин Япония и Россия в рамках переговоров о развитии экономических связей и решении вопроса мирного договора обсуждают план создания на южной части Курильских островов специальной экономической зоны. Об этом в понедельник сообщила газета «Майнити» со ссылкой на правительственные источники. Отмечается, что план также включает в себя создание совместных предприятий на островах и расширение взаимодействия по программе безвизовых обменов. Вместе с тем, по информации газеты, переговоры о создании специальной экономической зоны на южных Курилах продвигаются с затруднениями, в ходе предстоящего визита президента РФ Владимира Путина в Японию стороны рассчитывают договориться только об общих положениях соответствующего плана. Как пишет издание, основной проблемой на консультациях о ведении совместной экономической деятельности на южной части Курильских островов сейчас является вопрос юрисдикции, в частности в случаях возникновения инцидентов с участием японских граждан. В мае этого года на встрече в Сочи японский премьер Синдзо Абэ предложил президенту РФ Владимиру Путину план развития сотрудничества из восьми пунктов. Он подразумевает укрепление отношений двух государств в области энергетики, малого и среднего бизнеса, индустриализации Дальнего Востока, расширения экспортной базы. Кроме того, в него входит предложение укреплять взаимодействие в сфере передовых технологий, включая атомную энергетику, и в области гуманитарных обменов. Точное содержание плана не раскрывается, однако по итогам визита в Москву министра экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, ответственного за развитие отношений с РФ, было объявлено, что стороны определили около 30 приоритетных экономических проектов. В Токио рассчитывают, что реализация предложенного Абэ плана экономического сотрудничества позволит обеспечить прогресс на переговорах по мирному соглашению. В настоящее время Москва и Токио ведут активную подготовку к визиту Владимира Путина в Японию, который состоится, по словам помощника российского лидера Юрия Ушакова, 15-16 декабря. Правительство готово расширить список штрафов за несоблюдение требований техрегламентов и игнорирование требований контролеров. В пятницу, ссылаясь на пробелы в регулировании, Белый дом внес в Госдуму проект поправок к КоАП. По данным Роспотребнадзора, за 2015 год число нарушений техрегламентов на продукцию выросло в полтора раза. В пятницу в Госдуму поступили поправки к Кодексу об административных правонарушениях, разработанные Роспотребнадзором. Из документа следует, что ведомство намерено ужесточить санкции за невыполнение нескольких отчетных обязанностей «для быстрого и эффективного отзыва небезопасной продукции». Как обнаружили в ведомстве, в КоАП отсутствуют санкции за ряд нарушений закона о техническом регулировании. В частности, речь идет об информировании Роспотребнадзора и его подразделений о фактах несоответствия продукции техрегламентам, выполнении программ предотвращения вреда и приостановке производства по требованию контролера. Напомним, переход на контроль безопасности продукции по техническим регламентам в РФ начался в начале 2010-х годов, при этом единые техрегламенты разрабатываются для всей территории ЕАЭС. За соблюдением техрегламентов в пищевой промышленности следит Роспотребнадзор, в области техники — Росстандарт и др. С 2011 года КоАП предусматривает санкции за невыполнение требований техрегламентов. Новые поправки расширяют список штрафов. Максимальный штраф рискуют получить компании, вопреки предписанию контролеров не остановившие производство, на котором нашли нарушения, и не отозвавшие продукцию,— он составит до 500 тыс. руб. для юрлиц. При повторном нарушении производство смогут приостановить на срок до 90 дней. Если же компания скрывает от контролера несоответствие продукции техрегламентам, штраф составит до 30 тыс. руб. Роспотребнадзор объясняет необходимость поправок ростом числа нарушений. По данным ведомства, в 2015 году оно выявило 75,2 тыс. случаев нарушений требований технических регламентов ЕАЭС — в полтора раза больше, чем в 2014 году, и в 3,5 раза больше, чем в 2013-м. Основное количество нарушений связано с несоблюдением требований к продукции (55 тыс.), еще 20 тыс. относится к процессам ее производства и обращения. Число юрлиц и ИП, у которых зафиксировали нарушения, опасные для жизни или здоровья граждан, выросло по сравнению с 2013 годом почти в 1,6 раза и составило в 2015 году 2,8 тыс. При этом в 2015 году ведомство в 2,9 тыс. случаев предписало разработать мероприятия, предотвращающие причинение вреда, и дало 8,5 тыс. предписаний о приостановке реализации продукции — однако 10% из них не были выполнены. Всего, по данным источника в аппарате Белого дома, Роспотребнадзор контролирует 1,3 млн объектов, за 2015 год служба провела 117 тыс. проверок. Как отмечает руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, предложенные меры могут и не помочь борьбе за соответствие продукции техрегламентам. «Сейчас мелкие полулегальные предприятия легко уходят от контроля»,— говорит он: отследить небезопасную продукцию, не соответствующую техрегламентам, затруднительно. Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов отмечает, что сейчас и в самом законе о техрегулировании встречаются размытые формулировки, описывающие процедуры уведомления и информирования,— их надо уточнить, иначе поправки к КоАП могут стать угрозой добросовестному бизнесу и вызвать рост числа судебных споров, считает он. Софья Окунь Госдума вскоре может принять законопроект, повышающий в несколько раз минимальный порог задолженности перед государством, наличие которого закрывает российским гражданам выезд за границу. Сейчас предельная сумма — 10 тысяч рублей. Процедура проверки погашения долга может быть сокращена до одних суток. Документ собираются рассмотреть на заседании парламента 8 декабря, сообщили «Известия» со ссылкой на слова главы комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова. С аналогичными инициативами уже выступали депутаты различных парламентских фракций, но они не были приняты. По данным Федеральной службы судебных приставов, на 24 октября 2016 года ограничение на выезд действовало в отношении одного миллиона россиян. Всего было вынесено 1,6 миллиона соответствующих постановлений.

Советуем посмотреть

Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза

МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.