Свердловский криминальный мир — в ожидании перемен. С одной стороны, снято усиление, вводившееся силовиками на время президентской кампании и чемпионата мира по футболу. С другой стороны, общее ухудшение социально-экономической ситуации в стране ведет к постепенному ухудшению и криминальной обстановки (цифры на бумаге не всегда совпадают с реальным положением дел на улицах). С третьей стороны, серьезные кадровые перестановки в ГУ МВД РФ по Свердловской области, соответственно — некоторый период турбулентности в рядах силовиков.
На этом фоне вновь появились разговоры о том, кто сможет объединить отдельные криминальные кланы, став смотрящим за Свердловской областью. Совсем скоро в числе претендентов может оказаться опытный и обладающий серьезным авторитетом на севере Свердловской области вор в законе Каро (Короглы Мамедов).
После выхода Каро на волю регион может ожидать новый этап передела криминального мира. Тем более что вопрос о смотрящем за Свердловской областью до сих пор не закрыт. Последним свердловским смотрящим считался Тимур Мирзоев, или Тимур Свердловский, которого также называли племянником Аслана Усояна (Деда Хасана; расстрелян в январе 2013 года в Москве). После смерти Усояна Тимур некоторое время считался преемником его статуса лидера отечественного преступного мира. Однако спустя всего год, в январе 2014 года, Мирзоев умер от болезни в московской горбольнице №20.
Попытки стать смотрящими
Попыток занять условное кресло главы криминального мира региона предпринимались с тех пор не единожды. Так, весной — летом 2014 на севере области были замечены переговорщики от Андрея Ткаченко (Ткача), считавшегося смотрящим за Няганью (ХМАО). Миссия эта особого успеха не имела. В 2017 году Ткача взяли в Москве по подозрению в участии в крупном мошенничестве в составе организованной группы.
Еще одну попытку в 2014 году предпринял криминальный авторитет из Белоруссии Олег Герасимович (Муму). К тому моменту въезд на территорию России ему был уже запрещен.
Тем не менее, заручившись поддержкой ряда кавказских воров, Муму нелегально пересек границу и попытался начать переговоры о своем пришествии на Урал. Задержали законника в апреле 2014 года в кафе на трассе Екатеринбург — Каменск-Уральский сотрудники Управления по борьбе с оргпреступностью ГУ МВД РФ по Свердловской области при поддержке бойцов СОБРа. К этому моменту он уже успел провести сходки потенциальных сторонников в Каменске-Уральском и в Каслях (Челябинская область). Через суд свердловские силовики добились депортации Герасимовича.
Также многие делали ставку на вора в законе Автандила Кобешавидзе (Авто). В январе 2016 года он вышел из Исправительной колонии №6 строгого режима в Копейске (Челябинская область). В декабре 2006 года Железнодорожный районный суд в Екатеринбурге приговорил Кобешавидзе к 12 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Законник обвинялся в организации преступной группировки, которая занималась мошенничеством (статья 159 УК РФ) и грабежами (статья 161 УК РФ) на территории вещевого рынка «Таганский ряд».
Сразу после освобождения Авто пытался вернуться в Екатеринбург. Здесь у него жила семья, здесь у него имелось множество связей. Причем не только в воровском сообществе. Как вспоминают бывшие оперативники, в эпоху своего расцвета Авто обладал в столице Урала серьезными связями в силовых структурах города.
Так, у него были подвязки в руководстве РУВД Железнодорожного района и в прокуратуре Екатеринбурга. Через эти связи, например, Авто удалось замять дело о схроне с оружием его группировки. Его в ходе спецоперации оперативники нашли в доме на улице Тополевой в Чкаловском районе города. Судя по тому, что стены в подвале этого дома были буквально изрешечены пулями, там же это оружие и пристреливали.
Вернуться на свою прежнюю территорию обитания Авто не удалось. В Екатеринбурге его встретили все те же сотрудники УБОП УУР областного полицейского главка и провели профилактическую беседу. После этого Авто вернулся туда, откуда приехал — в Челябинскую область. Периодически его, конечно, видят в Екатеринбурге. В частности, в районе овощебазы №4. Но, судя по всему, в регионе 63-летний законник сейчас бывает лишь наездами.
Единственным, кому за последнее время хоть как-то удалось закрепиться на Среднем Урале, оказался вор в законе Гия Акоев (Гия Свердловский), считающийся внучатым племянником Деда Хасана. Он был задержан в Екатеринбурге 26 октября 2006 года по обвинению в разбое (часть 4 статьи 162 УК РФ).
3 июля 2008 года Ленинский районный суд Екатеринбурга приговорил авторитета к 11 годам колонии. Начал отбывать наказание Акоев в ИК-4 поселка Шерегеш Кемеровской области. Освободился он в августе 2017 года из ИК-3 в поселке Харп (Ямало-Ненецкий автономный округ). И сразу прилетел в уральскую столицу. Встречал его еще один представитель клана Акоевых — Леван Акоев, известный также как Лева — смотрящий за Екатеринбургом.
Клан покойного Усояна, к которому относят Акоевых, до сих пор сохраняет положение на Среднем Урале. Помимо Левы, к «дедовским» на Среднем Урале относят также хранителя свердловского воровского общака Солому (Владимира Соломенникова). Появление нового законника, который мог бы вновь усилить позиции клана, не могло осталось не замеченным свердловскими силовиками.
