С момента убийства посла России в Турции Андрея Карлова прошло чуть более полугода. Несколько человек были арестованы в связи с возможной причастностью к преступлению. Как сообщили «Газете.Ru» в МИДе, ведомство сделало выводы из после гибели посла в Турции и приняло меры для усиления охраны как зданий дипмиссий, так и самих дипломатов.
После убийства посла Россия в Турции Андрея Карлова МИД усилил охрану сотрудников российских посольств за рубежом. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе российского внешнеполитического ведомства.
Реклама
В сообщении МИДа сказано, что после трагического инцидента с российским послом президент Владимир Путин поручил ведомству подготовить комплекс первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности российских загранучреждений. Они касались укрепления физической, инженерно-технической защиты посольств, а также усиления контроля за оперативной обстановкой вокруг зданий дипмиссий и сотрудников представительств России за границей.
«После теракта в Анкаре ряд государств по нашей просьбе выделил руководителям российских дипмиссий личное вооруженное сопровождение.
Также для обеспечения безопасности дипломатов осуществляются необходимые контакты по линии спецслужб. При появлении потенциальных угроз дипмиссии берутся под усиленную охрану полиции», — отметили в МИДе.
Основой физической защиты посольств и консульств является служба дежурных комендантов, которая все в большей степени формируется за счет прошедших специальную подготовку военнослужащих-пограничников.
«Для охраны послов и сотрудников посольств и дипмиссий задействуются и российские специальные подразделения. Такие группы работают в странах с наиболее высокой террористической угрозой, разумеется, с согласия властей страны пребывания.
Стремимся, по мере возможности, расширять «географию» присутствия таких подразделений», — добавили в МИД.
Кроме того, там отметили, что к обеспечению безопасности многих наших загранучреждений, других российских объектов за рубежом активно привлекаются и местные частные охранные предприятия.
Убийство в Анкаре
Посол России в Турции Андрей Карлов был убит более полугода назад. Это произошло в Центре современного искусства столицы страны Анкары на открытии фотовыставки «Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки». Убийцей дипломата оказался сотрудник спецподразделения МВД Турции Мевлют Алтынташ. Он сделал более девяти выстрелов в Карлова из пистолета.
Убийца кричал «Аллах Акбар» и «Это вам за Алеппо».
Полицейские ликвидировали Алтынташа в ходе спецоперации. В день убийства турецкими правоохранительными органами было задержано пять человек, включая отца, мать и сестру террориста. А менее чем через месяц местное агентство Анадолу со ссылкой на республиканскую прокуратуру города Измир сообщило об аресте четырех полицейских, бывших сослуживцев Алтынташа. Еще одним арестованным оказался активист организации оппозиционера Фетхуллы Гюлена Сулейман Эрген, предположительно вербовавший сторонников этого движения из числа курсантов полицейской школы имени Рушту Унсала в Измире, где обучался Алтынташ. Им были предъявлены обвинения в принадлежности к вооруженной террористической организации.
А в марте турецкие СМИ сообщили, что к убийству российского посла в Турции Андрея Карлова может быть причастна россиянка по имени Екатерина.
33-летняя женщина постоянно проживает в Анкаре и занимается организацией проституции. Ее функция заключается в том, что она «переправляет женщин из России к состоятельным мужчинам из Анкары для оказания им интимных услуг». Она задержана турецкими полицейскими, о ее дальнейшей судьбе пока ничего неизвестно. Выяснилось также, что убийца готовился к покушению на Андрея Карлова по меньшей мере с октября 2016 года — в частности, собирая информацию о российском дипломате через компьютер соседа по комнате. В группу, которая расследует убийство посла, включились специалисты из СК РФ, а также МИД.
Другие пострадавшие
Преступление вызвало много вопросов и о том, как охраняются российские послы и другие дипломаты за рубежом. Люди из близкого окружения Карлова, в частности, рассказали журналистам, что он, как правило, ходил без охраны, в том числе и во время публичных мероприятий. Причем проблема охраны посла вне стен дипмиссии стала актуальной задолго до убийства Карлова. 29 ноября 2011 года в аэропорту столицы Катара местные полицейские и таможенники попытались проверить через рентгеновский аппарат дипломатическую почту, которую посол России в Дохе Владимир Титоренко доставлял из Иордании. Поскольку действующие инструкции по доставке диппочты, основанные на Венской конвенции о дипломатических сношениях и других международных нормах, запрещают любой досмотр дипломатического груза (он состоял из одного конверта весом 1,5 кг), посол Титоренко предложил вылететь обратно в Амман, пока Москва и Доха не урегулируют вопрос.
