Суббота , 19 Октябрь 2019
Home / Общество / Прозрачность и открытость

Прозрачность и открытость

Контекст Как общество отреагировало на изменения в системе общего образования В мае 2010 года митинги за бесплатное школьное образование прошли в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов РФ. В июне того же года участники Всероссийского сетевого педсовета, состоящего из учителей и представителей вузов, опубликовали открытое письмо с критикой нового проекта образовательного стандарта. Их не устроил бюрократический характер документа и возможность разной его интерпретации. Отдельные протесты граждан против слияния и закрытия сельских школ проходят постоянно. Так, в июне 2011 года в Забайкальском крае митинговали родители учеников трех закрывавшихся школ города Петровск-Забайкальский. Здания планировали передать под военкомат и ветлечебницу. Родители жаловались, что ученикам придется каждый день преодолевать от 3 до 9 км. В октябре 2014 года митинговать во Владивосток приехали родители и учителя из поселка Преображение, где при слиянии закрылась одна из школ. Они требовали от губернатора спасти школу от «рейдерского захвата», называя ее «уникальным организмом». В октябре 2014 года митинг в защиту образования также прошел в Москве. Его участники выступили против слияния и закрытия школ и требовали отставки главы департамента образования столицы Исаака Калины. В октябре 2015 года, в День учителя, прошел митинг педагогов в Петрозаводске. Они протестовали против начавшегося объединения классов и закрытия школ, которое, по мнению протестовавших, влияет на качество обучения и лишает многих школьников шансов на поступление в вузы. В июне 2016 года жители Дубовского района Волгоградской области протестовали против объединения двух школ и требовали отставки главы района. Летом того же года в Ивановской области местные власти дважды отказывали жителям в проведении митингов в защиту школ. В октябре 2016 года жителям Брянской области через суд удалось добиться отмены решения администрации Злынковского района о закрытии одной из школ. Ранее родители и педагоги обращались также в ОНФ, прокуратуру и департамент образования и науки региона. В настоящее время в России действует около 40 общественных движений — противников реформы в школах. В феврале 2017 года Госдума рассмотрит законопроект, запрещающий закрытие малокомплектных школ в глубинке без согласия местных жителей. Кроме того, предлагается наделить сельчан правом возродить школу, если она была закрыта не позднее 1 января 2015 года. 1 февраля 2017 года в РФ стартовала электронная запись в 1-й класс через сайты госуслуг. Однако в ряде городов интернет-порталы не работали из-за превышенной нагрузки. В Нижнем Новгороде дракой и госпитализацией закончился конфликт между двумя нижегородцами, которые стояли ночью в очереди, чтобы записать детей в 1-й класс школы N 186. Конфликт якобы произошел из-за спора по поводу территориальной приписки ребенка к учебному заведению. Подготовил информационный центр «Ъ» Дословно «Огонек» обратился в Департамент образования Москвы с просьбой оценить итоги оптимизации. И получил вот такие ответы «О»: Каковы результаты оптимизации школьной сети на конец 2016 года? Удалось ли реализовать поставленные задачи? Оптимизация школьной сети в системе образования города Москвы — это развитие, опирающееся на огромный опыт московской школы за долгие годы. Многие процессы, которые стали массовыми в Москве за последние 5 лет, в штучном формате берут свое начало еще в 90-е годы. Рассмотрение вопросов реорганизации государственных образовательных организаций осуществляется департаментом только по инициативе самих образовательных организаций в лице их администраций и коллегиальных органов управления. Цель создания многопрофильных образовательных организаций — максимально обеспечить потребности московских семей в доступном качественном образовании рядом с домом. И сегодня город предоставляет все возможности для развития успешности каждого ребенка в каждой школе. «О»: Улучшилось ли качество образования в Москве в целом? Ведь эта задача декларировалась, когда правительство принимало решение об оптимизации. В многопрофильных школах появились условия для создания атмосферы, ведущей к достижению высоких образовательных результатов. Итоги Единого государственного экзамена в 2016 году демонстрируют рост числа выпускников, показывающих высокие результаты: доля набравших 190 и более баллов по трем предметам увеличилась с 2010-2011 учебного года с 34,7 до 53 процентов, набравших 220 и более баллов — с 14,3 до 31 процента. Участвовать и побеждать в олимпиаде сегодня можно, обучаясь в любой школе (с 2012 года школьный этап проводится во всех московских школах). Количество школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников, в 2016 году составило 624 школы (почти 100 процентов всех школ города). Для сравнения: в 2010 году их было 25 процентов. Благодаря этому повысилось качество участия сборной Москвы в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников: в 2016 году на всероссийском уровне достигнуты высокие результаты — 699 человек стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Этот показатель по сравнению с 2010 годом возрос более чем в 2 раза. 145 обучающихся из московских школ добились высшего результата в заданиях по выбранному предмету и стали