Буквально тут же после возвращения в Екатеринбург Гию задержали. Это случилось прямо во время сходки по поводу его возвращения, которая проходила в гостинице «Уралотель» на улице Хомякова в уральской столице.
Всех участников собрания тогда доставили в отдел полиции №9 (находится в соседнем здании) и «побеседовали». «Всех поставили на дактилоскопический учет, а после профилактической беседы отпустили», — уточнили тогда в пресс-службе ГУ МВД РФ по Свердловской области. В отличие от других законников, Гия город не покинул.
Выход Каро
Выход на свободу Каро вполне способен изменить сложившееся в криминальном мире региона положение дел. Во-первых, Каро считается оппонентом «дедовских».
В Нижнем Тагиле многим памятна история 2002 года, когда в город с ревизией нагрянул лично Аслан Усоян. Тогда он поставил Каро в вину недостачу половины «общака» — воровской черной кассы, с которой «прогревали» (обеспечивали всем необходимым) авторитетов, отбывающих наказание в колониях на севере области. «Общак» хранился в тот момент в кафе «Кораблик» на берегу Нижнетагильского пруда, и за его сохранность отвечал именно Каро. Недовольный выявленными проблемами, Усоян распорядился передать «общак» в ведение другого местного авторитета — Владимира Машинского. Машинского приготовились даже короновать. Но в ноябре 2002 года его расстреляли из автоматов в парикмахерской «Мария» на улице Вагоностроителей. Каро сохранил за собой контроль за Нижним Тагилом.
Снова вопрос «общака» подняли в 2004 году. В сентябре этого года в центре Екатеринбурга прошла большая сходка криминальных авторитетов, на которой лидер «уралмашевских» Александр Хабаров заявил:
«Говорю всем этим тварям и мразям — Тимуру (Мирзоев), Авто (Автандил Кобешавидзе), Гасаяну (Георгий Гасаян). Газарян хочет очередной виток разборок навязать нашему городу. Город сейчас стабильный. Понаехала всякая перхоть, распускает всякие слухи в отношении товарищей Трофы (Андрей Трофимов) и Каро (Кароглы Мамедов). Хочу, чтобы все понимали: есть два вора в законе — Трофа и Каро. Всех остальных в этом городе нет и не будет».
В декабре 2004 года Хабарова задержали по уголовному делу о принуждении руководства Банка24.ру к продаже 20% акций екатеринбургского предприятия «Стройпластполимер». Из СИЗО лидер ОПС «Уралмаш» уже не вышел. Утром 27 января 2005 года Александр Хабаров был найден мертвым в своей камере. Оставшиеся члены ОПС «Уралмаш» тогда предпочли уйти в тень, и вскоре союз фактически прекратил свое существование.
Каро задержали в мае 2011 года. В качестве повода для посадки авторитета стало заявление, поступившее от партнера Мамедова, с которым они на паях владели ОАО «Нижнетагильская база оптовой торговли», чеченца Саида Богатырева. Богатырев заявил, что Каро вымогал у него деньги и угрожал физической расправой. Окружение Каро тогда утверждало, что их лидер просто пытался получить с Богатырева свою часть доходов от совместного актива. Но во внимание это не приняли, и вскоре Каро задержали.
Само задержание, к слову, происходило при довольно странных обстоятельствах. Произошло это после переговоров с Богатыревым. При этом Каро до того сильно помяли, что он практически ослеп. Развивать эту тему не стали. Наоборот, в качестве доказательства серьезных преступных намерений Каро сожгли у здания тагильского ФСБ старый Mercedes Богатырева — якобы Каро таким образом отомстил обидчику и послал предупреждение бывшему партнеру. При этом никто в следствии, правда, не обратил внимание на то, что на этой машине сам Богатырев к тому времени уже давно не ездил и она была несколько раз продана.
В 2013 году Тагилстроевский райсуд Нижнего Тагила признал Каро по части 3 статьи 163 УК РФ («Вымогательство»). Ему дали 8 лет колонии. Часть срока он провел в ИК-47 Каменска-Уральского. Летом 2016 года Каро перевели в ИК-19 Тавды. В соответствии с приговором, выйти на свободу он должен 25 мая 2019 года. Считается, что, несмотря на годы в неволе, законник сохранил серьезный авторитет на севере Свердловской области. Там, где, собственно, располагаются основные зоны и, соответственно, находится основная питательная среда криминального мира. К тому же сам Каро, несмотря на солидный 59-летний возраст и жесткую историю его посадки, остался верен криминальным традициям и отсидит положенный срок от звонка до звонка.
На ситуацию с выходом Каро могут наложится перестановки в свердловском полицейском главке. Несколько последних лет архитектором системы безопасности от засилья оргпреступности на Среднем Урале являлся бывший начальник УБОП, ныне заместитель начальника Управления уголовного розыска ГУ МВД РФ по Свердловской области, полковник Константин Строганов. Сейчас он рассматривается на пост главы Управления собственной безопасности ГУ МВД РФ по Москве. Не исключено, что уже осенью силовик покинет регион. Также ходят разговоры о возможном переезде на новое место службы в Воронежскую область нынешнего начальника свердловской полиции, генерал-лейтенанта Михаила Бородина. Именно по приглашению Бородина Строганов в свое время перебрался на Урал. Как возможные кадровые перестановки повлияют на оперативную обстановку в регионе, вопрос пока открытый.