Про электронные учебники в школах говорят не первый год, а воз и ныне там. С января (а это середина прошлого учебного года) все школьные учебники должны были иметь электронные версии. Однако и в этом году все осталось на своих местах — вместо продвинутых интерактивных книжек с отсылками на Википедию и другие ресурсы, с видео- и аудиовложениями дети по-прежнему листают бумажные пособия. В чем же проблема? Такие гиганты, как Apple и Google, давно уже выпустили свои книги для учебы. Мало того, есть специальные программы, чтобы загнать в них текст и картинки, а на выходе получить интерактивное пособие. То есть технологии для таких учебников отработаны. Что в таких учебниках должно быть, тоже понятно: согласно требованиям Мин-обрнауки, компьютерная версия должна совпадать с бумажной. Поэтому я решила пройтись по интернет-магазинам и посмотреть, выложены ли электронные учебники на онлайн-прилавки и можно ли их купить. ДОСТАВКА С ГОЛУБЯМИ Сюрприз первый: обычных пособий в интернете пруд пруди, но за качество их никто не отвечает. А вот новеньких учебников с грифом «Рекомендовано Министерством образования и науки» днем с гуглом не найдешь! Для эксперимента я решила купить «Русский язык» для 2-го класса Станислава Иванова и Марины Кузнецовой, выпущенный издательством «Вентана-Граф». Книжка не новая, переиздавалась много раз, в Федеральном перечне присутствует тоже не первый год. Казалось, ну вот уж ее-то оцифровать должны были в первую очередь! Но не тут-то было. Прокручиваю страницы поисковика — и везде мне норовят продать бумажную версию. Ладно бы ее еще можно было купить без проблем. Так ведь их то на складе нет, то закончились внезапно, то доставка — Почтой России в течение двух месяцев. Это из Москвы в Москву! Пока идет книжка, ребенок уже школу окончит. Нет, без электронной версии не обойтись точно. ПЕРЕВОД НА ЭЛЬФИЙСКИЙ И вот наконец удача! Есть электронная версия, и всего за 149 рублей. Экономия, однако. Открываю ознакомительный фрагмент — и вся моя радость улетучивается. А где же аудио, видео, где интер-актив? Обычный скан бумажной книжки, да еще и не самый лучший — читать его с мобильного телефона, например, откровенно неудобно. А ведь по тем же министерским нормативам электронные учебники должны быть адаптированы под все платформы. Ищем дальше. На некоторых хитрых сайтах под видом учебника мне пытаются подсунуть вирус в красивой обложке. А в другом месте мне удалось скачать текстовый фрагмент учебника, но с напрочь слетевшей кодировкой символов. В результате книга по русскому языку выглядела так, словно ее перевели на эльфийский… СУРОВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРАКТИВ После долгих поисков я попадаю на специализированный сервис по продаже электронных учебников — www.book.lanit.ru. Смотрю описание и нарадоваться не могу: и под разные операционные системы учебники адаптированы, и на планшетах-смартфонах открываются… Пытаюсь купить — и снова провал. Во-первых, большинства нужных книг из перечня там просто нет. Во-вторых, самые нужные, которые чаще всего используются, можно купить только оптом. И то не просто так, а чтобы заказ шел от самой школы. А школе для этого надо участвовать в пилотном проекте… Ну и, в-третьих, с интер-активом, функционалом и тут беда. В основе учебников все те же отсканированные бумажные книжки. Выделить нужный текст и скопировать его себе не получится. Сделать заметки — тем более. Про аудио и видео вообще молчу: найти учебник с видеофайлами мне так и не удалось. А ведь, казалось бы, добавь в книгу по английскому языку вложения с правильным произношением слов и фраз, и всем будет проще. Интерактив же чаще всего сводится к тому, что картинку можно увеличить, кликнув по ней мышкой. И смысл в таких учебниках? ЦИФРОВАЯ ШКОЛА Есть и другие электронные пособия, с которыми работают школьники. Например, издательство «Просвещение» уже не первый год проводит апробацию приложения «Учебник цифрового века». И вот в нем-то, судя по описанию, есть и интерактивные задания, и дополнительные материалы. То есть, по сути, это приложение для учебы, которое работает как с обычными компьютерами, так и с мобильными устройствами. Кроме того, учителя могут вносить коррективы и добавлять в пособие материалы, которые считают нужными. Почему же «судя по описанию»? Дело в том, что просто так установить чудо-приложение нельзя. Для этого нужно, чтобы школа принимала участие в апробации и предоставила доступ своим ученикам. Да и тут тоже без проблем не обходится: «Чтобы открывать учебник и на компьютере, и на планшете, нужно две отдельные лицензии. Да и срок у них — всего 500 дней», — оставляет отзыв один из пользователей программы. То есть проучился год — и все, книжку потом не откроешь, даже если нужно повторить что-то… «После обновления все учебники пропали, одни белые пустые листы», — жалуется другой юзер. С печатными книжками попроще будет… ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ Камень преткновения Почему же электронные учебники никак не могут выйти на рынок? Причин много. Например, до сих пор непонятно, как же будут продаваться такие пособия, как бороться с пиратскими копиями и как совместить печатные и компьютерные версии. Есть и финансовый момент: электронный учебник — это программа. Чтобы ею воспользоваться, нужен компьютер или смартфон. А это влетит родителям в дополнительную копеечку. Бумажные-то учебники закупает школа, а вот средства на планшет для каждого ученика у директоров вряд ли