Россия породила нескольких воров в законе, которых можно назвать криминальными лидерами мирового масштаба. В первую очередь, когда речь заходит о самых известных законниках, все вспоминают Вячеслава Иванькова по прозвищу Япончик. Именно он стал легендой благодаря писаниям журналистов, которые в свое время освещали тему русской мафии в США. Но ведь и до Иванькова было несколько воров в законе, которые имели нисколько не меньший, а может даже и больший вес на международной преступной арене. В той же Америке стоит вспомнить таких первых криминальных дельцов из бывшего СССР как Евсей Агрон или Марат Балагула.
Даже лидеры меньшего масштаба снискали себе славу не соразмерную с деяниями Иванькова. Тот же Моня Эльсон до сих пор жив, а его имя уже славится легендами, как он начинал свое восхождение в криминальном мире Брайтон-Бич. Также и его главный конкурент Борис Найфельд прославился по молодости своими криминальными темами на том же Брайтон-Бич, про которые до сих пор вспоминают старожилы.
Кстати Найфельд был родом из Гомеля, точно также как и его друг и общий знакомый с Япончиком Александр Тимошенко, позже взявший фамилию Бор, и известный под прозвищами Тимоха Гомельский.
Александр Тимошенко
Александр Тимошенко родился в Белоруссии в городе Гомель 10 января 1954 года. Стоит отметить, что рождение будущего вора в законе произошло в довольно обеспеченной семье. Отец как раз в то время начинал делать политическую карьеру, и даже преуспел на этом поприще. Как говорят старые знакомые Александра Тимошенко — ребенок не знал слово «нет». Все, что он хотел, приобреталось родителями беспрекословно, родители баловали маленького сына. Возможно из-за вседозволенности Тимошенко считал себя на несколько ступеней выше сверстников. Его друзьям приходилось довольствоваться только тем, что могли позволить себе родители, а у Александра было все то, чего желали другие, но мог иметь только он.
Непомерная избалованность привела к тому, что уже будучи старшеклассником, Тимошенко решил, что для него все дозволено. В 16 лет с группой товарищей он совершает групповое изнасилование. По крайней мере так значится в материалах уголовного дела. Его отец, будучи секретарем Гомельского обкома КПСС не смог спустить то дело на «тормозах», и вскоре сын был арестован, а затем и осужден по нелицеприятной статье.Говорят, что родители изнасилованной девушки привлекли внимание общественности к этому делу, вызвав резонанс. В противном случае, им не удалось бы наказать насильников, так как властная родня Тимошенко всячески давила на потерпевшую сторону. Как бы то ни было, Александр Тимошенко первый раз попал в колонию для несовершеннолетних на долгих шесть лет, отбывая наказание в городе Боброве Воронежской области.
На малолетке, где постоянно происходит беспредел, Тимошенко отсидел спокойно. Его никто не трогал, да и он сам старался не конфликтовать ни с другими сидельцами, ни с администрацией колонии. Вскоре он был отправлен во взрослую колонию. Но и там, несмотря на позорную статью, Александр Тимошенко не стал изгоем общества. Видимо тюрьма пошла избалованному подростку во благо, и он смог здесь научиться рассудительности и понять, что вокруг существует криминальный мир со своими устоями и традициями.
Эти воровские правила, которых заключенный Тимошенко старался придерживаться, позволили наладить ему связи с блатными. Сам он, по информации источника, в тот срок не стал блатным, так как особо не стремился попасть в эту касту заключенных. Зато проводил с ними большую часть своего времени. Он стал своим в этом кругу, и вскоре рассказы бывалых зеков разбудили в нем дремлющую бандитскую натуру, так как после полностью отсиженного срока, Александр Тимошенко вернулся в родной город уже прожженным колонией парнем, сколотившем в Гомеле свою банду.
Вторая ходка
Банда Тимошенко решила совершать преступления на волне массовой эмиграции евреев на родину. Они приходили в дома богатых евреев, которые подали документы на выезд из страны, и грабили их. Кто-то просто отдавал ценности и оставался цел, других поколачивали, силой заставляя отдавать деньги и украшения. Тимошенко с сообщниками понимал, что уже готовые выехать за границу евреи не станут обращаться в милицию, так как это бы усложнило их выезд. И банда не прогадала, никто не пытался обращаться в правоохранительные органы.
Но вскоре Тимошенко был арестован, правда не за вымогательства и грабежи, а за банальное хулиганство. Учитывая его прошлое, судья приговорил бандита к пяти годам лишения свободы, и 7 января 1982 года Тимошенко отправился на очередной этап. Этот срок он отбывал сразу в двух колониях. Сперва главаря Гомельской банды отправили в белорусскую колонию, располагавшуюся в городе Орша. Затем заключенного послали на этап, который доставил его в поселок Озерный Архангельской области. Во время этапа состоялась встреча уже авторитетного рецидивиста Александра Тимошенко с одним из авторитетнейших воров в законе Япончиком.
Япончик был тонким психологом человеческих душ. После первого же общения он понял, что Тимошенко имеет грандиозную силу воли, которой могут позавидовать многие паханы. Он мог легко отстаивать свою точку зрения перед конвоирами, в то время, пока другие заключенные беспрекословно выполняли их команды. Тимошенко был не робкого десятка. Ко второй их встрече Япончик уже навел справки о новом друге и расспросил его про первую «ходку». Тот не стал увиливать и рассказал, что был осужден за изнасилование, но дело было сфабриковано, чтобы воздействовать на его отца-политика. Япончик поверил Тимошенко, к тому же подобных прецедентов было в криминальном мире достаточно.
Вскоре их пути на этапе разошлись, но Япончик не терял из виду нового знакомого, часто засылая в колонию к Тимошенко «малявы». Поэтому когда в 1986 году Александр Тимошенко освободился, к нему приехали люди Япончика и передали послание от вора — если Тимошенко хочет работать с Иваньковым, то ему необходимо уехать в Европу, где Япончик начал строить свою криминальную империю. Предстояло взять под свой контроль преступников, эмигрировавших в Европу, но работающих на воровское сообщество. В то время там не было сильных лидеров, которые могли бы взять на себя роль смотрящего, и Тимошенко был самым удачным вариантом на этот «пост».
Уставший от неволи Александр Тимошенко практически сразу принял предложение Япончика, так как ему надо было как-то дальше обосновываться в жизни, а пути кроме криминала он не видел. Так что предложение сильного Иванькова как раз поступило вовремя и Тимошенко согласился. Правда тут случилась загвоздка — еще вчерашнего уголовника-рецидивиста не могли просто так принять к себе любые Европейские страны, да и СССР навряд ли бы выпустила его. Поэтому Александру Тимошенко пришлось произвести фиктивный брак с бывшей соотечественницей с американским гражданством Елене Бор, для заимствования ее фамилии на законных основаниях. А также сделать липовые документы о том, что Александр Бор якобы является евреем, гонимым в СССР.
Таким образом удалось обмануть властей и благополучно выехать из страны. По утверждению источников, Елена Бор была не просто девушкой, которая помогла Тимошенко, а стала для него намного большим — настоящей возлюбленной. Тимошенко даже принял хорошо ее сына от первого брака Дмитрия. В общем, благодаря афере появилась новая семья.
Александр Бор в Европе
Первым делом новоиспеченный Александр Бор появился в Германии. Здесь криминалитет так сильно не проявлял себя, поэтому Бору понадобилось время, чтобы выяснить, кто стоит за организацией и контролем организованной преступности бывших граждан СССР. С помощью подручных, выделенных Япончиком, удалось выйти на след криминального авторитета Ефима Ласкина, который был негласным лидером у преступников-соотечественников. Ефим Ласкин проживал в ФРГ с 1972 года и успел за 16 лет наладить здесь контрабанду оружия, драгоценностей, старинных икон и другой дорогой утвари. Помимо этого у него имелась своя бригада, которая занималась фальшивомонетчеством.
