17 января у православных закончились Святки — Святые дни после праздника Рождества Христова, 19 января на православном календаре праздник Крещения Господня, длящийся вплоть до 27 января, и соединяет эти два периода Крещенский сочельник. Крещенский сочельник — народное название, в Церкви принято говорить «Навечерие Богоявления». Слово «навечерие» обозначает день, предшествующий празднику, а сам праздник Крещения Господня имеет еще одно название — Святое Богоявление. Потому что во время Крещения Иисуса на реке Иордан миру было впервые открыто, было явлено то, что Иисус есть Сын Божий, и именно этому событию посвящен праздник Крещения. В Церкви есть правило: празднику всегда предшествует пост, готовящий нас к отмечаемому событию. Перед Пасхой — Великий пост, длящийся 7 недель, перед Рождеством — сорокадневный Рождественский. А празднику Крещения Господня предшествует день строгого поста — Крещенский сочельник. Как и в случае с Рождественским сочельником, в Крещенский сочельник не принято «вкушать пищу до «первой звезды»», и после этого едят только сочиво — отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Так как верующие в этот день стараются попасть с утра на службу, а во время богослужения «первую звезду» символизирует выносимая после Литургии большая свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы заканчиваться после утренней Литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной Литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, к пище в этот день мы приступаем только после первого «причащения» крещенской водой. То есть пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды — водосвятия. Воде в дни Крещенского сочельника и в сам день праздника Богоявления отводится особое место. Вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, именно в эти два дня совершается великое водосвятие — великое освящение воды. Особые свойства крещенской, или богоявленской, воды отмечал еще в VI в. свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников». При водосвятии священник читает молитву, в которой просит Господа прийти «и наитием Святаго Духа освятить воду сию, дать ей благодать избавления, дар освящения, грехов разрешения, недугов исцеление, сотворить ее источником нетления, сделать для демонов губительной, для чар врагов рода человеческого неприступной и ангельской крепости исполненной». Всем «почерпающиим и причащающимся» крещенской водой, будет она «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну…» Потому что сегодня Сам Господь освятил «воду сию Духом Своим Святым». И заканчивается молитва при великом освящении воды прошением: «Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение». Воду, освященную в Крещенский сочельник и в день Крещения, называют великой агиасмой (агиасма — буквально, с греческого «святыня»), к ней издавна относились крайне трепетно: в доме верующих всегда хранилась крещенская вода — на случай болезней, искушений, нападок нечистой силы. И все-таки, благоговея перед святой водой, надо понимать, что святость крещенской воды не больше святости Таинств Церкви и, естественно Самого Спасителя. Когда мы готовы часами простаивать в очереди за святой водой, но при этом «забываем» про Божественную Литургию, про Таинство Исповеди и Таинство Причащения, мы уподобляемся язычникам, наша живая вера превращается в магизм, шаманство. Надо помнить и о том, что крещенской воды хватит на всех: освящение великой агиасмы совершается и накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. И сегодня, в Крещенский сочельник, день строго поста верующие стараются не только про запас набрать побольше святой воды, но исповедоваться, причаститься, чтобы духовно обновленными встретить наступающий праздник Богоявления. Власти карельского города Лахденпохья запретили купания в ночь на Крещение, 19 января. Глава администрации городского поселения Андрей Матвеев пояснил, что на проведение этого мероприятия нет средств. Об этом во вторник, 17 января, сообщает издание «Республика». «Крещенские купания — это не социальный праздник, а христианский. Почему я должен его организовывать? Если церковь хочет — пусть проводит», — заявил Матвеев. Он добавил, что священнослужители никогда не обращались к городским властям за помощью в организации купаний на Крещение, и это мероприятие всегда финансировалось за счет бюджета. «Почему администрация должна брать ответственность за людей?» — сказал чиновник. По его словам, в Лахденпохье есть одна частная прорубь. В крещенскую ночь туда направят сотрудников мэрии и МЧС, чтобы они отгоняли православных от купели во избежание несчастных случаев. 