найдутся. Пока понятно только одно: полностью от бумажных книг школы откажутся еще не скоро. Так что пока детям по-прежнему придется носить в ранце стопки пособий вместо планшета. КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ Не все учителя готовы идти в ногу со временем — Почему же с таким скрипом внедряются в школьную жизнь новые технологии? — спросили мы руководителя центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Николая Алексеева. — Сейчас учителя и ученики не обязаны использовать электронные формы учебника. — поясняет Николай Григорьевич. — Так что спрос на такую форму учебной литературы невелик. Но мы видим, что постепенно возрастает число учителей, готовых «идти в ногу со временем». Поэтому приходится обучать педагогов работе с электронными устройствами и электронной формой учебника. Мы в издательстве «Просвещение» стараемся, чтобы в таких учебниках был контент в виде мультимедийных объектов и заданий, которые позволяют повысить мотивацию школьников. Это и задания в интерактивном формате, дополнительные галереи изображений по теме, аудиофайлы, дополнительные тексты, дополнительные ссылки на внешние образовательные ресурсы. А учитель может к имеющемуся в учебнике контенту дополнять свой, тем самым обогащать и расширять материалы к уроку. Но пока учитель будет работать по бумажному учебнику, понятно, что продвижения электронной его формы не будет. Привычка использовать современные средства обучения сейчас только формируется. Александр МИЛКУС УХАНЬ. КАЗИНФОРМ — В Китае обучается свыше 11 тысяч казахстанских студентов, с 2013 года их объединяет единая студенческая организация «Kazakhstan Students Association in China» (KSAC). Одними из наиболее активных ее членов являются казахстанские студенты в г. Ухань провинции Хубэй. Об их жизни и учебе в интервью собственному корреспонденту МИА «Казинформ» в Пекине рассказали активисты уханьского отделения KSAC. «В Ухане насчитывается порядка 9-10 вузов, где учатся казахстанские студенты — всего свыше 300 наших граждан. В рейтинг 200 лучших сельских школ России, составленный Минобрнауки РФ, вошли две школы Карачаево-Черкесской республики. Представитель пресс-службы главы КЧР сообщил, что по итогам проведенного исследования в 2016 году в ТОП-200 попали средняя школа N7 села Учкекен и общеобразовательный лицей-интернат имени Е. М. Хапсироковой в ауле Хабез. Собеседник агентства «Интерфакс Юг» напомнил, что в минувшем году в перечень 500 лучших образовательных организаций вошла гимназия N17 города Черкесска, а в ТОП-200 лучших сельских образовательных организаций вошли две школы Малокарачаевского района — школа N5 села Терезе и школа N7 села Учкекен. БРЯНСК, 8 окт – РИА Новости. Семь центров технического образования школьников для решения проблемы подготовки инженеров производства откроются в Брянской области в субботу, сообщил журналистам заместитель председателя Брянской облдумы Анатолий Бугаев. «В субботу откроются четыре центра в Брянске и три в других городах региона (Новозыбкове, Унече и Клинцах) – для 1274 школьников. Мы уверены в том, что реализация проекта по созданию центров технического образования (ЦТО) увеличит число выпускников, которые после окончания технических вузов станут инженерами, технологами, конструкторами, способными не только быстро освоить новые сложные технологии, но и мыслить инновационно, активно участвовать в исследовательской работе, разработке новых изделий», — сказал Бугаев В программе подготовки — бесплатные занятия по физике, математике и информатике для учащихся 8-11 классов. Они организованы на базе средних учебных заведений, для 11 классов – на базе Брянского государственного технического университета и Брянского государственного инженерно-технологического университета. Кроме того, для школьников, обучающихся в ЦТО, будут организованы экскурсии по крупнейшим предприятиям региона. По окончании ЦТО будет выдаваться сертификат, дающий право на дополнительные баллы при поступлении в брянские университеты, отметил Бугаев. По его словам, инициаторами создания таких центров стали руководители предприятий, входящих в Союз машиностроителей России, региональное отделение которого возглавляет гендиректор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев. Именно они забили тревогу по поводу нехватки специалистов для производства и низкого качества подготовки их в вузах, вызванного слабым уровнем обучения «техническим» предметам в школах. Идея промышленников о создании ЦТО была поддержана региональной властью, в результате чего было принято принципиальное решение о том, что работа этих центров будет финансироваться в рамках подпрограммы «Развитие инженерно-технического образования (2017-2019 годы)» госпрограммы развития образования Брянской области. «В 2017 году в проектах бюджетов Брянской области и муниципальных образований предусмотрены средства на финансирование центров; подключились и промышленные предприятия региона: приобретается учебное оборудование за счет средств, собранных Ассоциацией промышленных предприятий Брянской области, на сумму более миллиона рублей», — сказал Бугаев. По его словам, необходимо решить еще ряд задач: увеличить число бюджетных мест в Брянском государственном университете для подготовки учителей физики, а также сохранить количество бюджетных мест в остальных технических вузах региона.
Советуем посмотреть
СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК
МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …