Московский областной суд вынес приговор четверым членам банды, на счету которой убийства, разбои, кражи, факты уничтожения чужого имущества, вымогательства, а также хищения оружия и предметов, имеющих особую ценность. Организовал банду бывший оперуполномоченный уголовного розыска ОВД по Волоколамскому району Подмосковья 32-летний Александр Новосадов, в нее также входили еще один бывший оперативник 30-летний Сергей Большаков, два местных жителя и уроженцы Узбекистана. Новосадов получил 19 лет лишения свободы, его подельники — от 11 лет до 15 лет 2 месяцев колонии.
Процесс по делу банды из-за большого объема материалов расследования длился два года, приговор зачитывался четыре дня. «Собранные первым управлением по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Московской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора членам банды»,— резюмировала старший помощник руководителя подмосковного ГСУ СК РФ Ольга Врадий. Перед судом предстали бывшие оперуполномоченные уголовного розыска ОВД по Волоколамскому району ГУВД по Московской области Александр Новосадов и Сергей Большаков, и также Алмат Иманкалимов и Василий Румянцев.
В зависимости от роли каждого они признаны виновными по ст. 209 УК РФ (бандитизм), ч. 2 ст. 105 (убийство группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с разбоем), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека), трем эпизодам разбоя (ч. 4 ст. 162), четырем эпизодам краж (ч. 4 ст. 158), двум эпизодам вымогательств (ст. 163), двум эпизодам умышленного уничтожения чужого имущества (ст. 167), двум эпизодам хищения предметов, имеющих особую ценность (ч. 2 ст. 164), а также в незаконном обороте оружия и боеприпасов, его хищении и незаконном изготовлении (ч. 4 ст. 226, ч. 3 ст. 223 и ч. 3 ст. 222 УК РФ).
Дела банды
По словам Ольги Врадий, следствием и судом было установлено, что лейтенант милиции Новосадов несколько лет назад создал устойчивую вооруженную группу для совершения нападений на граждан и хищения у них имущества. В банду он вовлек своего коллегу, майора милиции Большакова, еще нескольких человек, причем двое из них были уроженцами Узбекистана, которым предложил участвовать в банде осевший в Подмосковье Алмат Иманкалимов.
Главарь банды собирал информацию и указывал объекты посягательств; разрабатывал планы нападений; определял роли участников; под расписку выдавал им оружие перед налетом, а затем сразу изымал его. Сам он, опасаясь быть опознанным, в преступлениях не участвовал, однако всегда находился рядом, контролируя действия подчиненных по рации или телефону. Банда начала с хищений из пустующих дач. Оперативник Новосадов, специализирующийся как раз на кражах, обычно выезжал на места совершенных преступлений, опрашивал соседей, а затем писал следователю рапорт о том, что установить подозреваемых не удалось. Таким образом, члены группировки побывали в деревнях Стеблево, Шилово, Большое Сырково, Рождествено. Затем ими было совершено нападение на дом в деревне Жданово, от хозяина которого под угрозой требовали 100 тыс. руб.
Нужно отметить, что входившие в банду милиционеры занимались раскрытием краж, делали все, чтобы совершенные бандой преступления не были раскрыты. Попутно они пользовались и информацией, собираемой в ходе опросов потерпевших и свидетелей. Так, в частности, весной 2009 года, опрашивая жителей деревни Ремягино в связи с очередной кражей, лейтенант узнал, что один из них, Василий Коломиец, хранит дома старинную икону «Праотцы Вениамин и Иов из праотеческого чина». Бандиты залезли к нему в дом, забили спавшего хозяина бейсбольной битой и похитили «Праотцов».
Кражами и разбоями деятельность банды не ограничивалась. В частности, по данным следствия, Новосадов безуспешно пытался взять под свою крышу владельцев местного ресторанно-гостиничного комплекса, а чтобы добиться своего, банда уничтожала имущество рестораторов.
Банда похитителей культурных и исторических ценностей
Вскоре лидер банды решил основным видом дохода сделать именно хищение культурных и исторических ценностей. С лета 2010-го по март 2011 года члены группы готовили хищение иконографий, относящихся к школе Алексея Венецианова, написанных мастерами «венециановской школы» в середине XIX века, представляющих особую художественно-музейную, культурную ценности, общей стоимостью не менее 4 млн 600 тыс. руб., из храма «Спаса Нерукотворного Образа», расположенного в деревне Веницианово Удомельского района Тверской области. Правда, подготовка не помешала бандитам параллельно совершить еще одно преступление 22 февраля 2011 года. Соучастники, получив информацию о наличии у 43-летнего предпринимателя крупной суммы денег, проникли в его дом в Волоколамске. Злоумышленники произвели несколько выстрелов в хозяина дома из обреза охотничьего ружья. От полученных повреждений мужчина скончался на месте. Затем они обыскали дом и похитили денежные средства в сумме 300 тыс.
С неудавшегося же ограбления храма и началось разоблачение банды. При попытке проникнуть в здание был замечен местными жителями и задержан вовремя подъехавшими сотрудниками ГИБДД Василий Румянцев. Вскоре следователи вышли и на других участников преступной группы. 31 марта 2011 года задержали милиционеров Новосадова и Большакова, затем их сообщников. Всех задержанных арестовали, двое подозреваемых скрылись и в настоящее время объявлены в федеральный розыск. В ходе обысков по местам жительства соучастников банды следователями были изъяты гранаты РГД-5, два охотничьих ружья, пистолеты, боеприпасы и часть похищенного имущества. Один из арестованных заключил досудебное соглашение о сотрудников и получил длительный срок ранее.
«Расследование этого многоэпизодного уголовного дела (всего соединено в одно производство 27 уголовных дел) представляло особую сложность, обусловленную тем, что преступления совершались в различных регионах Российской Федерации, в условиях неочевидности, в том числе несколько лет назад,— отметила старший помощник руководителя ГСУ СКР по Московской области Ольга Врадий.— Преступления тщательно скрывались действующими сотрудниками МВД из числа членов банды».
В итоге Мособлсуд приговорил Александра Новосадова к 19 годам колонии строгого режима с последующим ограничением свободы на два года, Сергея Большакова — к 13 годам и году ограничения свободы (оба были лишена званий), Василия Румянцева — к 15 годам двум месяцам колонии с ограничением свободы на один год, Алмата Иманкалимова — 11 годам строгого режима с ограничением свободы на один год.