Гособвинение не нашло корыстного мотива в деятельности бывшего главы ГУЭБиПК генерала Дениса Сугробова. Целью преступной группы, которую он якобы создал из офицеров своего ведомства, было получение полицейским начальником госнаград и почетных грамот. При этом, как выяснила «Газета.Ru», единственной правительственной наградой, которую Сугробову дали за 20 лет службы в МВД, стала лишь медаль «За заслуги перед Отечеством II степени».
Гособвинение не нашло корыстного мотива в действиях бывшего руководителя Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции генерала Дениса Сугробова, которого недавно прокурор попросил приговорить к 22 годам лишения свободы. Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, знакомый с материалами дела.
По его словам, единственным эпизодом, якобы связанным с попыткой Сугробова получить какую-то личную выгоду от создания им организованного преступного сообщества, была оперативная разработка гражданина Германии, бизнесмена Владимира Райзвиха (в немецких документах он проходит как Waldemar Reuswich). Этот человек долгое время считался главным потерпевшим по «делу Сугробова».
«Райзвих разработал схему поставок в Россию оборудования для диагностики и лечения онкологических заболеваний. Его компания Nanotec Industries AG заключила договор с крупным концерном Accuray, производящим радиохирургические системы. Согласно этому договору Nanotec стал эксклюзивным дистрибьютором Accuray, которому было предоставлено право продавать в Россию и Казахстан аппараты для проведения операций Kiberknife и комплексы лучевой терапии Tomotherapy, а также монтировать это оборудование в больницах и обслуживать его по гарантии производителя.
Это оборудование он поставлял в нашу страну на очень выгодных для себя условиях, так как, по версии силовиков, он мог платить крупные откаты различным чиновникам в администрации президента и других ведомствах», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
По его словам, Райзвих даже организовал лечение должностных лиц, задействованных в мошеннической схеме, в клиниках министерства обороны ФРГ на территории Германии. Как сказано в материалах дела, в конце 2012 года к Райзвиху в Германию приехал начальник 19-го отдела ГУЭБиПК Иван Косоуров, который сейчас проходит по делу как один из соучастников Сугробова. Он якобы запугал немецкого бизнесмена тем, что оперативники ГУЭБиПК смогут привлечь его к уголовной ответственности. По версии следствия, Косоуров настоял на передаче эксклюзивных прав на торговлю медоборудованием Accuray гендиректору ООО «СПб Медика» Игорю Скакунову.
«Но сторона защиты представила огромное количество материалов от правоохранителей из ФРГ и свидетельских показаний того, что Сугробов ничего не вымогал у Райзвиха и ни к чему не принуждал. И хотя сам бизнесмен сейчас арестован в ФРГ и, вероятно, будет привлечен местным правосудием к уголовной ответственности, потерпевшим по делу бывшего главы ГУЭБиПК он быть перестал», — отметил источник «Газеты.Ru».
Он добавил, что в настоящий момент по той же причине с имущества фигурантов дела снят арест.
«Освободили от ареста два парковочных места в Москве, права на которые имеет Сугробов (это единственное имущество генерала, которое было арестовано), а также на участок и загородный дом бывшего адвоката Сугробова Георгия Антонова, а также автомобиль вдовы генерала Колесникова, который также проходит по этому делу», — рассказал собеседник.
В погоне за статистикой
По словам источника, сейчас прокурор полагает, что преступное сообщество было создано Сугробовым исключительно с целью завышения статистических показателей раскрываемости преступлений коррупционной направленности, а также получения правительственных наград и благодарственных грамот. При этом, согласно открытым данным, за все время службы в МВД Сугробов получил лишь медаль «За заслуги перед Отечеством II степени», именное оружие, а также ведомственную медаль за 10 лет безупречной службы.
«Гособвинение также требует лишить всех офицеров званий и наград», — пояснил «Газете.Ru» его адвокат Эдуард Исецкий. Как сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией, по делу Сугробова и его коллег было допрошено более 200 свидетелей, в основном это полицейские ГУЭБиПК, следователи и различные фигуранты уголовных дел, которые вели подчиненные бывшего руководителя.
«При этом суд не стал допрашивать сотрудника СК РФ Сергея Новикова, который и вел данное дело. О его допросе ходатайствовали адвокаты подсудимых», — рассказал он.
По словам собеседника «Газеты.Ru», Новиков, после того как закончил следствие по делу генералов ГУЭБиПК, перешел на работу в управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ, которое возглавляет Игорь Краснов — тот самый, который вел дело об убийстве политика Бориса Немцова.
«Сейчас у Новикова, фактически, генеральская должность», — отметил источник. В СК РФ «Газете.Ru» комментировать эту информацию отказались.