Затем, когда Титоренко попытался выйти на улицу, около 15 вооруженных пистолетами и дубинками полицейских и таможенников сбили российского посла с ног и начали избивать его, лежащего на асфальте, пытаясь выхватить упаковку с диппочтой. В результате нападения у российского посла произошел разрыв сетчатки глаза.
Спасти российскому дипломату зрение помогла лишь срочная операция, сделанная в частной клинике. А в октябре 2011 жестокому нападению подвергся советник-посланник России в Нидерландах Дмитрий Бородин. В квартиру дипломата в Гааге ворвались несколько вооруженных мужчин в камуфляжной форме. По сообщению МИД РФ, «под абсолютно надуманным предлогом якобы плохого обращения с детьми» ворвавшиеся «гости» повалили советника-посланника на пол, надели наручники и жестоко избили. Причем сделано это было на глазах у его маленьких детей двух и четырех лет. Советник-посланник предупредил нападавших о своем дипломатическом статусе, но те его слова проигнорировали. Позже нападавшие передали Бородина полиции, и сотрудники местного МВД отвезли его в участок, где продержали всю ночь, а затем отпустили без всяких извинений.
Однако нападению подвергаются и дипломаты с более низким статусом.
«В моей практике был случай, когда мне поздно ночью было необходимо приехать в аэропорт и встретить делегацию из России. За годы работы там я привыкла, что в городе разгул преступности, но столкнуться мне пришлось с пьяным полицейским», — рассказала «Газете.Ru» сотрудница консульского отдела посольства России в одном из латиноамериканских государств. Она просила не называть свое имя.
«Когда я припарковалась, сотрудник полиции подошел к машине, приставил пистолет с стеклу и приказ мне выйти. Когда я сделала это, то поняла, что он пьян. Он решил что я проститутка.
Несколько минут он оскорблял меня и пытался доказать, что я обязана обслужить его бесплатно. Он даже не дал мне возможности предъявить документы. С большим трудом мне удалось убедить его в том, что я не та, за кого он меня принял. На «прощание» этот полицейский ударил меня по лицу, слава богу не пистолетом», — рассказала дипломат.
Зарубежный опыт
«Вооруженная охрана за пределами посольства осложнена тем, что для нее необходимо согласие принимающей стороны. Зачастую государство не соглашается на присутствие на своей территории вооруженной структуры, которую оно не может контролировать. Иногда в «проблемных» странах на службу в посольство специально берут хорошо физически подготовленных людей. Им дают номинальную должность вроде «помощника атташе по культуре». Но на самом деле он осуществляет физическую защиту того или иного дипломата или дипломатов. Но эти люди не вооружены, так что в случае с трагедией в Анкаре они вряд ли смогли бы защитить Карлова. Против пистолета не попрешь», — рассказал «Газете.Ru» источник в МИДе, знакомый с обеспечением безопасности российских посольств.
Во всем мире наиболее хорошо охраняемыми считаются посольства США.
В этой стране есть специальное подразделение внутри Корпуса морской пехоты, которое занимается обеспечением безопасности американских дипмиссий. В общей сложности морпехи присутствуют в 176 посольствах Соединенных Штатов в разных странах мира.
Правда, первоочередной функцией морпехов является охрана документов, в том числе — секретных.
И лишь в исключительных случаях военные занимаются защитой посла или иных американских дипломатов. Впрочем, иногда они также оказываются не в состоянии эффективно защитить здание и его сотрудников. В сентябре 2012 года в ливийском Бенгази группа боевиков напала на здание консульства США в Ливии. При этом она использовала автоматическое оружие и гранатометы. Был убит посол Соединенных Штатов в Ливии Джон Стивенс, еще трое американских дипломатов, а также более 10 ливийских полицейских, которые осуществляли охрану здания с его внешней стороны.
Американские СМИ тогда активно критиковали морских пехотинцев, которые не смогли ничего противопоставить боевикам.
Другие страны иногда также используют свои силовые подразделения для охраны посольств. Впрочем, зачастую они не имеют права находиться с оружием вне территории своей дипмиссии.