Иcтоcковавшиеcя по интересному отечественному кино, зрители в конце 1990-х с восторгом приняли сериал «Улицы разбитых фонарей», с его более популярным никнеймом «Менты». Персонажи шутили, пили водку, рассуждали о смысле жизни — зритель впервые увидел живых милиционеров со сложной судьбой и непростой личной жизнью. Но точно так же зритель увидел и то, как можно потерять идею уникальности и скатиться в штамповку…
В конце 1990-х годов российское население уже устало от ожидания свободного и лучшего общества, которое обещалось руководством страны, но все никак не наставало. Свобода многими понималась буквально. Все это наши девяностые с их диким капитализмом и разгулом преступности. В таких условиях продолжали работать уже не справлявшиеся с обязанностями государственные структуры, такие как милиция. В то же время страна за почти десять лет действительно изменилась, и многие люди задавались вопросом, что они получили.
Фильмы про милицию в нашей стране традиционно любимы. Но такие фильмы скорее эстетический компонент государства — такое создание государством своего положительного имиджа. «Место встречи изменить нельзя» или «Рожденная революцией» — непревзойденная классика советского милицейского кино. Но в 1990-е захлестнувшая кино коммерция отодвинула государственные ориентиры. На телевидении преобладали голливудские боевики разной степени качества. А отечественная киноиндустрия и вовсе находилась в плачевном состоянии.
Улицы разбитых фонарей
Режиссеры вспомнили о милиции лишь к концу 1990-х, видимо, почувствовав новые веяния. Люди уже подустали от западных боевиков и хотели чего-то своего и близкого, можно даже сказать, хотели чего-то уютного. К этому пониманию подошли и создатели «Ментов». Проект должен был быть подан как милиция, «рожденная девяностыми». Первые сезоны «Улиц разбитых фонарей» еще не сильно педалировали тему положительного образа милиции, хотя и не чернили ее — менты в сериале были честными.
Тем не менее это был скорее сериал — собрание городских легенд и баек из милицейского фольклора, а также элемент лирического раскрытия персонажей через освещение личной жизни главных героев. Ну и конечно, зритель впервые увидел, как милиционеры пьянствуют и занимаются любовью прямо на рабочем месте, хотя и не в этом достоинство «Ментов».
« Менты» стали одним из самых значимых массовых кинопродуктов своего времени. Они во многом создавали настроение городскими сценами из центра Петербурга, еще не отремонтированного к 300-летию. Зато в первых сериях зритель видит уже плохо знакомые молодому поколению ларьки, питерскую братву и просто гопников. Все это дополняется особенностями съемки и диалогами главных героев, а также серым депрессивным Петербургом, являющимся самостоятельным персонажем сериала.
Многим ценителям особенно нравится первый сезон с его почти арт-хаусной атмосферой. Режиссерами того сезона были, в частности, Александр Рогожкин и Владимир Бортко, который в титрах был указан под псевдонимом Ян Худокормов. Успеху во многом способствовал и автор сценария «Ментов» Андрей Кивинов, по произведениям которого и был снят сезон. Кивинов (настоящая фамилия Пименов) в прошлом сам работал в милиции. Опером.
Можно было обратить внимание на то, что характеры персонажей в первом сезоне менялись от серии к серии. Дело в том, что авторы в процессе съемок еще только выстраивали типажи героев. Кивинов в своих книгах писал про разных людей, тогда да как в сериале сделали сборную солянку. Некоторых героев в «Ментах» вообще добавлять не стали, раскидав их характеры и поступки по существующим второстепенным персонажам.
Мухомор из ментов
Вообще, зрителей в первых «Ментах» цепляли именно актеры и выстроенные ими персонажи. О них стоит поговорить подробней. Так, недалекий на первый взгляд начальник главных героев Петренко (он же Мухомор), в исполнении Юрия Кузнецова, был одним из зрительских любимчиков. Он выглядел слегка туповатым, но в то же время необъяснимо добрым, безуспешно пытавшимся бороться с алкоголизмом в своем отделе.
Мухомор умел чутко прислушиваться к мнению начальства и когда нужно подсказывать своим операм выход из сложных ситуаций (как, например, в серии «Чистые руки»). Однако при всем при этом он был несколько оторван от современного мира, хотя эту его тормознутость можно было бы объяснить возрастом и несоответствием советского воспитания суровым реалиям девяностых.
Капитан Казанцев
Другой интересный персонаж — капитан Казанцев, он же Казанова в исполнении Алексея Лыкова. В книгах Кивинова звался Константином. Из-за того, что в «Ментах» носил красный шарф, черный плащ и шляпу, внимательным зрителям напоминал персонажа фильма «Тень».
Поговаривали, что данный образ был намеренно взят создателями сериала из данного фильма с Апеком Болдуином в главной роли.
Уход Лыкова из проекта многих поклонников разочаровал. Что неудивительно — для сериала персонаж оказался настолько важным, что создатели придумали целую легенду про его командировку в Чечню, из которой он не вернулся.
Ларин и Дукалис
Персонаж Алексея Нилова в книгах Кивинова именовался Кирилл Андреевич. По сути, сам Кивинов и был прототипом для Ларина и писал этот образ во многом с себя. Ларин — самый интеллигентный и депрессивный милиционер в отделе, любящий принять на грудь и порассуждать на отвлеченные темы — в общем, настоящий петербуржец.
Многим запомнилось забавное альтер-эго героя в виде «агента Цыплакова» — механического петушка, который стучит клювом по поверхности, в то время как Ларин записывает его «показания». В конце пятого сезона вместе с Дукалисом трагически погиб при исполнении служебных обязанностей.
Собственно, Дукалис (Сергей Селин) — один из самых комичных персонажей сериала со сложной судьбой. Был русскоязычным латышом, родился и вырос в Риге, воевал в Афганистане. Затем работал в советском ОМОНе в Латвии, но после драматичных событий 1991 года Дукалису пришлось стать эмигрантом и переехать в Питер. Должность в отделе — таран, который выносит двери тем, кто их не открывает. Как и Мухомор, несколько туповат, за что над ним по-доброму любили подшутить коллеги. Иногда попадал в нелепые ситуации, например, когда в одном из ночных клубов был вынужден танцевать стриптиз.
Коммерческий сериал
Персонажи Михаила Трухина (Слава) и Александра Половцева (Соловец) в первых сезонах «Ментов» были второстепенны, но именно они впоследствии составили костяк сериала, который сохраняется до сих пор (вместе с Борей Чердынцевым). Практически с каждым последующим сезоном новые персонажи стали меняться с такой быстротой, что всех их уже трудно запомнить. При этом исчезновение предыдущих никак не объясняется.
Постепенно сериал стал банальным коммерческим продуктом. А реальность в лице евсюковых, коррупции и прочих неприятных инцидентов с милицией была нагляднее чем пропаганда нового образа милиционера. Это несоответствие оттолкнуло многих зрителей-интеллектуалов, которым полюбились именно первые «Менты».
Были и другие причины потери зрительских симпатий к «Ментам», среди которых обычно выделяют смерть основателя проекта Александра Капицы, ухода сценариста Анцрея Кивинова и старых полюбившихся актеров. Кроме того, один за другим стали выходить спин-оффы сериала — различные проекты-клоны с теми же актерами, как то «Убойная сила», «Опера. Хроники убойного отдела», «Литейный, 4».
Все это распылило идею, превратив уникальную авторскую вещь в попсовую банальщину.