Пятница , 19 Апрель 2024
Home / Криминал / Вологодский пятак

Вологодский пятак

Центральный вход на Вологодский пятак

Тюрьму для преступников, получивших пожизненное заключение, расположенную на острове Огненном посреди озера Нового в Вологодской области можно смело называть «российским Алькатрасом». Так же, как американского побратима, ее со всех сторон от суши отделяет холодная вода северного водоема, а режим содержания считается одним из самых суровых. Из нее за всю многолетнюю историю не удалось убежать ни одному заключенному. Название у российского аналога Алькатраса в народе – Вологодский пятак, а в официальных документах – ФКУ ИК-5 УФСИН по Вологодской области. Впрочем, тюрьма неоднократно меняла имена.
Первое упоминание о людях, ступивших на землю острова, относится к 1517 году. Первопроходцем стал инок Корнилиево-Комельского монастыря Кирилл. Он долго искал и, наконец, нашел себе место, полностью пригодное для абсолютного уединения, где можно было предаваться молитвам к богу. В те далекие времена остров на озере называли Красным. Места там действительно очень живописные. Через несколько лет к Кириллу подтянулись еще несколько монахов.
Общими усилиями они основали Кирилло-Новоезерский монастырь, стены и постройки которого служат сейчас тюрьмой строгого режима. История монастыря началась во времена отца Ивана Грозного великого князя Московского Василия Третьего. Все российские государи уделяли много внимания одному из северных монастырей. В нем бывал проездом Петр Первый с будущей императрицей Елизаветой Первой.

Вологодский пятак

Рядом с монастырем находится древний город Белозерск, куда в ссылку часто отправляли опальных бояр, но тюрьма появилась на острове Огненный сразу же после прихода в вологодские края советской власти. В 1918 году всех монахов выгнали с острова. Вместо них монастырь начали обживать революционно настроенные люди в «сапогах и кожаных тужурках». С ними появились их подопечные «враги народа» – представители социально чуждых классов.
«Враги народа» содержались в кельях-камерах монастыря в следующие несколько десятилетий. Только ближе к войне вместо дворян, белых офицеров и купцов большую часть «политических преступников» составили советские партийные и хозяйственные деятели, попавшие под молох сталинских репрессий. Возможно, среди них были те самые люди в «сапогах и кожаных тужурках», изменившие статус древнего монастыря. О Кирилло-Комельском монастыре быстро забыли. Теперь его называли Новоезерской ИТК или вообще обезличенно – лагерный пункт строгого режима. Лики святых были густо замазаны толстым слоем свежей штукатурки.
Вологодский пятак
В 1953 году Лаврентий Палыч до своего расстрела в московском подвале штаба округа успел в очередной раз перепрофилировать колонию. На тот раз в тюрьму для особо опасных уголовных преступников, которые быстро придумали узилищу новое название – Вологодский пятак. Тюремщики точно определили вид контингента, поступавшего для отбытия наказания и перевоспитания. Им стали осужденные по первому разу за бандитизм и убийства.
«Зона» во все времена считалась «красной». «Воры в законе» попадали туда крайне редко, в силу своей специализации на других статьях уголовного кодекса. В 1994 году уже под российской юрисдикцией было принято решение приспособить Вологодский пятак для содержания преступников, получивших по приговору суда пожизненное заключение. С объявлением в 1996 году моратория на смертную казнь их число увеличилось.

Вор в законе Геннадий Михайлов — Соленый

Первый этап «зэков с пыжом» случился в том же 1994 году. На остров прибыли 17 человек. Среди них был «вор в законе» Соленый (Михайлов), до этого заколовший заточкой в колонии Кемеровской области офицера охраны. Ему предстоит прожить на Вологодском пятаке 20 лет. Летом 2014 года его вывезут с острова в «больничку» Вологды, где он и скончается. До настоящего времени из того первого этапа в тюрьме остаются только 4 человека. Остальных забрала к себе смерть или их перевезли в другие 6 учреждений российского ФСИН, предназначенных в России для содержания пожизненно заключенных.
Первооткрывателем Вологодского пятака среди воров Соленый все же не был. В начале 80-х годов в нем какое то время содержался Паша Стражник (Стражников) – один из самых известных «воров в законе» Советского Союза. После выхода на свободу он еще долго жил в теплых краях, пока в 1997 году не погиб в результате несчастного случая в грузинском Зестафони. На Вологодском пятаке он чуть не столкнулся с еще одним известным «вором в законе» Писо (Кучулория), отсидевшим там примерно в то же время около года. В отличии от Стражника тюрьма высосала из грузина все здоровье. Через пару лет Писо умер, но уже на свободе в Москве.