Бор приехал к Ласкину в сопровождении нескольких боевиков, чтобы поговорить о процентах, которые авторитет теперь должен перечислять в воровской общак. Естественно, что уже устоявшийся в этой стране авторитет не мог позволить приезжим взять его криминальный бизнес под контроль. Поэтому он пригрозил Бору, что использует свои связи в полиции, чтобы больше не видеть их наглых лиц. Бор принял это во внимание и отрапортовал Япончику слова Ласкина. Тот же вынес авторитету смертный приговор, исполнение которого легло на плечи Александра Бора.
За Ласкиным начали вести слежку, и 27 сентября 1991 года решили действовать. В тот день авторитет приехал к зданию мюнхенского бассейна Ungererbad, где часто плавал, а также проводил деловые встречи. Ласкин припарковал свой автомобиль, и как только захлопнул дверцу, в спину было нанесено несколько ножевых ранений. Киллер не стал использовать огнестрельное оружие, чтобы не привлекать внимание людей выстрелами. В запале авторитету было нанесено 11 ножевых ранений.
Уже потом, когда киллер скрылся, полицейские найдут окровавленный парик и носовой платок недалеко от автомобиля жертвы. Кровь принадлежала убитому и еще одному неопознанному человеку. Спустя несколько лет спецслужбам удастся выяснить, что второй человек, «засветивший» свои ДНК был именно Александр Бор. То есть именно он был тем, кто убил Ефима Ласкина. Ну а пока следователи еще не имели представления о том, кто стоит за убийством, Александр Бор продолжил свой путь на международный криминальный Олимп.
Тимоха Гомельский
Бор полностью отдавал себя криминальному ремеслу. Вместе с людьми Япончика, уже составляющими его личную банду, он организовал пытки домработницы своей любовницы. Домработница, уроженка Польши, якобы похитила ценности у своей хозяйки. Бор с подручными похитили ее и привезли в одну из съемных квартир, располагающуюся на третьем этаже одного из домов. Женщину заставляли сказать, куда она дела награбленное. Но та упиралась. Тогда бандиты перешли к пыткам.
После череды истязаний, бандиты вышли в соседнюю комнату, оставив жертву в бессознательном состоянии на полу. Однако женщина пришла в себя и выбросилась с третьего этажа. Ей повезло, что мимо проходила молодая пара, которая вызвала и скорую и полицию. Впрочем бандиты успели скрыться, оставив женщину инвалидом на всю оставшуюся жизнь.
Наследив в Германии, Бор по поручению Япончика отправился в США, где Иваньков уже был негласным королем Брайтон-Бич. Здесь вновь прибывшему предстояло несколько иное ремесло — помогать русским авторитетным бизнесменам отмывать неправедно нажитое состояние. Для этого дела были задействованы подставные американские и российские компании, куда бизнесмены вкладывали деньги, а через некоторое время получали их обратно, только уже с необходимыми подтверждениями, что деньги были заработаны легально.
Таким образом у властей пропадали вопросы касательно нажитого капитала, а Япончик, Бор и другие имели свой процент от проведенных сделок. А сделки исчислялись десятками миллионов долларов. Вскоре Александр Бор стал богатым человеком и смог приобрести в собственность особняк на Лонг-Айленде.
В 1996 году самые авторитетные воры того времени — Япончик и Дед Хасан оценили заслуги 41 летнего Бора и короновали его в воры в законе, окрестив его прозвищем Тимоха Гомельский или просто Тимоха.
Кстати Тимоха имел неплохие связи с итальянской мафией. В частности по некоторым делам он вел активное сотрудничество с мафиозной семьей Гамбино. Другими его союзниками были капо из семьи Гравано. Совместно Бором и итальянцами было учреждено 32 компании. Все они по документам занимались одной и той же деятельностью — строительством полей для гольфа. Но на самом деле эти фирмы создавались лишь для того, чтобы манипулировать ценами на акции — нанятые профессиональные брокеры искусственно поднимали стоимость акций этих компаний и они продавались ничего не подозревающим инвесторам. А затем, когда обман вскрывался, организаторы схемы исчезали вместе с вырученными деньгами.
