Владимир Владимирович Якушев родился в башкирском городе Нефтекамске в семье водителя-дальнобойщика. В школу мальчик пошел уже на родине своего отца в ямало-ненецком городе Надым. Затем была служба в армии и учеба в Тюменском государственном университете, в котором училось немало детей тюменской элиты. Сам Владимир Якушев познакомился в вузе со своей будущей супругой, чей отец способствовал началу его банковской карьеры.
Вначале Владимир Якушев получил должность юрисконсульта в филиале Западно-Сибирского коммерческого банка (ЗПКБ), который был крупнейшим кредитным учреждением на Урале. Затем всего за один год он превратился из простого юриста в главу ямало-ненецкого филиала, а спустя еще год не только возглавил салехардский филиал, но и занял должность вице-президента всего Запсибкомбанка.
В эти годы Владимир Якушев оказался участником борьбы руководства ЯНАО с главой Тюменской области Леонидом Рокецким за банковскую систему в округе. Владимиру Владимировичу Якушеву тогда покровительствовал вице-губернатор автономного округа Михаил Пономарев, который старался не пустить в ЗКПБ супругу Рокецкого, контролировавшую «Тюменский городской банк». Галина Рокецкая, или как еще называли «мама Рокки», собиралась поглотить своего конкурента путем рейдерского захвата.
Владимир Якушев, которому на тот момент не исполнилось и 30 лет, сыграл важную роль в этом противостояние, и, не без помощи вице-губернатора, был назначен главой всего Запсибкомбанка. Сам Пономарев при этом перебрался в уральское полпредство, где стал заместителем Петра Латышева. Здесь Михаил Николаевич объединил силы в борьбе против Рокецкого с еще одним заместителем полпреда Сергеем Собяниным, чью кандидатуру было принято решение выставить на региональные выборы. Собянина поддержали и в Кремле, так как в Центре тоже были заинтересованы в смене руководства Тюменской области.
Избирательную кампанию фактически вел Пономарев, а Якушев занимался ее финансовой стороной. В итоги Собянин на тех выборах одержал победу, после чего предложил Владимиру Владимировичу Якушеву пост вице-губернатора. Уходя в политику, Якушев оставил за собой контроль над Запсибкомбанком, поставив в его главу своего ближайшего соратника 30-летнего Дмитрия Горицкого. Сам он в администрации поначалу отвечал за политический блок и взаимодействие с Тюменской областной Думой. К слову все тот же Горицкий в скором времени стал председателем бюджетного комитета областной думы. Также, Владимир Якушев взял на себя и общественную нагрузку, а именно установление контактов со «спортивной элитой».
Губернатор Владимир Якушев
Доверие со стороны Собянина к Якушеву постоянно росло, и в какой-то момент в сферу контроля последнего попал и финансовый блок. В СМИ отмечали, что с этого момента многие решения тюменской администрации стали приниматься в интересах бизнеса аффилированного с супругой Собянина Ириной Рубинчик. Утверждалось, что Рубинчик владела дорожно-строительной фирмой «Аэродромдорстрой», устанавливавшей в Тюмени мраморные бордюры.
Владимир Владимирович Якушев настолько хорошо соблюдал интересы своего «патрона», что в 2005 году ему было предложено встать во главе Тюмени. Перед самым уходом в Совет Федерации мэра города Степана Киричука, Владимир Якушев был назначен его заместителем, и в итоге стал исполняющим обязанности главы Тюмени. Однако долго на этой должности он не пробыл. Неожиданно Собянину поступило предложение из Москвы возглавить Администрацию Президента. В качестве своего приемника Сергей Семенович оставил Владимира Владимировича Якушева, который и занял пост губернатора.
Собянин сохранил влияние в регионе, в том числе и через главу аппарата Якушева Татьяну Костареву, а затем и полпреда в Уральском федеральном округе Виктора Басаргина. Сам Владимир Владимирович Якушев во многом продолжил, как политическую, так и экономическую линию своего предшественника. До любой ветви власти и участия в политических процессах допускались только одобренные тюменской администрацией игроки. Системная оппозиция носила декоративный характер, и все вопросы чаще решались за закрытыми дверьми, чем при помощи демократических процедур.
При этом Владимир Якушев, возглавляя нефтяной регион, скорей был нацелен на диалог с федеральными представителями, такими, как «Лукойл», «Газпром», «Транснефть» и «Роснефть», а вот местных игроков старался не укреплять. При таком подходе он столкнулся со слабыми муниципалитетами, и в связи с этим пытался как-то дополнительно стимулировать их глав к развитию, введя собственные искусственные рейтинги. Кроме того в области по-прежнему стоял вопрос автономий, которые в свое время поддержали Собянина на условиях сохранения их самостоятельности. На деле же их права соблюдались лишь декларативно, а власть становилась все более централизованной.
