Среда , 13 Ноябрь 2019
Home / Общество / «Это история, когда людям надо дать удочку»

«Это история, когда людям надо дать удочку»


В ближайшие три месяца в России будет разработана система наставничества для трудных подростков. О деталях нововведения корреспонденту «Известий» Кириллу Кудрину рассказал секретарь Общественной палаты РФ, сопредседатель ОНФ Александр Бречалов. Сейчас в стране действует 69 специальных образовательных учреждений для трудных подростков, которых, по оценкам экспертов, десятки тысяч. И хотя отдельные энтузиасты уже сегодня помогают молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, локальные усилия не могут дать масштабного эффекта. Необходима организация подобной помощи на уровне всей России. — Что именно понимается под наставничеством и как наставники смогут помогать трудным подросткам? — Давайте начнем с краткой исторической справки. Эта идея принадлежит не только мне. На самом деле много предпринимателей, активных граждан, общественных деятелей по факту уже занимаются наставничеством. То есть шефствуют над кем-то, помогают подросткам, попавшим в непростую жизненную ситуацию. В частности, мы разговаривали об этом с представителем Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой. И пришли к выводу, что соответствующие устремления нужно как-то собрать воедино, придать им новый импульс, попытаться сформулировать в виде большого национального проекта. — Вы ведь тоже являетесь наставником для некоторых ребят? — Да, у меня есть опыт наставничества больше 12 лет. В частности, я шефствую над специальным учебно-воспитательным учреждением в городе Орлов Кировской области. Там содержатся более 100 ребят. Это пацаны в возрасте от 12 до 16 лет, которые отбывают наказания за совершенные преступления — кражи, разбои и даже угрозы убийством. В общем, как раз трудные, сложные подростки. Наставничество — серьезное дело. Не просто привезти конфеты или какие-то подарки. Совместно с руководством этих учреждений мы пытаемся сформировать вокруг детей дружелюбное окружение. Зачастую ребята попадают туда из неблагополучных семей, а потому среда вокруг них изначально агрессивная. Если удается в самом училище создать комфортную атмосферу — хорошо. Но не менее важно выстроить процесс адаптации и ресоциализации ребят после того, как они покинут стены спецучреждения и вернутся в свою привычную жизнь. Где, конечно же, будут сталкиваться с теми же проблемами, что и раньше. — Один из инструментов помощи — это организация досуга? — Да. Мы приглашаем ребят в Москву. Они несколько раз уже были в столице, где посещали спортивные мероприятия, ходили в театр. Ну и когда они покидают стены училища, мы не оставляем их, стараемся сопровождать. Один из моих многочисленных подопечных после училища вернулся к себе в Торжок. К сожалению, у него не всё благополучно с родителями, у него только бабушка, что называется, ответственная. Поэтому был разработан конкретный план, как быть в его ситуации. Парня определили в колледж и общежитие. А летом он поехал в школу фермеров в Пермском крае. И там моему подопечному так понравилось, что он решил остаться и учиться сейчас фермерскому делу. — Наставник обязательно должен быть известным, состоявшимся человеком, имеющим определенные ресурсы? — Ни в коем случае. У меня есть прекрасный пример, когда одна из моих сотрудниц, не имея, скажем так, больших возможностей, шефствует над девочкой из детского дома. И причем делает это уже достаточно давно. Важно желание помогать и понимание того, что ты делаешь. Нельзя прийти в детский дом к ребенку, наобещать ему кучу всего и потом бросить. — До какого возраста планируется сопровождать трудных подростков? — Один из моих воспитанников уже блестяще окончил военное училище и дослужился до капитана. Естественно, я уже его никуда не сопровождаю. Мы просто стали друзьями. Эти ребята со временем станут взрослыми, вполне вменяемыми людьми. Им просто надо показать перспективу, направление, куда идти. Помогать надо до момента, когда они получат специальность и встанут на ноги. Естественно, это не должно выглядеть так: вот тебе квартира, вот тебе деньги, которых хватит на ближайшие два года. Нет, наставничество — это история о том, когда людям надо дать удочку, чтобы они сами наловили рыбы. А удочка — это те самые знания и возможности, о которых мы можем им рассказать. — Спецучреждение из Кировской области станет пилотным проектом для всероссийской системы наставничества? — Одним из. У нас в стране 69 специальных учебно-коррекционных и воспитательных учреждений для подростков, которые совершили преступления. А еще есть множество детдомов, специальных мест для детей с отставанием в развитии. Им еще труднее. Это огромная проблема. — Когда планируется «развернуть» систему наставничества на всю Россию? — Однозначно в этом году. Я думаю, что усилия Общественной палаты и заинтересованных НКО достаточны для того, чтобы сформировать проект уже в ближайшие два-три месяца.

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.