Задержанный в Стамбуле по подозрению в шпионаже Александр Смирнов на самом деле является чеченским «авторитетом» Валидом Лурахмаевым.
Турецкие СМИ сообщили, что 8 апреля местная полиция задержала «предполагаемых шпионов» Юрия Анисимова и Александра Смирнова, которые «занимались разведывательной деятельностью». Однако повод для их ареста был другой. Анисимова и Смирнова подозревают в причастности к расстрелу Абдулвахида Эдильгериева — родственника одного из идеологов ваххабитов в Чечне — Мовлади Удугова, который работал системным администратором сайта боевиков «Кавказ-Центр» (Никулинским судом Москвы материалы сайта признаны экстремистскими).
Эдилегериев был убит в начале ноября 2015 года неподалеку от своего дома в Стамбуле. Киллеры открыли огонь по его автомобилю из пистолета. Скрылись злоумышленники на белой машине. В ходе расследования было установлено, что данный автомобиль был арендован гражданином России Александром Насыровым, который находился в Стамбуле с 11 по 16 сентября 2015 года. В этот же период времени он общался с Анисимовым и Смирновым, проживавшим в те же даты в в разных гостиницах Стамбула. 16 сентября они покинули Турцию, а вновь в эту страну прибыли 4 апреля 2016 года. Через четыре дня их арестовали.
Источник в правоохранительных органах сообщил, что, по предварительным данным, документами на фамилию Смирнов пользовался Валид Лурахмаев, который на самом деле никакой не шпион, а чеченский авторитет, разыскиваемый Россией за серию заказных убийств. «У нас были оперативные данные, что Валидол появлялся в Турции, но местные власти упорно отказывались с нами сотрудничать. И это несмотря на то, что одной из жертв группировки Лурахмаева стал бизнесмен Михаил Озирный, которого убили на территории Турции. И вот теперь родилась «сенсация»: преступного «авторитета», разыскиваемого Россией и Францией за убийства, Турция выдала за «шпиона», — рассказал собеседник агентства.
Решальщик от президента
По данным правоохранительных органов, Лурахмаев был одним из лидеров группировки «решальщиков», выдававших себя за сотрудников администрации президента и предлагавших бизнесменам должности за миллионы долларов. Потом некоторых жертв убивали. Лурахмаев отвечал в группировке за силовые операции. Для этого у него были соответствующие опыт и связи. В частности, в свое время он был близко знаком с командиром чеченского спецотряда «Горец» Мовлади Байсаровым. Байсаров в 2006 году был вынужден покинуть Чечню, поскольку у него не сложились отношения с местным руководством. Мовлади остался жить в Москве, а в родной республике на него возбудили несколько уголовных дел.
По данным спецслужб, 18 ноября 2006 года близкий приятель Байсарова Лурахмаев назначил ему встречу, они поговорили друг с другом. А потом на Ленинском проспекте в Москве Мовлади подкараулили бойцы УБОП МВД Чечни, а также люди из окружения Рамзана Кадырова. По Байсарову открыли шквальный огонь, он получил 11 ранений, от которых скончался. Официально же было объявлено, что его застрели при попытке оказать вооруженное сопротивление.
По данным СК РФ, в 2011 году на набережной Тараса Шевченко в Москве один из участников группировки «решальщиков» Султан Сигаури встретился со своим знакомым Ахмадом Хамидовым. Последний, по версии СК, являлся лидером группировки «решальщиков», выдававших себя за чиновников Кремля. Хамидов сообщил Сигаури, что ему нужно найти человека, способного «разобраться» с двумя людьми, с которыми у него возникли финансовые разногласия.
После этого Султан пообщался с другим своим знакомым — чеченским «авторитетом» Валидом Лурахмаевым (Валидол), который согласился взяться за эту работу. Сигаури организовал встречу Лурахмаева и Хамидова. Она состоялась на парковке у магазина «Весна» на Новом Арбате.
Как полагают в Следственном комитете, во время этой беседы Хамидов предложил Валидолу устранить за вознаграждение двух человек. Первой потенциальной жертвой был владелец «Саратовстройстекла» Михаил Ланин. Он лично знал Хамидова и передал последнему и его сообщникам больше 200 млн рублей под обещания назначить Ланина и его сына на различные должности: вначале речь шла о местах в Центральном аппарате МВД (Михаил ранее работал в ОБХСС), потом — в «Олимпстрое».