Люди Владимира Якушева
С городскими властями Тюмени у Якушева тоже долгое время не складывались отношения. Фактически «собянинские» назначенцы, вначале Сергей Сметанюк, а затем и Евгений Куйвашев, нередко принимали решения, идущие вразрез с волей власти региональной. Чаще всего это касалось вопросов земельных и градостроительных. Только в 2011 году Владимир Владимирович Якушев сумел поставить во главу города своего человека Александра Моора, который работал с ним в Запсибкомбанке, а затем был его заместителем и в тюменской администрации.
Еще один близкий соратник Якушева Сергей Коробов был назначен его первым замом, отвечающим за строительство и транспорт, а затем возглавил и управление строительства Тюменской области. Почти сразу же у нового губернатора и его подчиненного возник крупный строительный проект.
Так на берегах озера Алебашево власти затеяли строительство роскошного комплекса, включающего в себя несколько жилых корпусов, библиотеку, выставочный зал, университет, лаборатории и яхт-клуб. В скором времени к проекту были привлечены и федеральные власти, которым было предложено создать «тюменский Сколково». Но перспективный проект по созданию технопарка очень скоро стал бременем для региона. Строительство вначале перешло в вялотекущую стадию, а в 2009 году и вовсе было свернуто. На проект к тому моменту уже было потрачено 575 млн. рублей, половина которых было оплачено из федерального бюджета.
Уголовное дело Коробова
В Москве задались вопросом, куда ушли деньги и в область были направлены аудиторы из Счетной палаты. Выяснилось, что государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ был заключен с ООО «ХК Тюменьгазмеханизация» в декабре 2007 года, за 10 месяцев до утверждения проектно-сметной документации. Строительство объекта должно было быть завершено в марте 2009 года, однако за эти два года случилась только отсыпка берега озера. При этом «Тюменьгазмеханизация» работало не само, а через подрядные организации. Позже вопросом заинтересовались и в Следственном комитете, а само предприятие вскоре было обанкрочено.
Сам Коробов за несколько лет до этого успел «соскочить» с государственной должности и возглавить ЗАО «Строймонтаж». Но и на этой должности он привлек внимание правоохранительных органов. Компания Коробова на тот момент являлась подрядчиком почти всех крупных строительных проектов Тюмени, и как посчитали следователи, могла быть вписана в коррупционные схемы. В частности она подозревалась в хищениях во время работ по строительству набережной на реке Тура.
Кроме того фирма «Строймонтаж» получила контракт не только на строительство областной онкологической больницы, но и на поставку оборудования. В частности компания обязалась поставить магнитно-резонансные томографы марки «Сименс», но на деле заменила их неизвестным итальянским брендом. При этом медтехника была куплена за 300 млн. рублей, а области ее продали за 900 млн. рублей.
В итоге против Коробова, который на тот момент уже являлся депутатом областной думы, были заведены уголовные дела. В результате депутат Заксобрания бежал в США, и даже был объявлен в международный розыск. «Строймантаж» Коробов продал, но спустя некоторое время его супруга Наталья заявила, что муж не поставил ее в известность о продаже семейной доли, и потребовала через суд вернуть акции. Акции супруги назад получили, но к тому времени они уже превратились всего в 3 % компании, так как ранее была проведена дополнительная эмиссия, и оставшиеся 97 % достались бизнесмену Евгению Гулину.
Владимир Якушев и банковская сфера
Не только строительная сфера занимала подчиненных губернатора. Отдельное пристальное внимание Владимир Якушев уделял банковской сфере, где у него по-прежнему сохранялись интересы. Его сын Павел был соучредителем ООО «Центр стратегического развития» (ЦСР) и владельцем ООО «Сибальянс», которым в свою очередь принадлежали акции «Запсибкомбанком».
При этом ЦСР он владел совместно с главой «Запсибкомбанка». Другие юридические собственники банка были прописаны по тому же адресу, что и фирмы Павла Владимировича. А среди физических акционеров был, к примеру, некто Самкаев Игорь Мирвахисович, чей брат Рустам Мирвахисович был назначен при Якушеве главой областного государственного АО «АИЖК по Тюменской области». Данное предприятие, к слову, не раз оказывалось в центре коррупционных скандалов.
