Четверг , 25 Апрель 2024
Home / Общество / Романтики VS прагматики: за кем будущее?

Романтики VS прагматики: за кем будущее?




Синоптики обещают в ближайшие часы для Москвы могут стать настоящим испытанием. Предупреждение от МЧС также получили Ставрополь, Тверь и Смоленск. Резкий ветер, снег и метель. В столичных аэропортах один за одним отменяют и задерживают рейсы. И главная опасность — резкое падение температуры и все дороги превратятся в лёд! Петербург уже застыл и провёл этот вечер в десятибалльных пробках. Подавляющее большинство россиян считают, что многодетным семьям полагаются дополнительные льготы и пособия, свидетельствуют результаты опроса Фонд общественного мнения (ФОМ). Согласно исследованию, в необходимости поддержки многодетных семей дополнительными выплатами и льготами из бюджетных средств убеждены 95% россиян, противоположную точку зрения высказали лишь 3%. По данным опроса, 65% респондентов имеют среди своих знакомых многодетные семьи, при этом 6% опрошенных сказали, что сами являются многодетными родителями. По мнению большинства россиян, многодетные семьи мало чем отличаются от остальных. Свыше 60% опрошенных уверены, что многодетные родители не лучше и не хуже справляются с родительскими обязанностями; 15% участников опроса уверены, что многодетные родители лучше справляются со своими обязанностями, 8% респондентов уверены в обратном. По данным социологов, 59% полагают, что дети из многодетных семей имеют такие же шансы на успех в жизни, что и дети из обычных семей. По мнению 22% опрошенных, детям из многодетных семей сложнее устраиваться в жизни, противоположную точку зрения высказали 6% участников опроса. Опрос проведен среди 1,5 тысячи граждан России от 18 лет и старше 16 октября в 104 населенных пунктах 53 регионов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Развеваем мифы и расставляем приоритеты, связанные сподготовкой творческих кадров в крае О дальневосточном симбиозе вузов и театров мы беседовали с ректором Хабаровского государственного института культуры, докторомкультурологи, кандидатом исторических наук СергеемСкориновым. -Сергей Нестерович, расскажите о вашем пути на пост ректора Хабаровского государственного института искусств и культуры? -Для того, чтобы стать ректором, нужно отвечать несколькимважным критериям. Во-первых, быть хорошим организатором. В свое время япрошел через мощную школу комсомола, занимался культурными мероприятиями, был вторым секретарем горкома комсомола в Комсомольске-на-Амуре, где отвечал за культурно-массовую и идеологическую работу. Затем в Хабаровске в 1987 году стал заведующим отдела пропаганды и культурно-массовой работы. Я организовывал мероприятия для молодежи, работал преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, защитилкандидатскую. 10 лет проработал в Хабаровском педагогическом институте на кафедре теории и методики художественной культуры. Моя первая диссертация была посвящена истории обрядовой культуры нивхов. Потом появилась такая наука, как культурология. И занимаясь докторской диссертацией, я изучал культуру коренных народов юга Дальнего Востока России. В 2001 году после защиты докторской диссертации я стал первым заместителем министра культуры Хабаровского края. А в 2008 году меня избрали ректором института искусств и культуры. — Профессиональный взгляд помогает увидеть разницу между нынешними студентами и теми, кто учился в ВУЗах десять лет назад? -Конечно, нынешнее поколение ребят другое. Главное отличие моего поколения молодежи, да, наверное,еще и вашего – мы романтики и идеалисты. А сегодня в институт приходят прагматики. Во многом поэтому некоторые учебные направления в нашем вузе развиваются не в полной мере. Например, сейчас никто не хочет быть библиотекарем. В связи с этим очень давно не ведется набор на очную форму обучения по направлению «Библиотечное дело». Заочно этой специальности приходят обучаться уже поработавшие в книжной сферелюди. Что касается творческих направлений, здесь все поколения сродни. Главное – чувствоватьсвое призвание и стремиться раскрыть талант. Мы часто сталкиваемся с тем, что ребята сначала в угоду родителям получают юридическое или экономическое образование, а потом приходят учиться к нам по творческой направленности. Благо, ограничений по возрасту у нас нет. Можно хоть пенсионером прийти учиться. Главное — выдержать испытания. -А есть ли творческие направления, в которых можно наблюдать упадок? — Я вообще сегодня наблюдаю ренессанс творческих потребностей. Мы радуемся тому, что у нас серьезные конкурсыпо музыкальным и эстрадным направлениям, стабильно пользуются спросом актерское, режиссерское и хореографическое. Могу с ответственностью сказать, что выпускаемые нами специалисты очень востребованы. Два раза в год делаем мониторингтрудоустройства, который показывает, что мы занимаем верхние строчки в рейтинге среди других вузов России.