На этом поприще Тимоха Гомельский познакомился с эмигрантом Михаилом Сыроежиным из Санкт-Петербурга. Тот понимал всю суть финансовых афер, и вскоре Бор привлек его к организации одной из мошеннических схем. Однако криминальный авторитет очень сильно просчитался, до конца не проверив своего нового протеже. Сыроежин оказался информатором ФБР, попав под влияние спецслужбы сразу после прибытия в США, когда во время прохождения таможенного контроля, у него обнаружили два миллиона долларов непонятного происхождения. Вскоре ФБР выяснило, что это деньги, которые Сыроежин похитил у российского Пятого телеканала. Таким образом, дабы избежать тюрьмы, новый поданный США, стал информатором. Он и раскрыл спецслужбе все мошеннические схемы Александра Бора и его итальянских коллег.
Тимоха заранее предчувствовал, что в стане завелся предатель, и когда ФБР стали одним за одним арестовывать его людей, Бор решил скрыться, и вылетел в Германию, чтобы оттуда следующим рейсом отбыть в Москву. Однако здесь его уже давно ждали местные силовики, желая предъявить вору обвинение в убийстве Ефима Ласкина. Александра Бора задержали в Мюнхенском аэропорту 9 сентября 1999 года, с фальшивым греческим паспортом на имя Александра Иоанниса Бора.
Тимоха Гомельский во время допросов не проронил ни слова. о несмотря на его молчание, следствие было завершено и материалы дела отправились в суд, который начался в марте 2001 года. Во время суда были применены максимальные меры обеспечения безопасности. Судью охраняла полиция, так как все уже знали, что Александр Бор является одним из главарей русской мафии, и на судью могут оказать давление.
Приговор был вынесен 27 сентября 2002 года. Тимоха Гомельский был приговорен к пожизненному сроку лишения свободы. Те, кто был на процессе, говорили, что Бор просто лишился дара речи от приговора. Он хотел что-то сказать своим адвокатам, но не мог — просто открывал и закрывал рот. Впрочем адвокаты не подкачали, и вскоре направили дело на пересмотр, указав на процессуальные ошибки. И чудо свершилось — на следующем суде, Тимохе Гомельскому дали 13 лет лишения свободы, а уже в 2006 году он смог выйти по УДО и уехать в Россию.
Смотрящий за Беларусью
Япончик и Дед Хасан не оставили своего крестника, они дали ему положенные подъемные и отправили в родную Беларусь, назначив Тимоху Гомельского смотрящим по этой стране. Новый «пост» развязывал Бору руки, он начал брать под свой контроль коммерческие предприятия, облагая их воровским налогом. Никто не вмешивался в его дела, зная о характере Тимохе, а также, что за ним стоят Иваньков с Усояном. Масштабы Тимохиной деятельности были большими. Он даже успел забрать под свой контроль один из рыболовных промыслов в Калининграде, отбив его у местного авторитета Карасика.
Самым неожиданным поступком Тимохи Гомельского было его предательство по отношению к своим крестным отцам, которые по сути и привели его к небывалым высотам в криминальном мире. Во время затяжной войны Деда Хасана с Тариэлом Ониани (Таро), Тимоха поддержал последнего.
Оказалось, что дело было в давней обиде Тимохи на ставленника Деда Хасана Юрия Пичугина, также являющегося вором в законе. В середине двухтысячных криминальные лидеры оказались на одной свадьбе, где Пичуга повздорил с вором Галеем, помощником Бора. Завязалась драка, и вскоре в ней принял участие и Бор. В итоге всех удалось разнять, однако обида у Тимохи осталась, и он решил перейти в клан Таро вместе с Галеем.
В конце концов Бор даже принял участие в составлении «малявы», с помощью которой оппоненты хотели лишить Деда Хасана воровского титула. Это очень расстроило Япончика, который с Бором пуд соли «съел». И в скором времени Усоян и Иваньков раскороновали Тимоху и сместили с поста смотрящего за Белорусью, поставив вместо него вора в законе Александра Кушнерова (Саша Кушнер, или Кушнер Гомельский).
