Суббота , 20 Апрель 2024
Home / Общество / «Лишь четверть диссертаций в стране защищается в срок»

«Лишь четверть диссертаций в стране защищается в срок»





Показатель материнской смертности в России за пять лет снизился почти вдвое, сообщила пресс-служба Минздрава РФ. «По предварительным данным Федеральной государственной службы статистики, показатель материнской смертности за период январь — декабрь 2016 года составил 8,3 на 100 тыс. родившихся живыми», — говорится в сообщении. При этом в министерстве отметили, что, по сравнению с 2011 годом, когда этот показатель составлял 16,2 случая на 100 тыс. родившихся живыми, произошло снижение почти в два раза. Всего же за указанный период 2016 года, по данным Росстата, число случаев материнской смертности составил 158 женщин, что является историческим минимумом для нашей страны. Крым получит 2,8 миллиарда рублей на строительство модульных детсадов, сообщил глава республики Сергей Аксенов. «Для Крыма принято знаковое решение правительством Российской Федерации по поручению президента в части того, что проведено перераспределение средств из федеральной целевой программы в сумме в 2,8 миллиарда рублей на модульные детские сады», — сказал Аксенов журналистам. По его словам, это позволит дополнительно создать 5,4 тысячи мест в детских садах. «Плюс 47 объектов федерально-целевой программы — это ремонт и реконструкция дошкольных учреждений. В общей сложности более 7 тысяч мест только в этом году мы должны решить. Таких темпов никогда в республике Крым не было», — сказал Аксенов. По его словам, «при Украине в Крыму за 20 лет всего было введено в эксплуатацию 260 мест в детских садах». Уже со следующего года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца года планирует провести эксперимент, в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах. В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая — частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку. — Международный и отечественный опыт показывает, что студенты заинтересованы в использовании онлайн-курсов. А эффективность обучения и с точки зрения получаемых результатов, и с точки зрения соотношения затрачиваемых ресурсов и количества обученных оказывается выше традиционных технологий, — говорят в ведомстве. Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения. — Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории, — добавили в Минобрнауки. По мнению представителей ведомства, сложившейся практики по конкретным подходам к применению онлайн-курсов в высшем образовании нет — каждый университет, как в России, так и за рубежом, занимается поиском оптимальных моделей самостоятельно. Но это снижает темпы распространения новых технологий, а зачастую ставит непреодолимые барьеры для вузов. — Одна из основных задач хорошего лектора — вовлечь студента в предмет. Сейчас нельзя полностью заменить обычный курс его электронной версией. Но можно модифицировать процесс обучения так, чтобы преподаватель заинтересовывал учащихся, а основной массив учебного материала, разложенный по полочкам, преподносился в онлайн-форме. Я считаю, это может быть очень перспективно, — сказал ректор МФТИ Николай Кудрявцев. По его словам, Минобрнауки обеспокоено тем, что многие курсы читаются рядовыми преподавателями, в то время как было бы значительнее эффективнее, если бы тот же курс студент «прослушал от мастера своего дела». — При появлении большого количества качественных онлайн-курсов может встать вопрос сокращения профессорско-преподавательского состава. Я не открою какой-то секрет, но сейчас хорошие преподаватели в дефиците, — резюмировал глава МФТИ. С ним согласен руководитель Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Сергей Багненко. По мнению ректора, появление онлайн-курсов может повлечь за собой сокращение профессорско-преподавательского состава, но их внедрение будет происходить в различных направлениях с разной степенью интенсивности. — Присутствие информационных технологий в образовании будет постепенно увеличиваться, но в гуманитарных направлениях внедрение пройдет быстрее и легче. Во всех остальных случаях всё будет зависеть от развития виртуальных программ. Построить виртуально можно всё, но пока такие технологии не готовы, поэтому процесс внедрения будет идти медленнее, — считает Багненко. — Появление онлайн-технологий может повлечь сокращение преподавательского состава, но это не катастрофа. Ясно, что это будет идти постепенно и никаких революций тут не последует. Стоит отметить, что президиум президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам рассматривает внедрение онлайн-курсов как одно из направлений развития образования. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, нужно создать сетевые ресурсы с качественным образовательным контентом, обеспечить погруженность онлайн-курсов в формальный образовательный процесс, определить, что является финальным результатом такого рода образования. Всего четверть диссертаций в стране в последние годы защищаются в срок. Сможет ли проводимая Минобрнауки реформа аспирантуры изменить ситуацию, что даст резкое сокращение числа аспирантов и в чем минусы системы, в которой защита диссертации необязательна, в интервью корреспонденту «Известий» Марии Недюк рассказал председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минобрнауки, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов. — С 2014 года аспирантура стала третьей ступенью образования после бакалавриата и магистратуры. Успешно ли проходит эта реформа? — Минобрнауки ведет правильную линию, направленную на то, что в аспирантуру должны идти кандидаты, решившие посвятить себя научной и научно-педагогической деятельности. А не чиновники и госслужащие. Когда аспирантура стала третьим уровнем высшего образования в рамках Болонского процесса, на нее распространились критерии, характерные для ступеней бакалавра и магистра. При новой системе писать диссертацию необязательно. Что встречает непонимание в научном сообществе, особенно в научных институтах. В Академии наук не знают, что же делать, кого готовить. Как ректор РУДН могу сказать, что у иностранцев это тоже вызывает отторжение. Объясняешь им: «Вы поступаете к нам в аспирантуру, но защита диссертации необязательна», а они отвечают: «Вы нас обманете. Дадите какие-то корочки об освоении курса, и что мы с ними дома будем делать?». Направление реформы правильное, но мы проводим ее только полтора года. Первые аспиранты поступили в 2014 году, в этом году они выпускаются. Результатов мы еще не видели. Поэтому говорить о том, что реформа не состоялась, нельзя. Будет еще определенная коррекция, я в этом уверен. — Каких специалистов готовят по новой программе обучения в аспирантуре? — Как председатель ВАК я согласен, что основная задача аспирантуры — это подготовка кадров высшей квалификации, но аспирантура должна быть разной. Например, она может быть направлена на педагогическую деятельность, чтобы аспирант был хорошим преподавателем в вузе. Есть научная аспирантура, которая связана с теоретической наукой. А в прикладных науках человек должен на практике заниматься своей научной работой, а не просто теорией. Нужны разные подходы. В целом я поддерживаю линию, которую проводит Ольга Васильева: резкое уменьшение количества аспирантов. У нас слишком много людей поступает в аспирантуру по ряду причин: от армии уйти, получить дешевое место в общежитии, одновременно где-то работая. Такого не должно быть. — У аспирантов, как правило, низкие стипендии. Им приходится либо жить за чужой счет, либо подрабатывать. Эта ситуация изменится? — Многие аспиранты сейчас получают стипендию 6 тыс. рублей. Как можно жить на такие деньги, особенно в крупных городах? Мы априори толкаем человека подрабатывать менеджером в магазине и набегами писать диссертацию. Это совершенно несерьезно. И это еще одна причина для резкого сокращения количество аспирантов, за счет чего можно повысить стипендию. Мы в РУДН ввели понятие «аспирантура полного дня». Когда аспирант должен с девяти утра до шести вечера работать на кафедре. При этом стипендия увеличена в разы, в этом году она составила более 45 тыс. рублей в месяц дополнительно к государственной. — Какова результативность современной аспирантуры? — Пока в целом по стране лишь 25% диссертаций защищаются в срок. А что с остальными? Куда выброшены деньги? Можно говорить, что люди повысили квалификацию, но это не результат. Если я буду после бакалавриата или медицинского института выпускать не 100% студентов, а только 25%, мне скажут: «Куда вы тратите деньги? Вы для чего там, в вузе, работаете?» А в аспирантуре это якобы нормально. На самом деле это не так. Аспирантура еще будет видоизменяться. — Сейчас все говорят о цитируемости как о показателе научной эффективности. Это касается аспирантов? — На них это пока не распространяется. Хотя думаю, что скоро от аспирантов, которые выходят на диссертацию, будут требовать публикации в журналах из мировых баз данных. Это будет обязательно. Речь об изданиях из баз Scopus или Web of Science. Всё идет к этому. А нам нужно сделать так, чтобы в этих базах оказалось как можно больше российских журналов. Минобрнауки сейчас проводит эту линию, отобрав 9652 журнала (а будет тысяча), которые они профинансируют и помогут попасть в мировые базы. Цитируемость — важный показатель. Мир сейчас таков, что постоянно что-то с чем-то сравнивают. — Современная аспирантура направлена на обучение людей науки. А что делать чиновникам и бизнесменам, которые хотят получить степень для каких-либо целей? — Есть мировой опыт, который эту проблему решает. Мы иногда слышим, что и в западных странах, например в Германии, бывают скандалы, когда у кого-то из министров обнаруживают списанную диссертацию. Так что мы не одиноки. Но эта проблема там нашла разрешение. Многие люди в бизнесе искренне хотят показать, что они могут добиться еще чего-то, не просто одними деньгами живут. Для них есть специальные степени. Например, в бизнесе это Master of Business Administration, MBA (магистр делового администрирования). То есть мы готовим человека для бизнеса. Он добился чего-то большего — тогда уже есть степень, которая называется DBA — Doctor of Business Administration. То же самое для госслужащих. Мы готовим сейчас магистров государственного и муниципального управления, которых на Западе называют Master of Public Administration. Есть и степень Doctor of Public Administration для людей, добившихся высоких результатов на госслужбе. Подчеркну, это степени, в названиях которых нет слова «наука». Но, к сожалению, пока система консервативна, и люди, не имея возможности получить такую степень, пытаются изобразить научные достижения там, где их нет. p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 11.0px Helvetica} span.s1 {font-kerning: none}

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.