Топонимическая комиссия Петербурга не смогла принять решение, называть или нет какую-либо улицу или площадь северной столицы именем Ахмата Кадырова. Ее члены решили посоветоваться на этот счет с петербургским советом ветеранов и представителями чеченской диаспоры города. Между тем, как показывают опросы в интернете, большинство петербуржцев увековечивания имени Кадырова в своем городе не хотят.
Комиссия Санкт-Петербурга по топонимике в понедельник решила отложить принятие решение по поводу увековечивания имени первого президента Чечни Ахмата Кадырова в северной столицей. Как сообщил «Газете.Ru» заместитель главы Комитета города по культуре Александр Воронко, пока именем Кадырова-старшего не будет назван ни один объект Петербурга. Подробности заседания комиссии чиновник не рассказал, подчеркнув, что на нем не присутствовал.
Тем временем, как сообщил СМИ вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов, собраны не все документы для решения названия какого-либо объекта в честь Кадырова, в частности, не предоставлено мнение совета ветеранов и чеченской общины города. Кириллов подчеркнул также, что вопрос был обсужден топонимической комиссией исключительно в правовом поле.
Заседание комиссии Санкт-Петербурга прошло в закрытом от прессы режиме.
Как пояснил журналистам председатель комитета по культуре города Константин Сухенко, это было связано с тем, что вопрос имеет «эмоциональный окрас».
Накануне стало известно, что один из чеченских благотворительных фондов предложил увековечить память первого президента Чечни в Санкт-Петербурге, соответствующая заявка отправлена в городской комитет по культуре. Как рассказал в беседе с российскими СМИ председатель Союза чеченской молодежи Рустам Тапаев, в Питере можно было бы назвать в честь Кадырова какую-либо улицу или площадь.
«В Петербурге как в исторически культурном городе №1 в России, должна быть увековечена память первого президента республики. Это будет очень правильным и достойным поступком со стороны мэрии», — сказал Тапаев. Ранее, зимой 2015 года, назвать одну из питерских улиц в честь Ахмата Кадырова предлагал самый известный петербургский депутат Виталий Милонов. Тогда ему, хотя и в мягкой форме, но отказал губернатор северной столицы Георгий Полтавченко.
«При всем уважении к личности Ахмад-Хаджи Кадырова следует признать, что он не принимал непосредственного участия в жизни Петербурга, не жил и не работал здесь», — написал в своем ответе Полтавченко. При этом
глава города не исключил возможности назвать именем Кадырова-старшего один из объектов городской среды, если люди будут не против.
Пресс-секретарь действующего главы Чечни Альми Каримов в разговоре с «Газетой.Ru» отказался прокомментировать инициативу Рустама Тапаева.
Ахмат Кадыров активно изучал теорию и философию ислама в различных учебных заведениях СССР и Иордании. В 1995 году, в разгар первой чеченской кампании, он становится муфтием Чечни и в этом статусе объявляет России джихад. За участие в боевых действиях против российских силовиков духовный деятель был награжден орденом так называемой независимой Ичкерии «Честь нации».
После заключения Хасавюртовских соглашений, прекративших боевые действия, Кадыров отменит «священную войну» против России. После этого исламский деятель стал противником распространения в Чечне идеологии ваххабизма. Во время второй войны Ахмат Кадыров решил поддержать российские войска и сыграл важную роль в мирном переходе ряда сел и населенных пунктов Чечни под контроль российских войск. В 2003 году его избрали первым президентом Чечни. Утром 9 мая 2004 года политик был убит в результате теракта на стадионе «Динамо» в Грозном, где он доложен был принять участие в праздничных мероприятиях по случаю Дня победы. В результате взрыва тогда кроме него погибли еще семь человек.
После этого события новым главой республики стал младший сын Кадырова Рамзан, который находится на этом посту и сегодня.
Что касается Кадырова-старшего, то после смерти представители как чеченских, так и федеральных властей провели серию мероприятий по увековечиванию его имени. В 2004 году ему посмертно было присвоено звание героя России. Его имя носит школа в селе Цанторой, в котором он жил и учился. На следующий год в Грозном был поставлен памятник политику высотой 10 метров, который создал известный скульптор Зураб Церетели. Кроме того, в столице Чечни действует музей Ахмата Кадырова. В том же 2005 году вновь избранный парламент Чечни предложил в честь Ахмата Кадырова переименовать и столицу Чечни, назвав ее Ахматкала (дословно: Город Ахмата). Предложение было впоследствии отозвано самим парламентариями.
Между тем в нескольких социальных группах Вконтакте в понедельник прошли соцопросы по поводу возможного увековечения имени убитого главы Чечни в одном из объектов города. Во всех опросах приняло участие порядка 400 человек, из них более 80% голосовавших высказалось против, порядка 12% поддержало проект, а около 3% воздержались от ответа.
Стоит отметить, что, в отличие от Москвы, в которой пока еще сохранилось множество улиц без названия, которые для удобства обозначения пока еще отмечают на картах как «Проектируемый проезд, номер такой-то», в северной столице безымянных улиц совсем немного. В частности, некоторое количество есть еще в Приморском районе города. Возможно, какая-то из них и получит имя Ахмата Кадырова. Окончательное решение, впрочем, предстоит принять самим властям Петербурга.
Пока что имя первого главы Чечни увековечено в названиях трех населенных пунктов, не связанных с Чеченской республикой.
Например, в Ростове-на-Дону по инициативе губернатора Ростовской области Владимира Чуба один из теплоходов компании «Донречфлот» назван именем Ахмата Кадырова. В августе 2004 года его же имя получила и улица в районе Москвы под названием Южное Бутово. Она проходит от Бунинской аллеи до улицы Адмирала Лазарева. Присвоение улице имени первого главы Чечни сопровождалась скандалами и жалобами в различные городские инстанции. Одним из инициаторов этой идеи выступил российский президент Владимир Путин, который рекомендовал московским властям увековечить имя этого политика в одном из топонимов. Эти планы нашли крайне негативный отклик у жителей Южного Бутово.
В 2004 году они провели ряд опросов и предложили назвать эту улицу «Улицей псковских десантников», погибших в ходе второй чеченской войны.
А в 2011 году прошла еще одна акция: кто-то прикрепил на один из домов улицы Кадырова табличку с надписью «Улица Буданова» — офицера, участвовавшего в первой войне в Чечне и застреленного 10 июня 2011 года в Москве уроженцем Чечни Юсуп-Хаджи Темерхановым.
Одним из аргументов противников присвоения улице имени Ахмата Кадырова было то обстоятельство, что, согласно закону Москвы № 40-70, присваивать улицам и переулкам имена известных граждан можно только через 10 лет после их смерти. Однако в августе 2004 года с момента гибели Кадырова-старшего прошло всего несколько месяцев. Именно так, с нарушением закона, в столице позже появились улицы Александра Солженицына, Галины Вишневской, Уго Чавеса. Все эти случаи объединяет то, что с момента смерти людей, память которых была увековечена в названиях улиц, не прошло десяти лет.
Кроме того, в Израиле местный совет селения Абу-Гош назвал одну из улиц в честь Ахмата Кадырова. Там же сейчас действует одноименная мечеть, которая считается одной из самых крупных на израильской территории.