В участии в коррупционных схемах подозревали и сам «Запсибкомбанк». В частности, банк финансировал строительный проект некоего бизнесмена Максима Кокшарова. Проект был закрыт, а сам бизнесмен объявил себя банкротом, предварительно скрыв свои капиталы. В СМИ обращали внимание на то, что в компании, через которую работал Кокшаров, было очень много однофамильцев с сотрудниками Запсибкомбанка. Все они могли попросту оказаться родственниками.
Примечательно, что в области планомерно зачищалась банковская сфера от возможных конкурентов «Запсибкомбанк». Делалось это путем введение в правление двух сибирских банкиров – Григория и Елены Романют. Елена Романюта ранее работала в Тюменском индустриальном университете на посту финансового проректора, в годы, когда вуз отметился серьезными хищениями. Далее со своим супругом она оказалась в «Энергобанке», где стала отвечать за выдачу кредитов аффилированным фирмам. После их семейной работы, банк в скором времени приказал долго жить. Далее чета Романют возглавила крупный тюменский банк – Сибирский банк реконструкции и развития (СБРР), дела которого сразу после этого пошли по наклонной. В скором времени у СБРР отозвали лицензию, причем с формулировкой «полной утраты своего капитала», а в самой структуре не досчитались 500 миллионов рублей.
Примечательно, что с того момента, как Романюты зашли в банк, через него стали проводиться финансы связанные с областными стройками. Тот же Сергей Коробов работал, в том числе через СБРР. Через этот же банк вела строительство бизнес-центра компания «Тюменский ЦУМ». Двумя из трех учредителей «ЦУМа» были супруги Осицневы – Наталья и Николай. При этом в области давно и упорно ходили слухи о том, что Наталья являлась тетей мэра Тюмени Александра Моора. Точно можно сказать только то, что ранее Моор руководил «Тюменским ЦУМом», что, в общем, тоже может навести на мысль о конфликте интересов.
Несмотря на такое количество сомнительных схем в области, Владимир Якушев находился у руля Тюменской области довольно уверенно. Самым нестабильным временем для него оказался предвыборный год, когда он должен был впервые принять участие в региональных выборах. Помимо уже упоминаемого уголовного дела Коробова, правоохранительные органы в частности заинтересовались президентом нефтяной компании «Бурнефтегаз» Павлом Митрофановым, человеком Собянина, а стало быть и Якушева. Митрофанов подозревался в даче взятки и пособничестве в даче взятки на общую сумму в 5 млн. рублей, а также был объявлен в федеральный розыск.
В то же время вице-мэр Тюмени Сергей Роженцев написал заявление на отпуск с последующим увольнением. В СМИ считали, что связано это было с опасением чиновника в том, что им также могут заинтересоваться блюстители порядка. Также в прессе разразился скандал, когда стало известно, что для нужд правительства региона в самом центре Тюмени была куплена недвижимость, которую ранее строил коммерческий холдинг «Сибинтел», принадлежавший мужу заместителя губернатора Натальи Шевчик. К слову супруг Шевчик, к тому же числился и областным депутатом.
Победа и отставка Владимира Якушева
Однако Владимир Якушев довольно скоро продемонстрировал, что его, как политика, никто «сливать» не собирается и практически без труда выиграл региональные выборы, набрав аж 87,3 % голосов избирателей. Кроме того губернатор, как впрочем и сама область держались на самых высоких позициях в различных региональных рейтингах. Так, например, в марте 2018 года Владимир Якушев оказался на первом месте в национальном рейтинге глав регионов. Это, впрочем, и не удивительно, ведь Якушев отличался тем, что всегда умел обеспечить нужный результат на выборах для власти федеральной. Вот и на последних президентских выборах явка избирателей была достаточно высокой.
И все же тюменцы дождались отставки Якушева, но не в связи с коррупционными скандалами, а в связи с его повышением. В сформированном после президентских выборов федеральном Правительстве Владимиру Якушеву было предложено кресло министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Сам Владимир Якушев готовиться перетащить в столицу часть своей команды. В частности, в федеральном министерстве могут оказаться глава губернаторского аппарата Татьяна Костарева и заместитель, курирующий коммунальный блок Вячеслав Вахрин. Губернаторское кресло занял бывший глава Тюмени Александр Моор, который не только опытен в политической борьбе, но и способен и дальше соблюдать в регионе интересы Собянина-Якушева.
Владимиру Владимировичу Якушеву не случайно доверено возглавить в Правительстве РФ Министерство строительства и ЖКХ. Считаясь человеком Собянина, Владимир Якушев в первую очередь будет совместно с московским градоначальником осваивать средства, выделенные на реновацию, не забывая и про другие федеральные стройки, благо такой опыт у него имеется.