Четверг , 25 Апрель 2024
Home / Общество / На кроссоверах Ford по Кольскому полуострову: парк ледникового периода

На кроссоверах Ford по Кольскому полуострову: парк ледникового периода






Синоптики дали прогноз погоды в Алтайском крае на ближайшие дни — с 1 по 3 октября. Сегодня, 1 октября, на большей части территории и временами в Барнауле ожидаются дождь, в южных районах — местами с грозами, в утренние часы местами туман. Ветер северо-восточный 6-11 м/сек. местами порывы 13-18 м/сек. Температура в крае +2…+7, в Барнауле +12…+14 градусов. 2 октября — облачно, на большей части территории края дождь. Ветер северо-западный ночью 5-10 м/сек., ночью порывы до 18 м/сек., днем до 15 м/сек. Температура ночью +2…+7 градусов, по северным районам при прояснении +2…-3, днем +9…+14 градусов. Социологи зафиксировали сильнейшее с момента окончания Холодной войны охлаждение российско-американских отношений. Об этом говорится в совместном докладе Chicago Council Survey и «Левада-центра». Отношение американцев к России держится на отметке 40 баллов по 100-балльной шкале, где 0 баллов — «очень плохие» отношения, а 100 баллов — «очень хорошие», следует из результатов опроса Chicago Council Survey. Больше половины (55%) опрошенных американцев говорят об ухудшении российско-американских отношений, причем среди республиканцев эта точка зрения распространена шире, чем среди демократов. По данным «Левада-центра», в России положительно относятся к США только 23% опрошенных. Россияне считают целью санкций Запада против России желание США ослабить страну (74%). Всего 6% думают, что Запад ввел ограничения против РФ, чтобы остановить войну на востоке Украины. Две трети респондентов полагают, что Россия не должна искать компромисс с Западом из-за введения санкций. 59% опрошенных думают, что необходимо игнорировать западную критику. Большинство (56%) американцев, по данным Chicago Council Survey, считают, что во взаимодействии с Россией США должны придерживаться дружественной политики, политики кооперации. И только 39% заявили, что надо сдерживать российское влияние. Россияне же, согласно данным «Левада-центра», настроены менее дружественно — лишь 32% одобряют сотрудничество с США, а 68% уверены, что Россия должна сфокусировать свои силы на ограничении американского влияния и мощи. В период с 1978 по 1986 годы отношение американцев к СССР колебалось в пределах от 25 до 30 баллов по той же 100-балльной шкале. С 1990 до 2002 года этот показатель превышал 50 баллов. Ниже 50 баллов он опустился в 2008 году после российско-грузинского конфликта. В свою очередь российские социологи отмечают, что нынешнее ухудшение мнения россиян о США — самое продолжительное снижение одобрительного отношения к этой стране из когда-либо зарегистрированных опросами «Левада-центра». Отношение россиян к США держится на низком уровне уже более двух лет. В Люберецком и Раменском районах Подмосковья зафиксировано необычное природное явление — ледяной дождь. По словам очевидцев, идет моросящий дождь, плавно переходящий в ледяной. В связи с непогодой на выездных трассах в Подмосковье образовались многокилометровые пробки. Как сообщает ТАСС, на некоторых автодорогах скорость движения не превышает 50 километров в час. Тем временем, скоростной поезд «Ласточка» направлением Москва — Тверь остановился в Подмосковье из-за проблем с контактной сетью между станциями Сенеж и Головково. По предварительным данным, инцидент произошел из-за ЧП с контактной сетью железной дороги. Неисправный поезд отбуксирован на станцию Сенеж, где пассажиров высадили. Устанавливается причина ЧП. По прогнозам синоптиков, непогода сохранится в московском регионе вплоть до вторника, 8 ноября. Депутат московского района Люблино Евгений Тимонин рассказал, для чего нужны Г-образные деревянные конструкции, установленные в одном из дворов в 12-м микрорайоне Марьинского парка, которые интернет-пользователи приняли за «виселицы». По его словам, конструкции предназначены для создания «живых» навесов из винограда. Другими словами, напугавшие жителей столицы бревна в ближайшем будущем должны стать опорой, по которой будет виться виноградная лоза. «По задумке департамента природопользования Москвы, на этих бревнах будет обвиваться дикий виноград, а под ними поставят лавочки. Будет такой «живой» навес — от знойной жары», — рассказал политик ТАСС. Напомним, фотографии Г-образных конструкций появились в интернете менее суток назад. Выложил их журналист Виталий Рувинский: он опубликовал снимки на своей странице в Facebook. Причем фото быстро набрали больше тысячи перепостов и вызвали бурные споры в сети. Покоряем Кольский полуостров на кроссоверах Ford EcoSport, Ford Kuga и Ford Explorer.