16 января руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков отметил, что купание — не обязательная составляющая праздника Крещение, а просто дань традиции. «Надо помнить, что человек, принимающий это решение, сам несет ответственность за свое здоровье, которую нельзя перекладывать ни на церковь, ни на священников, которые находятся рядом», — сказал он в интервью телеканалу «360». Заведующий первым ожоговым отделением Института хирургии имени А. В. Вишневского Михаил Крутиков в свою очередь отметил, что окунаться в купель не следует людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также тем, кто перенес переохлаждение или обморожение. Как сообщает сетевое издание m24.ru, в Москве для крещенских купаний подготовлено 60 специально оборудованных мест. Возле прорубей будут дежурить более 700 спасателей, 1,6 тысячи полицейских, а также медики. Очередную, 74-ю, годовщину прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны отмечают сегодня в Петербурге и Ленинградской области. Это одна из трех памятных дат, тесно связанных с трагической и героической судьбой не сдавшегося врагу города. 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» ударные группы Ленинградского и Волховского фронтов встретились друг с другом недалеко от южных берегов Ладожского озера, восстановив связь Ленинграда по суше с остальной территорией сражающейся страны. В тот же день был освобожден от фашистов город Шлиссельбург, «закрывающий» вход в Неву с Ладожского озера. «Была восстановлена связь осажденного города с Большой землей, благодаря чему спасены сотни тысяч жизней. Успешное завершение операции «Искра» вселило людям уверенность в неминуемой победе над врагом», — говорится в поздравлении к жителям города и ветеранам губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и главы городского Заксобрания Вячеслава Макарова. Как отметил в своем обращении по случаю памятной даты губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, «многие из нынешнего поколения жителей нашего региона самим фактом своего рождения обязаны героизму участников прорыва блокады Ленинграда». Полностью блокада Ленинграда была ликвидирована только через год, в конце января 1944 года. Читайте также: Как ломать горло врагу — урок на все времена Сегодня в Северной столице и Ленобласти пройдут традиционные мероприятия, связанные с памятной датой прорыва блокады. В полдень представители организаций ветеранов и блокадников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, молодежных и общественных структур соберутся на традиционной торжественной межрегиональной акции «На рубеже бессмертия», у музейно-мемориального комплекса «Прорыв блокады Ленинграда» в деревне Марьино Кировского района Ленинградской области. В 16:00 на Пискаревском мемориальном кладбище пройдет молодежная патриотическая акция, посвященная 74-й годовщине прорыва блокады Ленинграда и предстоящей 73-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В 18:00 на Пионерской площади состоится памятное мероприятие, посвященное двум важнейшим для города годовщинам событий 1943−44 годов. Прозвучат воспоминания и стихи о жизни в блокированном врагом городе, фрагмент Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. В небо будет выпущено 500 светодиодных шаров красного и белого цветов в память о защитниках блокадного Ленинграда. А 19 января в 15:00 у памятного знака «Дни блокады» (у спуска к воде, напротив дома №21 по набережной Фонтанки) назначена патриотическая акция «Свеча памяти». В этом месте из проруби брали воду многие жители блокадного Ленинграда. Остающиеся среди живых блокадники поделятся памятью о военных годах, воспитанники подростково-молодежных клубов, курсанты Суворовского военного училища прочитают стихи. В память о погибших зажгут свечи, к подножию памятного знака лягут цветы. Читайте также: Диорама «Прорыв» в Ленобласти станет суперсовременным музеем о войне Накануне празднования «Крещения Господня», которое православные христиане отмечают 19 января, специалисты Управления Роспотребнадзора напомнили населению о соблюдении мер безопасности. Они рекомендуют: купаться только в официально отведенных для этой цели водоемах; ни в коем случае не пить из них воду; не погружаться в воду после принятия алкоголя. Кроме того, перед омовениям лучше проконсультироваться с врачом. Есть ряд заболеваний (сердечно-сосудистые, нервные, эндокринные, мочеполовые и др.) при которых этот религиозный обряд может только навредить. Также избегать купания следуют тем, кто простужен или только недавно выздоровел. Во время ныряния в прорубь не оставляйте без присмотра детей. Сейчас специалисты Роспотребнадзора проводят контроль качества воды, где обычно устраиваются массовые купания. Об исследованиях обещают сообщить дополнительно.
Советуем посмотреть
СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК
МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …