Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении пяти россиян, участвовавших в конфликте на Украине на стороне запрещенной в России организации «Правый сектор». По данным следователей, двое из них непосредственно участвовали в боевых действиях в Донецкой области, а остальные «воевали» на идеологическом фронте. Однако отправить на скамью подсудимых их не просто — подозреваемые находятся на территории Украины.
Пять россиян, участвовавших в конфликте на Украине на стороне организации «Правый сектор», стали фигурантами уголовного дела об экстремизме.
«Сотрудниками управления по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны, ГСУ СК России совместно с ФСБ и МВД России проведен комплекс следственно-оперативных мероприятий, в ходе которых получены данные, свидетельствующие о причастности ряда граждан России к деятельности экстремистской организации «Правый сектор», запрещенной решением Верховного суда РФ на территории Российской Федерации», — говорится в официальном сообщении следственного комитета.
На основании этих данных возбуждены уголовные дела в отношении пятерых граждан России: Игоря Чудинова, Геннадия Хамраева, Георгия Стоцкого, Романа Стригункова и Александра Валова.
По данным следствия, все пятеро россиян поддерживают радикальные взгляды, а также идеи фашизма и национализма. В разное время они покинули Российскую Федерацию и направились на Украину, где вступили в ряды «Правого сектора».
В зависимости от должности каждый из них выполнял определенные задачи в интересах этой организации. Чудинов как заместитель командира одного из боевых структурных подразделений Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор», а Хамраев как боец названного подразделения принимали активное участие в карательных операциях против мирного населения самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
Стоцкий, Стригунков и Валов стали активистами «Правого сектора» и систематически принимали участие в митингах, шествиях и других общественно-массовых мероприятиях этой организации.
В интернете они вели пропаганду идеологии, целей и задач «Правого сектора», идеализируя деятельность руководителей и активистов экстремистской организации.
Надо отметить, что деятельность этих российских «правосеков» довольно активно освещалась украинскими СМИ. При этом наибольшую известность получил Геннадий Хамраев, воевавший на стороне украинских националистов под позывным Монах. В 2015 году Хамраев дал несколько интервью украинским телеканалам и «Радио Свобода», в которых сетовал, что он настоящий герой, проливавший кровь за Незалежную, никак не может получить гражданство Украины:
«Я в Украину приехал впервые в 2002-м. И влюбился в эту страну и людей. Они сильные, сплоченные, в беде не бросят и мимо не пройдут».
Спустя год герой Незалежной попал в СИЗО по обвинению в разбое и вымогательстве. Вместе с двумя другими бывшими бойцами Добровольческого корпуса Хамраев вломился в дом жителя Самбора и пытал его родственника, чтобы выяснить, где хранятся деньги. В райотделе полиции грабители заявили, что воевали за «Правый сектор» и пытались «качать права». В итоге Хамраева арестовали, однако осенью ему удалось сбежать из СИЗО — вместе с подельниками они разобрали стену. Впрочем, в бегах он находился недолго — через несколько дней его снова задержали.
Между тем российских следователей интересует деятельность Хамраева и других его коллег по правому сектору в период конфликта на Украине. В действиях всех подозреваемых следователи усматривают признаки преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 282.2 УК РФ (руководство деятельностью экстремистской организации и участие в ней). Эта статья предусматривает наказание сроком от двух до шести лет. Однако прежде, чем привлечь их к ответственности, российским следователям придется добиться выдачи подозреваемых, которые находятся на Украине, что, по сути, почти невозможно.
Вместе с тем Следственный комитет еще раз предостерегает российских граждан, которые полагают, что можно принимать участие в различного рода авантюрах, локальных вооруженных конфликтах на стороне запрещенных экстремистских организаций и об этом никто не узнает.
Следователи отмечают, что сведения об их «вылазках» рано или поздно станут известны российским правоохранительным органам, и привлечение к уголовной ответственности за подобные деяния — это лишь вопрос времени.
В ноябре 2014 года Верховный суд России признал деятельность организации «Правый сектор» экстремистской и запретил ее на территории России. А в августе 2015 году был вынесен первый приговор в отношении россиянина, участвовавшего в деятельности «правосеков». Житель Читы Александр Додонов намеревался вступить в ряды правого сектора. Суд, учтя раскаяние обвиняемого, назначил наказание в виде лишения свободы сроком на один год и шесть месяцев в колонии-поселении.
В сентябре 2015 года Московский городской суд приговорил российского гражданина Александра Разумова к семи годам колонии. Суд установил, что в 2014 году тот проходил обучение в тренировочном лагере «Правого сектора», после чего пытался завербовать двух российских полицейских в ряды украинских силовиков в Донбассе.
В сентябре 2016 года Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении руководителей «Правого сектора»: Дмитрия Яроша, Андрея Тарасенко, Андрея Стемпицкого, Валерия Воронова, Артема Скоропадского. Они также обвиняются в экстремизме.