Законодательное собрание Венгрии переизбрало президентом страны 57-летнего Яноша Адера. Этот политик улучшил отношения Будапешта с некоторыми государствами, извинившись за преступления венгерского руководства в 1941–1945 годах. Также он подписал поправки в конституцию государства, которые вызвали гневную реакцию в Брюсселе.
Парламент Венгрии переизбрал на второй пятилетний срок 57-летнего Яноша Адера, который руководит этой страной с мая 2012 года. Тогда он сменил на этом посту Пала Шмитта, в прошлом — знаменитого спортсмена-фехтовальщика, победителя Олимпийских игр 1968 и 1972 годов. Тот ушел в отставку со скандалом, когда выяснилось, что в его докторской диссертации выявлен плагиат.
Адер — последовательный сторонник парламентской партии «Фидес», глава которой Виктор Орбан в настоящее время занимает должность премьер-министра Венгрии. В понедельник он победил известного правозащитника Ласло Мажтени, которого поддерживали венгерские левые.
За Адера проголосовал 131 парламентарий, за его оппонента — 39. Еще 209 депутатов воздержались от голосования.
Это был второй тур голосования, и теперь нынешний президент стал официальным главой страны во второй раз.
Переизбранный президент получил степень доктора юридического факультета Будапештского университета. В 1986–1990 годах был научным сотрудником Института социологии Венгерской академии наук. В 1988-м политик вступил в партию «Фидес». Через некоторое время он становится спикером венгерского парламента и депутатом Европейского парламента. Пять лет назад он возглавил Венгрию.
Пост президента в Венгрии — во многом церемониальный. За вопросы внутренней политики, а также за многие аспекты отношений Будапешта с другими странами отвечает глава кабинета министров. Тем не менее за президентом остаются некоторые внешнеполитические функции.
Адер сделал несколько дружеских шагов навстречу Израилю, чем способствовал улучшению отношений между странами.
Он публично осудил преступления холокоста во время выступления в законодательном собрании Израиля летом 2012 года. Венгерский глава тогда назвал уничтожение евреев фашистскими и нацистскими режимами в Европе «трагедией, аналогов которой не существует».
Именно этого президента Центр Симона Визенталя (занимается расследованием и вопросами выдачи в Израиль нацистских преступников, причастных к холокосту) годом позже попросил выдать Ласло Чижика-Чаттари — начальника венгерской полиции в годы Второй мировой войны, который также возглавлял работу еврейского гетто в словацком городе Кошище в тот же период времени. В 1948 году суд Чехословакии вынес ему заочный смертный приговор. Чаттари находился долгое время в международном розыске.
В 2012 году Центр Визенталя обнаружил его в Венгрии, и именно тогда Адера попросили выдать Чижика-Чаттари, обвиняемого израильским правосудием в отправке 15 700 евреев в концлагерь Освенцим, где они погибли. Чаттари в итоге не был выдан в Израиль. Вместо этого в июне 2013 года венгерская прокуратура обвинила его в незаконном преследовании и пытках людей, но уже в июле 2013 года обвинение было снято, так как за это преступление тот уже был осужден в Чехословакии, а по венгерским законам человек не может быть дважды осужден за одно и то же преступление.
В августе 2013 года Чижик-Чаттари скончался в клинике Будапешта от воспаления легких возрасте 98 лет.
Президент Адер также в 2013 году выступил в парламенте Сербии, где принес публичные извинения за преступления венгерских военных и карателей на территории сербской провинции Воеводина в 1941–1944 годах. Это способствовало улучшению отношений между Белградом и Будапештом.
Кроме того, Адер запомнился как политик, подписавший скандально известную в Европейском союзе четвертую поправку к венгерской конституции, которая вносит серьезные изменения в основной закон государства.
Она официально осуждала коммунистическую идеологию, вводила возможность подачи гражданских исков за ксенофобские высказывания.
Однако чиновников из Брюсселя встревожило не это. Новая редакция конституции, во-первых, провозглашала традиционную семью (то есть союз мужчины и женщины) основной ценностью венгерского общества, а во-вторых, давала полномочия муниципальным органам власти «запрещать проживание людей в определенных общественных местах».
Представители ЕС усмотрели в этом ущемление прав геев и бездомных. Также эта поправка не только давала Конституционному суд право проверять законы на соответствие основному закону страны, но и допускала возможность для судей этого органа пересматривать конституцию по существу. Впрочем, парламент государства мог отменить решение служителей Фемиды, две трети депутатов голосовали против него. Но Евросоюз все равно счел это изменение не соответствующим ценностям демократии.