Около 85 % наших выпускников сразу устраиваются на работу. Их средняя заработная плата год назад составляла около 31 тысячи рублей. Эти показатели объективны, так как формируются на основе данных пенсионного фонда. -Как охотно театры и другие учреждения культуры сотрудничают с институтом? Берут молодых специалистов на работу? -У нас очень тесная связь с отраслью. Уже с третьего курса, хотя иногда бывает и с первого, студенты проходят практику в профессиональных творческих коллективах. Среди учреждений культуры идет настоящая борьба за студентов, в них видят молодых, энергичных и инициативных работников, которые полны новых идей и готовы сразу что-то организовать. И мы видим обратную связь. После обучения выпускники чаще всего остаются работать там, где проходили практику. Сегодня с театрами у нас тесное взаимодействие в сфере актерской,хореографической, режиссерской подготовки. Хореографическое направление мы несколько преобразовали, теперь студенты обучаются искусству балетмейстера. Тем самым мы расширяем круг потенциальных возможностей выпускника: специалист сможет работать и с профессиональными коллективами, и с любительскими. Почти весь кордебалет Хабаровского краевого музыкального театра состоит из наших выпускников, так же и ансамбль «Дальний Восток», известный не только в регионе, но и за его пределами. А если говорить об актерах, то 70% труппы ТЮЗа, 50% театра драмы – наши ребята. Немало их и в краевом музыкальном театре. Здесь, кстати, действует закон сообщающихся сосудов – в театры идут наши студенты, а мы оттуда берем именитых и опытных преподавателей. Эти практики привлекают в театры ребят. С улучшением демографических показателей повышается контрольная цифра приема абитуриентов. Отмечу, что у нас очень большой приток китайских студентов, особенно в хореографическом и музыкальном направлениях. В Китае очень ценится наше образование. -Сегодня в Хабаровском институте культуры нет хорового отделения. Получается, край остался без профессионального хора. Почему так вышло? -Раньше,в советское время, народное художественное творчество носило массовый характер. На это направление ежегодно поступало около 25 человек, на базе этой группы создавался хоровой коллектив. Готовились хоровые руководители. Сегодня этого направления нет. Очередные образовательные стандартыоставили нас с направлением«Дирижирование».Теоретически, по нему мы можем готовить хоровиков. Но пока поступает только два человека в год. За четыре курса обучения мы сможем набрать только восемь человек. Для хора такого количества откровенно мало.Конечно, в хоровом искусстве сейчас кризис. Но приспособиться можно к любой ситуации. У некоторых наших преподавателей есть свои хоровые коллективы, что является практикой для наших студентов. В качестве факультатива студенты первого и второго курсов поют в хоре, туда входят и актеры, и музыканты, культурологи, и дажепо желаниюхореографы. Кому нравится, остаются и на третьем курсе. Этот сводный хор уже делает успехи, выступая на фестивалях «Студенческая весна». — В контексте вопроса о кадрах, хочу узнать ваше мнение об идеи создания другого масштабного учреждения искусства – театра оперы и балета в Хабаровске. -Эта идея возникала очень давно, когда я еще работал в Министерстве культуры. Сам театр оперы и балеты требует определенной инфраструктуры. Раньше была традиция, что такие театры возникали в городах-миллионниках. И это оправдано, ведь что опера, что балет искусство не массовое.Нельзя забывать про коммерческую составляющую – постановки должны жить, зрители – приходить, билеты продаваться. Второй момент – весьма капиталоемкое содержание самого театра. И еще: кто же будет составлять костяк ведущих солистов и весь творческий коллектив. Для таких театров всегда есть специальные высшие учебные заведения, специальные балетные школы, работающие по принципу интерната, где ребята, начиная с пятого класса, получают специальное образование. Туда требуются педагоги, которых у нас нет. Нельзя забывать про вокальную школу. Как правило, в городах-миллионниках есть консерватории. На уровне Министерства культуры РФ обсуждался вопрос создания в Хабаровске такой консерватории. Но надо понимать, что это отдельное здание, а у нас сегодня каждый вуз испытывает проблему с площадями. Необходимо также помнить, что любая школа начинается с педагога. Преподаватели, работающие при институте культуры, в основном не соответствуютконсерваторским требованиям. Приглашать из Москвы их практически невозможно. Когда я бываю на собраниях, где присутствуют ректоры всех вузов культуры и консерваторий страны, слышу один и тот же вопрос: «Где нам взять педагогические кадры?» Я помню, когда мы реконструировали концертный зал филармонии, приобрели орган. А где взять органиста? Мы пригласили из столицы молодого парня, который переехал вместе с супругой. Он поиграл пол года и уехал, несмотря на то, что его обеспечили квартирой. И тогда мы нашли выход: отправили своего студента учиться в консерваторию, после чего он вернулся играть в нашей филармонии на нашем органе. Этот опыт нам показал, что надеяться на кого-либо с Запада не следует. Даже в советское время, когда людей направляли на Дальний Восток, специалисты, со временем, возвращались обратно. Надеяться можно только на своих. -Многим не дает покоя опыт Владивостока. Чем мы хуже? — Да, приморчане попытались создать театр оперы и балета. И чем все закончилось? Приглашались специалисты, выделялись квартиры. В итоге, на федеральном уровне решили помочь, преобразовав его в филиал Мариинского театра. И это была вынужденная мера. Ставитьвторойтакой эксперимент в Хабаровске чревато. Дальний Восток всегда развивался комплексно. С учетом экономической целесообразности нужно и подходить к вопросу. Не надо в каждом регионе создавать такие финансово затратные объекты. Мы тогда просто разоримся. Задумайтесь, многие наши учреждения носят название «дальневосточный»: художественный музей, государственная научная библиотека, симфонический оркестр. Они находятся в Хабаровске, а работают на всей территории Дальнего Востока. Я уверен, что произведения, поставленные в будущем во Владивостоке, будут показаны и в Хабаровске.Поэтому необходимо развивать региональные гастрольные площадки. Беседовала Тамара Васина

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.