Киллер для Тимохи
Война воровских кланов набирала обороты. В 2009 году смертельно ранили Япончика. Дед Хасан остался в меньшинстве и начал короновать массово стремящихся в воровскую «семью». Все это не нравилось даже его сторонникам, не говоря уже о противниках. В конечном итоге Тариэл Ониани сел на долгий срок в тюрьму, а Дед Хасан был убит киллером в 2013 году.
Неизвестно, мог бы Тимоха возглавить клан Деда Хасана, не окажись он на стороне его врагов. Но после смерти Усояна, Тимоха не изменил своим принципам и остался в клане Ониани, поддерживая его правую «руку» Мераба Джангвеладзе (Мераб Сухумский). Это вызывало противоречивые чувства у славянских воров, которые ранее терпимо относились к Бору. Теперь, когда он полностью доказал свою преданность грузинским ворам, это вызывало лишь злость вчерашних союзников.
В январе 2014 года злопыхатели Тимохи могли вволю насладиться зрелищем в интернете, когда задержанный полицейскими Бор под запись видеокамеры на вопрос — является ли он вором в законе, ответил, что не является и никогда не был им. Кому то это видео показалось странным. Еще несколько лет назад на подобный вопрос оперативников, Бор смело говорил, что он вор в законе. Теперь полностью отрекался от этого криминального статуса.
В марте 2014 года прошла воровская сходка, на которой присутствовали такие воры в законе, как: Михаил Воеводин (Миша Лужнецкий), Владимир Зятьков (Зятек), Василий Христофоров (Вася Воскрес) и примкнувший к «славянам» Робинзон Арабули (Робинзон). Они высказали решение, что Тимоху необходимо полностью игнорировать, и убрать подальше от криминального мира. Однако их решение приостановил авторитетнейший вор Олег Шишканов (Шишкан). Он заявил, что никто с Тимохи воровских полномочий не снимал, а Хасановский выпад в его сторону с лишением титула был чисто их внутренней разборкой, не касающейся всего воровского. Тимоху решили не трогать.
А Бор жил как и раньше, отгородившись от тех, кто его недолюбливал. В своей квартире в Кривоколенном переулке он принимал должников, которых порой избивали его бойцы. Вскоре он переехал жить в деревню Маслово Одинцовского района Подмосковья. Здесь он стал часто посещать церковь, для чего выезжал в соседнее село Знаменское. В очередной раз приехав в церковь 31 мая 2014 года, он как всегда вышел из своего «Мерседеса», и в окружении охраны взял сумку с продуктами, которые оставлял в храме малоимущим.
По словам очевидцев, в этот момент Бор перекрестился. А дальше было как в боевике — к Бору сзади подбежал мужчина, сидевший до этого на лавке у церкви, и произвел несколько выстрелов в упор. Охранники опешили, не ожидая такого поворота событий. А киллер спокойно сел на скутер, где его уже ждал сообщник, и уехал с места убийства.
До сих пор убийство Тимохи Гомельского не раскрыто. Существует несколько версий, почему убили Бора, но все они не более чем теория полицейских и простых обывателей. Многие считают, что Бор был убит из-за того злосчастного видео, на котором не признал себя вором в законе. Другие говорят, что это месть славянских воров за поддержку Бором грузин. Третьи полагают, что таким образом клан Деда Хасана отомстил за предательство Бора.
Возможно когда-нибудь это дело будет раскрыто. Но по нашему мнению, если такое и случится, то совершенно случайно. Например когда поймают какого-нибудь киллера за другое преступление, и он расскажет и про те убийства, которые еще неизвестны следователям, в том числе и про убийство Тимохи Гомельского.
Бору организовали пышные похороны, как и подобает современным ворам в законе. Он был похоронен на закрытом кладбище Осовцы в родном Гомеле, рядом с могилой отца.