Нужны массированные инвестиции в образовательную инфраструктуру
Журнал Economist опубликовал 14-страничный обзор, посвященный высшему образованию в мире. Основной посыл – элитные вузы по-прежнему находятся в Америке, в то время как быстрыми темпами растет конкуренция за студентов, преподавателей и исследователей со стороны Европы, Австралии, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Россия в качестве конкурента не рассматривается и в обзоре упомянута лишь вскользь в связи с программой повышения конкурентоспособности отечественных университетов «5/100».
Между тем программу эту, по слухам, Минобрнауки собирается расширять, вдвое увеличив число вузов, получающих дополнительное финансирование. Это не может не радовать, поскольку лишь при создании мощных образовательных и исследовательских кластеров наша страна сможет гарантировать себе достойное место в современной глобальной экономике знаний. На данный момент, образно говоря, на мировой сцене мы не только поставщики топлива для двигателей прогресса, собранных на Западе и Востоке, но также и поставщики мозгов, которые эти двигатели собирают и совершенствуют. Вузы за рубежом смотрят на Россию как на колонию, где туземцы обладают чрезвычайно высоким IQ и являются достойными кандидатами для поступления на их магистерские и докторские программы.
История про утечку мозгов актуальна с самого распада СССР. Решать ее надо, как это ни покажется парадоксальным, в первую очередь помогая большему числу студентов получать элитное образование за рубежом, при этом сохраняя с ними тесную связь и создавая все условия для их частичного или полного трудоустройства на родине. Китайские университеты умеют это делать. У нас таких считанные единицы – НИУ ВШЭ, РЭШ и Европейский университет в Санкт-Петербурге. Нужно, чтобы подобных вузов в стране было как минимум два десятка. Более того, необходимо создавать условия и для того, чтобы Бернулли и Эйлеры приезжали в Россию из Базелей, как было 270 лет назад.
Однако простого увеличения финансирования и числа вузов – участников программы «5/100» будет мало. Нужны массированные инвестиции в инфраструктуру, которые выходят за рамки ведения одного лишь Минобрнауки. Например, нужно создавать эффективную систему межбиблиотечного абонемента (МБА), когда с книгами или их электронными копиями, заказанными, скажем, из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, исследователь из Томского университета сможет работать через пару дней. В пределах одного города срок доставки библиотечных фондов должен быть не больше одного дня. Если Минсвязи и «Почта России» не смогут это обеспечить, значит, университетам надо создавать свою собственную курьерскую службу вроде той, что существует в Оксфорде или Кембридже. В идеале по МБА наши вузы должны быстро заказывать книги и из Библиотеки Конгресса, и из Британской библиотеки.
Без подобных и других услуг, делающих работу исследователя гладкой, привлечь лучшие умы мира в наши университеты будет сложно. Однако делать это необходимо, потому как в XXI в. у России есть лишь два союзника – наука и образование.