Два года назад журналисты «За рулем» уже ездили на Кольский полуостров (ЗР, 2014, № 11). Тем не менее я с радостью принял предложение обследовать этот край земли. По следам Левиафана Природа Севера западает в душу – об этом я слышал не раз. Не поверишь, пока не увидишь. Покрытые ягелем сопки, бесконечные валуны и тысячи озер – холодный привет от ледникового периода. Причем, в отличие от той же Карелии, небольшие озера здесь совершенно безжизненны. Зимой они промерзают до самого дна. [readmore ids=»852373″] Первым пунктом нашей трехдневной экспедиции значилась Териберка. Полузабытый поселок на окраине полуострова, прославившийся после выхода фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». Двухполосное шоссе, по которому мы двигались к цели, прорезая тундру, оказалось извилистым и очень живописным. Благо, ехал я на Куге, для которой такие дороги только в радость, – она с удовольствием поглощала ходовые повороты. И пусть асфальт не всегда был идеален, в целом трасса оставила приятное впечатление. А потом свернул с трассы в сторону Териберки – и пошла грунтовка. Сорок километров грейдера разной степени паршивости дались Куге с трудом. Пусть подвеску и не пробивало на всем подряд, но душу машина вытрясала изрядно. В такой ситу­ации не расслабишься, не говоря уже о том, чтобы полюбоваться пейзажами. Показавшийся из-за горизонта поселок не обманул ожиданий. Окруженный скалами с одной стороны и Баренцевым морем с другой, он давно заброшен. А ведь первые упоминания о Териберке относятся еще к ХVI веку – это один из старейших населенных пунктов региона. К началу шестидесятых годов двадцатого века здесь жило больше пяти тысяч человек, было два рыболовецких колхоза, молочные фермы, большое поголовье оленей. Но с развитием Мурманска роль поселка сходила на нет, и он стал медленно увядать. Сейчас тут не наберется и тысячи жителей. Работы нет. Хотя Баренцево море кишит не только рыбой, но и камчатским крабом, завезенным сюда полвека назад. Он прекрасно себя чувствует и быстро размножается. Экологи бьют тревогу, ведь краб поедает всю микрофауну моря. Но промышленный отлов ограничен: всего одиннадцать с половиной тысяч тонн в год. Искусственный дефицит этого деликатеса определенно кому-то выгоден. А природа как стерпит? Территория выживания Красóты местных просторов периодически разбавляются наплевательским отношением человека ко всему окружающему. И дело даже не в большом количестве мусора вдоль дороги или в лесах. Казалось бы, что может превзойти красотой сказочный водопад на реке Шуонийоки? Но острый запах диоксида серы перебил все восторги. Это мы приблизились к рабочему поселку Никель, возникшему вокруг горно-металлургического комбината Печенганикель. Город-завод построен в 1935 году, когда эта территория еще принадлежала Финляндии. И кажется, что с тех он ни разу не модернизировался. Вся земля вокруг поселка – черное пепелище, на котором почти ничего не растет. Предельно допустимая концентрация диоксида серы в воздухе перекрыта десятикратно. Страшному загрязнению подверглись все близлежащие водоемы. А ведь люди здесь не только работают, но и живут. Точнее, выживают. Тревогу бьет и Норвегия: ветры часто дуют в сторону границы, до которой меньше двадцати километров. Желания задерживаться в Никеле не было. Я пересел в Ford Explorer, куда лучше подходящий для дальних выездов. Об этом я знаю не понаслышке: довелось съездить на дорестайлинговой машине из Москвы в Татарстан (ЗР, 2015, № 12). [readmore ids=»901922″ align=»right»] Explorer очень комфортен на трассе, он невозмутимо глотает большинство ям и абсолютно непоколебим на прямой. Что еще нужно? Сложности могут возникнуть лишь на узких тропинках. А их оказалось предостаточно, как только мы свернули к карьеру, где добывают породу для никелевского комбината. Водители проезжавших мимо самосвалов смотрели на нас с недоумением, но волновались понапрасну – горная порода нам не нужна. Наша цель – заброшенная Кольская сверхглубокая скважина. Олицетворение сущности нашей страны, как бы она ни называлась, – могущество в соседстве с упадком. Исследовательская скважина была заложена в 1970 году. За двадцать лет удалось пробурить земную кору на 12 226 метров. В 2008 году объект был заброшен. То, что предстало перед нами, иначе как апокалипсисом не назовешь. От буровой установки, как и от всего комплекса, остались руины. По некоторым оценкам, реанимация объекта обойдется в 100 миллионов рублей, но я не верю, что исследования продолжатся, да и восстанавливать практически нечего. Зато можно снимать фильмы на постапокалиптические темы – декорации уже готовы! Найти в этих руинах скважину диаметром тридцать сантиметров казалось нереальным, но мы с коллегами не сдались – и усилия были вознаграждены. Посреди строительного мусора обнаружили заваренную крышку с заветной надписью: «12 226 метров». После некогда величественного исследовательского объекта многочисленные брошенные военные городки, периодически попадавшиеся на пути, уже не выглядели фантастикой. Чего не скажешь о Свято-Троицком Трифонов‑Печенгском мужском монастыре. Деревянный монастырь в поселке Луостари (фин. luostari – монастырь) – это настоящее доброе чудо на фоне советских двух-трехэтажных панельных бараков. ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ Объект СГ‑3, или Кольская сверхглубокая скважина, задумывался исключительно с научной целью – добуриться до максимально возможной глубины. Закладку скважины, которая состоялась в 1970 году, приурочили к столетию Ленина. Первые семь километров бурения обошлись без особых сложностей. Но затем стали происходить периодические осыпания ствола скважины и поломки буров. Шестого июня 1979 года был побит мировой рекорд глубины бурения – 9583 метра. К 1983 году преодолели отметку «12 000 метров». Через семь лет была достигнута глубина 12 226 метров, но колонна снова оборвалась – и бурение решили остановить. С развалом СССР финансирование работ прекратилось. В итоге в 2008 году проект окончательно закрыли, а все оборудование демонтировали. Сам комплекс стал быстро разрушаться. Скважина породила множество легенд. Кое-кто утверждал, что работы были остановлены из-за того, что ученые пробурили дорогу в ад. Якобы приборы зафиксировали стоны и плач, а температура достигла 1000 градусов. Относиться к этому серьезно нельзя. Тем паче что температура дошла «лишь» до 220 градусов. Но странные звуки действительно имели место. Давид Губерман, один из авторов проекта, в своих воспоминаниях не брался объяснять, чтó это было. Но он вспоминал, что ученые зафиксировали странные шумы и взрыв. Позже на этой же глубине ни с чем подобным уже не сталкивались. Поклонение природе Все техногенные «достопримечательности» хочется забыть, как страшный сон. Ведь природных шедевров здесь куда больше. Чего стоит один лишь водопад на реке Титовке. К нему ведет узкая грунтовка с большими буграми, идеальными для диагонального вывешивания. Потому моноприводные кроссоверы, коих в нашем караване было два (Kuga и EcoSport), мы оставили отдыхать. Все прочие – Explorer, а также полноприводные Kuga и EcoSport – справились с задачей. Цель стоила стараний. Тройной каскад внушает трепет. Понимаешь, насколько ничтожен человек перед силами природы. У начала водопада мы нашли руины старой немецкой электростанции. Остатки ее каменного фасада смотрятся на фоне потоков воды весьма гармонично. Еще одним напоминанием о могуществе природы стал перевал Геологов. Добраться до вершины горы Аллуайв на неподготовленном автомобиле нереально. Тревогу усугубляло то, что ехал я на младшем Экоспорте. Но он не отстал от колонны и справился с легким бездорожьем. Да и на асфальте EcoSport неплох – стабилен на прямой, уверен в поворотах. Вот только силенок не хватает. Даже с двухлитровым двигателем и механической коробкой приходилось на обгонах уходить на две ступени вниз. К тому же длинноходный привод сцепления вкупе со слабыми низами немного осложняет преодоление преград. Как только закончилось хоть какое-то подобие дороги, мы пошли пешком. Весь массив накрыла плотная вата облаков. Видимость упала почти до нуля, а влажность была такая, что мы мгновенно промокли до нитки. И зонт тут не спасет. Добравшись до перевала, я уже не ворчал на погоду. Она добавила таинственности, сделав пейзаж зловещим и притягательным одновременно. Особенно это касается ущелья. Стоять на краю пропасти, не видя и не зная, где дно, – непередаваемое ощущение. Остроты добавляют многочисленные разломы в породе. Очевидно, что ущелье будет расти. Уезжая с Кольского полуострова, я сокрушался. Реки и море кишат рыбой, природа удивительно хороша – но почему всё так запущено? Вопрос риторический. А может, это и хорошо? Пусть природа останется нетронутой. На примере Никеля я убедился, к чему приводит вмешательство человека. Хотел бы я сюда вернуться? Очень! Но на подготовленном автомобиле, чтобы иметь возможность забраться в совсем неизведанные уголки. Неудивительно, что все эти дни мы регулярно встречали серьезные вседорожники с московскими и питерскими номерами. Желающих побывать на Краю земли много. А вот желающие тут жить – последние из могикан.

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.