Ранее по делу Сугробова и его подчиненных были осуждены двое фигурантов: оперативники Алексей Боднар и Максим Назаров. Оба полностью признали свою вину, заключили сделку со следствием и дали показания на своего бывшего начальника и коллег. Остальные обвиняемые сейчас сидят на скамье подсудимых, причем все, кроме бывшего главы управления «Б» ГУЭБиПК МВД РФ Салавата Муллаярова, содержатся в СИЗО. Муллаяров также признал вину, он находится под домашним арестом.
При этом сам Сугробов категорически не согласен с обвинением и настаивает на своей полной невиновности.
«Он активно защищается и планирует выступать в прениях сторон, которые сейчас идут», — сказал его защитник Исецкий. Ожидается, что суд успеет завершить с прениями до 31 декабря 2016 года, однако приговор по этому делу будет оглашен уже в следующем году.
Уголовное дело в отношении Сугробова и других сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД было возбуждено 14 февраля 2014 года после того, как полицейские попытались провести в отношении замглавы 6-й службы УСБ ФСБ Игоря Демина оперативный эксперимент, заключающийся в передаче ему от якобы предпринимателя $10 тыс. в качестве аванса за покровительство бизнесу. Однако в провокации взятки, как сообщил источник «Газеты.Ru», обвиняются только подчиненные генерала, а сам он проходит обвиняемым лишь по статье 210 УК РФ «Создание организованного преступного сообщества».
Гособвинитель попросил назначить Сугробову наказание в виде 22 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима, а остальным подсудимым — от 17 до 21 года тюрьмы.
Заседания суда по процессу над бывшими офицерами полиции проходят в закрытом режиме.
При этом по делу проходит и погибший зам Сугробова генерал-майор Борис Колесников, погибший в июне 2014 года. Гособвинение требовало его признать виновным и освободить от уголовной ответственности в связи со смертью обвиняемого. Но родственники настояли на том, чтобы он продолжал оставаться подсудимым, чтобы постараться доказать его невиновность. Как официально сообщал Следственный комитет, Колесников покончил с собой в здании ведомства на Техническом переулке, оттолкнув полицейских конвойной службы.
Но источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, отметил, что генерал покончил с собой в тот момент, когда вышел на балкон кабинета следователя Новикова, чтобы покурить.
По словам бывшего адвоката Колесникова Антонова, в СИЗО генерал подвергался физическому воздействию, в результате чего дважды получил черепно-мозговую травму. Как отмечают очевидцы, на последнее перед гибелью заседание суда по вопросу продления ареста Колесникова привели в полувменяемом состоянии, он с трудом отвечал на вопросы судьи.
Оперативники, генералы, обвиняемые
Колесников и Сугробов начали в середине 1990-х годов работать в милиции на должностях рядовых оперативников, потом перешли в региональный отдел по борьбе с организованной преступностью УВД Северного административного округа Москвы. В 1999 году Колесников и Сугробов поступили на службу в центральное региональное управление по борьбе с организованной преступностью МВД. Затем Борис Колесников стал начальником отдела 10-го оперативно-разыскного бюро, которое занималось борьбой с организованной преступностью департамента экономической безопасности МВД России. А Сугробов в 2007 году назначен начальником отдела ОРБ № 7 (страхование и рынок ценных бумаг) МВД России.
С должности заместителя начальника данного подразделения переведен в ОРБ № 10 (противодействие организованной преступности в сфере экономики, пресечение каналов финансирования терроризма и экстремизма) МВД России, которое возглавил в 2009 году. 28 июня 2011 года указом президента РФ Денис Сугробов был назначен начальником Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, а Колесников стал его заместителем.
Оба стали самыми молодыми генералами в МВД: Колесникову на момент получения этого звания было 35 лет, а Сугробову — 36.
В бытность руководителями ГУЭБиПК Сугробова и Колесникова это ведомство расследовало ряд резонансных дел. Именно офицеры этого управления вели разработку бывшего мэра Рыбинска Юрия Ласточкина, который приговорен к 8,5 годам лишения свободы за взятку и растрату государственных средств, мэра Ярославля Евгения Урлашова (приговорен за взятку к более чем 12 годам лишения свободы). Самым громким делом, к которому непосредственно имели отношение Колесников и его шеф, стало расследование коррупции в департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ. На суде бывший начальник этого подразделения оборонного ведомства Евгения Васильева и еще один фигурант этого дела Дмитрий Митяев заявили, что подвергались угрозам и моральному давлению со стороны Колесникова и других сотрудников ГУЭБиПК. Однако источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом расследования дела Васильевой, утверждает, что прокуратура не установила фактов превышения полномочий Сугробовым и Колесниковым в ходе разработки экс-руководителя департамента имущественных отношений.
В настоящий момент почти все приговоры, вынесенные судом на основании оперативных материалов, добытых подчиненными Сугробова и Колесникова, остаются в силе.