На только что завершившимся в Сочи инвестиционном форуме глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев призвал подчиненных в «ежедневном режиме» работать с инвесторами. Но далеко не все компании встречают в регионе такой же теплый прием, как в выставочных залах международного форума. Например, ОАО «Тольяттиазот», реализуя на Кубани проект по строительству крупного перевалочного комплекса, уже несколько месяцев не может добиться внятного диалога с местными властями
Эта история началась в 1997-1999 годах, когда российская химическая корпорация, входящая в топ-10 крупнейших мировых производителей аммиака, заручилась решениями администрации Темрюкского района о предварительном согласовании места размещения терминала и предоставлении «Тольяттиазоту» в аренду земельных участков. В 1999 и 2001 годахкомпания и администрацией Краснодарского края подписывают договоры о сотрудничестве, а в 2003 году заключаются 15 долгосрочных договоров аренды, по которым земельные участки под строительство перевалочного комплекса передаются в аренду ОАО «Тольяттиазот» на 49 лет.
Речь идет о 15 земельных участках общей площадью 229,5 га, на которых должны разместиться склады, очистные сооружения, производственная база и подъездные пути.
Компания прошла все необходимые согласования, получив заключение государственной экологической экспертизы, МЧС, Технадзора и других ведомств. Кубанские чиновники также обещали всяческую поддержку крупному инвестиционному проекту, способному поставить Тамань в один ряд с промышленными портами Новороссийска и Туапсе.
За два года инвестор вкладывает в строительство перевалочного комплекса около $300 млн долларов. На основании выданного разрешения на строительство начинается строительство хранилища аммиака, подготовлена территория для прокладки железнодорожных путей, ведутся работы по возведению эстакады. Но неожиданно выясняется, что большинство из предоставленных ОАО «Тольяттиазот» участков, на которых должны разместиться ключевые объекты, выведены из собственности Краснодарского края в пользу третьих лиц.
Произошло это по решению Темрюкского районного суда, которое юристы корпорации считают неоднозначным и юридически спорным.%
Также выяснилось, что в границах береговой полосы Черного моря, которая предназначается для общего пользования согласно Водному кодексу РФ, незаконно сформированы и находятся в собственности некого юридического лица земельные участки, которые не могут находится в частной собственности в силу прямого запрета, содержащегося в Земельном кодексе и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», — поясняют юристы компании.
Примечательно, что договоры аренды ОАО «Тольяттиазот» с администрацией Краснодарского края так и не прекратили свое действие, инвестор продолжает вносить в региональный бюджет платежи по арендной плате, составившие уже более 150 млн рублей.
Несмотря на возникающие трудности работа по реализации проекта не только возобновляется, но и выходит на новый уровень: в этом мае перевалочный комплекс в Тамани включен постановлением правительства в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», а в июле – в утвержденную постановлением правительства дорожную карту развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне. В сентябре Правительством РФ порт был включен в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта.
Развитие Азовского побережья (Тамань расположена на стыке Черного и Азовского морей – прим.авт.) – приоритетное направление для региона, — отметил на последнем инвестиционном форуме в Сочи губернатор Кондратьев. Однако волокита с крупным инвестиционным проектом продолжается.
Так, в июне 2014 года, когда регион возглавлял еще Александр Ткачев, администрация обращается в Арбитражный суд с требованием признать возводимые на предоставленных для строительства землях объекты самовольными постройками, которые должны перейти в собственность Краснодарского края. Примечательно, что эти объекты расположены на участках, по которым ранее не было судебных разбирательств, а исковое заявление в суд подписал лично губернатор Ткачев, ныне министр сельского хозяйства.
Инвестор, уже вложивший в развитие перевалочного пункта миллиарды рублей, попытался разрешить вопрос мирно, обратившись в администрацию с предложением урегулировать спор во внесудебном порядке. Руководитель департамента имущественных отношений региона Алексей Шеян категорично ответил, что судебного разбирательства сторонам все же не избежать.
В ситуацию вмешался даже федеральный центр.
Исполняя поручение президента Владимира Путина в министерстве промышленности и торговли прошло совещание по вопросу вводу в эксплуатацию перевалочного комплекса аммиака и карбамида в морском порту «Тамань», на котором Тольяттиазоту рекомендовано направить в администрацию Краснодарского края предложения по решению вопросов. Высокопоставленный представитель администрации, участвовавший в совещании, высказался в поддержку проекта и о возможности достичь компромисса в данном деле.
Инвестор в течение недели направляет в Краснодар предложения по мирному урегулированию дела с проектом мирового соглашения, затем чиновники получают предложение о проведении рабочего совещания по проблемным вопросам. Председатель правительства Самарской области Александр Нефедов 28 июля 2016 года обращается к губернатору Вениамину Кондратьеву с просьбой сообщить о результатах согласования проекта мирового соглашения.
«До настоящего времени администрация Краснодарского края на все обращения ОАО «Тольяттиазот» не направило ни одного официального ответа, — сообщают в компании. — Отсутствие прогресса и фактическое игнорирование Краснодарским краем договоренностей, достигнутых на совещания в министерстве промышленности и торговли РФ 21 июня 2016 года, показывает незаинтересованность администрации Краснодарского края в скорейшем вводе в эксплуатацию перевалочного комплекса ОАО «Тольяттиазот» в морском порту Тамань, вызывает обеспокоенность и требует поиска вариантов решения выхода их сложившейся ситуации».
В администрации Краснодарского края не смогли предоставить оперативный комментарий по сложившейся ситуации. Выходит, кубанские чиновники никак не объясняют пропавший интерес к крупному инвестиционному проекту. Захотели – предоставили землю для строительства, захотели – сами же отозвали разрешение на строительство и решили судиться. При таком подходе к работе с инвесторами возникает вопрос в целом о целесообразности площадок по работе с привлечением инвестиций. Ведь куда важнее их не просто привлечь, а довести проект до полной реализации.