Вор в законе Шамиль Магомедов (Шамиль Смолянский)

Примерно такая же судьба ждала еще одного «законника» из южан Гочу Гальского (Тория). Он побывал на «пятаке» в 2010 году совсем молодым. В прошлом году он умер в Варшаве, едва переступив сорокалетний рубеж. Совсем недавно в тюрьму ненадолго «заезжал» дагестанский вор Шамиль Смолянский (Магомедов), но Вологодский пятак стал уже не тот, что был раньше. В 2011 году в нем была проведена глобальная реконструкция, во многом изменившая чисто бытовые условия содержания и уничтожившая ранее казалось неистребимый дух глубокой древности.
В 21 век Вологодский пятак вступил с ведрами, заменяющими парашу, и отсутствием в камерах рукомойников. Теперь такого экстрима в тюрьме нет. Во всех камерах установили унитазы и раковины, правда, только с холодной водой. Все объекты тюремного комплекса по-прежнему отапливаются углем либо дровами, как во времена основателя монастыря инока Кирилла.
Для родственников заключенных, спешащих на свидание, труднопреодолимым экстримом может стать грунтовая дорога от райцентра Белозерска, расположенного в 50-ти километрах, раскисающая по весне и осени. Ниткой, связывающей остров с «большой» землей, остается довольно добротный деревянный мост. По нему завозят в тюрьму ее постояльцев. По нему же их вывозят на тюремное кладбище, расположенное на берегу где то в 3-х километрах.
Вологодский пятак сегодня
Новое время и новое государство не изменило качественный состав заключенных. Большинство составляют бандиты, «завалившие» при грабеже пару-тройку человек. Веянием современности стали маньяки-педофилы и людоеды. В тюрьме есть свой старожил. Это Казбек Калоев, приговоренный к смертной казни еще в Советском Союзе в 1990 году. Он был главарем банды, грабившей и убивавшей на улицах прохожих. До замены расстрела на пожизненный срок он уже считался особо опасным рецидивистом, будучи осужденным четыре раза. Последней надеждой Калоева было УДО, вопрос о котором, согласно действующего закона, может быть рассмотрен не ранее отбытия 25 лет заключения. Пока в России только один прецедент выхода на свободу «зэка» с «пыжом» за плечами. Совсем недавно он случился в тюрьме «Полярная сова».

Вологодский пятак

Сейчас Вологодский пятак, рассчитанный при максимальной заполняемости на пол-тысячи душ, практически полу-пустует. Подневольное население в последнее десятилетие никак не может преодолеть рубеж в 2 сотни.
В остальном Вологодский пятак мало чем отличается от подобных ему российских тюрем. Психопаты сидят по «одиночкам», более стрессоустойчивые заключенные делят камеры с соседом или соседями. На стенах перед дверьми в камеры со стороны коридора вывешены «памятки», в которых подробно описаны особенности характера и поведения их обитателей. Такая мера предназначена специально для охранников. Чтобы никогда не расслаблялись.

Мост на остров Огненный

История тюрьмы пока не знает бунтов или акций массового неповиновения, но чем черт не шутит? В 1995 году в тюрьме единственный раз случилось чрезвычайное происшествие. Самоубийством покончил с собой один из заключенных – чеченец по национальности. Из особенностей условий содержания, присущих только Вологодскому пятаку, для заключенных самым мучительным оказался полный запрет курения на территории острова. Много лет тому назад так решила администрация учреждения. В качестве компенсации за табу на табак она же изменила порядок конвоирования заключенных вне камеры. Их обязательно заковывают в наручники, но не заставляют наклонять к земле туловище и выставлять за спину растопыренные руки.
Продолжая еще советские тюремные традиции, на Вологодском пятаке шьют рукавицы – излюбленное изделие швейных цехов при «зонах». Тюрьма вошла в историю отечественного кинематографа. Главный герой кинокартины Василия Шукшина «Калина красная» выходит на свободу из ее ворот. Внешний облик ее с момента съемок фильма не изменился.

Советуем посмотреть

Сходка воров в законе у Лоту Гули

Вор в законе Надир Салифов — Лоту Гули По информации источника, в прошлое воскресенье в …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.