победителями заключительного этапа. Основная тенденция — неуклонный рост числа школ, которые готовят призеров и победителей: с 2010 года количество школ, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, увеличилось в 3 раза — с 74 школ (5 процентов от числа всех общеобразовательных организаций) до 214 (32 процента московских школ). Московские школьники в составе команд России успешно выступили на международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. По результатам проведения семи международных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, географии, информатики и астрономии московские школьники завоевали 9 золотых медалей, 6 серебряных и 2 бронзовые медали. В мае 2016 года прошло первое исследование PISA в школах Москвы. В нем приняли участие больше 42 тысяч учащихся в возрасте от 15 лет из 609 школ столицы. Согласно результатам международного тестирования PISA около 26 процентов учащихся столичных школ обладают высшим уровнем математической грамотности. Важным показателем развития системы образования является то, что сегодня доля московских жителей, выбирающих школы в микрорайоне, продолжает расти. Так, например, если в 2012 году эта доля составляла 32 процента, то в 2016 году она достигла 88 процентов. «О»: Каков бюджет школьного образования в Москве в текущем году? Есть ли контроль над тем, как расходуют бюджетные средства директора укрепленных школ? Департаменту образования города Москвы на 2016 год предусмотрены средства в объеме 252,8 млрд рублей, в том числе на создание условий для предоставления дошкольного образования — 59,0 млрд рублей, на создание условий для предоставления общего образования — 137,8 млрд рублей. «О»: Сколько общеобразовательных школ участвовало в оптимизации? Сколько школ было ликвидировано в Москве к концу 2016 года? Сколько школ работает в качестве образовательных площадок N 2 и N 3 в объединенных школах? В настоящее время в Москве функционирует 730 образовательных организаций, из них 630 — общеобразовательных. В состав многопрофильных образовательных организаций вошли школы, детские сады, учреждения дополнительного и профессионального образования. В рамках реорганизации образовательные организации не ликвидируются, а становятся частью государственных образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты. Современный московский образовательный комплекс характеризуют: прозрачность и личностно-ориентированная система финансирования, благоприятный микроклимат и безопасная среда, широкая система профильного, предпрофессионального и дополнительного образования. В каждой образовательной организации созданы условия для реализации инклюзивного образования, а образовательный процесс открыт для каждого родителя. «О»: Как происходит отбор новых директоров школ? Какова процедура их аттестации? Открытость и прозрачность характерны и для московской модели аттестации руководителей образовательных организаций. Компьютерное тестирование и открытая трансляция в прямом эфире заседания аттестационной комиссии обеспечивают объективность процедуры оценки профессиональных качеств кандидата и его назначения на должность. По итогам 2016 года более тысячи кандидатов в директора московских школ успешно прошли аттестацию на соответствие должности «руководитель образовательной организации» — это «золотой» кадровый резерв столичной системы образования. Назначение директора всегда связано с тщательной работой по подбору кадров из числа успешно прошедших аттестацию и может сопровождаться дополнительными стажировками кандидатов в лучших столичных школах. Аттестация проводится в два этапа: прохождение квалификационных испытаний и собеседование с аттестационной комиссией в Департаменте образования города Москвы. Собеседование руководителя или кандидата с аттестационной комиссией проходит в режиме онлайн в формате «вопрос-ответ». Аттестация проходит совершенно открыто, что исключает возможность с кем-то договориться. Руководителям и кандидатам задают различные вопросы, касающиеся управленческой деятельности, для определения их уровня соответствия данной должности. К примеру, члены аттестационной комиссии могут задать вопросы такого характера: «Какие, по-вашему, мнению, рычаги управления образованием наиболее эффективны?» и тому подобное. «О»: Как изменились места школ, прошедших оптимизацию, в московском рейтинге лучших школ — они повысили или понизили свои позиции? Подтверждением роста качества образования в городе Москве стал тот факт, что в рейтинг 500 лучших школ России по итогам 2015-2016 учебного года включены 150 московских школ (2013 год — 83 школы, 2014-й — 126, 2015-й — 139 школ). «О»: Повысилась ли заработная плата учителей? За счет чего: за счет увеличения нагрузки, за счет совместительства в других школах? Какова средняя учебная нагрузка и номинальная средняя зарплата учителей в Москве? За период с 2010 по 2016 год заработная плата учителей общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, увеличилась более чем в 1,5 раза и составила 76,2 тысячи рублей. Увеличение заработной платы связано как с увеличением финансирования системы Департамента образования города Москвы (с 169 до 252,8 млрд рублей), так и с сокращением численности административно-управленческого персонала (с 21,7 до 3,3 тысячи человек). Подготовил Александр Трушин

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.