Также Ланин свел Хамидова со своим знакомым, который под предложение назначить его на высокий пост положил в ячейку «Судостроительного банка» в Москве 2 млн евро и 38,5 млн рублей, однако деньги оказались украдены. Ланин, заподозрив, что Хамидов и его друзья-«чиновники Кремля» являются мошенниками, стал требовать возврата всех переданных средств.
Валидол во время встречи на Новом Арбате без всяких проблем согласился выполнить работу по устранению Ланина, сразу предложив осуществить убийство за пределами России.
Авторитет боялся Конго
Второй потенциальной жертвой, названной Хамидовым, был Михаил Озирный. Он являлся давним приятелем другого предполагаемого лидера группировки «решальщиков» — Михаила Коряка, в свое время был посредником при передаче бизнесменом из Башкирии «чиновникам» 4,5 млн евро под обещание должности вице-президента ОАО «Транснефть».
Причина, по которой решили разобраться с Озирным, до конца не ясна. Сам Хамидов говорил подельникам, будто бы Михаил «прикарманил» почти всю сумму в 4,5 млн евро, за что его следует «наказать». Однако следователи не исключают, что Озирного хотели устранить как ненужного свидетеля, знавшего настоящие имена и фамилии «решальщиков». Примечательно, что Озирный почувствовал опасность и покинул Россию. Он уехал в Африку, где владел участками по добыче драгкамней и металлов. Сначала он находился в Мали, потом перебрался в Конго.
Когда Валидол узнал от Хамидова, что с одной из жертв надо разобраться в Конго, он наотрез отказался туда ехать. «Я сам оттуда не вернусь: либо закопают, либо рабом сделают», — заявил авторитет. Поэтому для начала «сговорились» на устранении одного Ланина.
Позже все участники переговоров встретились у кинотеатра «Стрела», где Хамидов передал Лурахмаеву пакет со 100 тыс. евро, из которых последний отдал Сигаури за посреднические услуги 10 тыс. евро. Позже выяснилось, что это не весь гонорар за убийство Ланина: 100 тыс. евро Валидол предложил только исполнителям — обосновавшимся неподалеку от Ниццы уроженцам Чечни.
Сам Лурахмаев стал постоянно летать во Францию. Когда в этой стране все было готово к преступлению, к делу, по данным СК, подключился Хамидов. Он сообщил Ланину, что чиновник из Кремля, которому будто бы ушли 200 млн рублей, готов переписать на Михаила коттедж около Ниццы.
В марте 2011 года личный водитель Хамидова привез Ланину и его гражданской супруге Елене Православновой билеты на самолет в Ниццу. Во время поездки они должны были осмотреть коттедж чиновника. Мужчину и женщину встретили в аэропорту во Франции несколько выходцев из Чечни, посадили в автомобиль и повезли в местечко Виллепинте. Когда они оказались на небольшой тупиковой улочке, один из злоумышленников из мелкокалиберного пистолета выстрелил в головы Ланину и Православновой. Бизнесмен погиб на месте. Женщине повезло больше — пуля не пробила череп, пострадавшая лишь потеряла сознание. А преступник, решив, что вторая жертва тоже погибла, спокойно уехал вместе с сообщником.
Придя в себя, Православнова сумела описать нападавших. По этим данным полицейские задержали выходцев из Чечни Язида Арсалиева и Руслана Берсанова, которые вместе с родителями переехали во Францию еще в 10-летнем возрасте. Сейчас над ними идет судебное следствие.
По данным СК, далее Валидол и Хамилдов разработали целую операцию по выманиваю Озирного из Африки. Сыграли на том, что перед отъездом из РФ он пытался занять какой-либо пост в «Газпроме» и заплатил за это немало денег. В 2011 году с Озирным связался знакомый и сообщил, что вопрос о назначении на высокую должность в госкорпорации практически решен. Однако либо глава «Газпрома» Алексей Миллер, либо кто-то из его заместителей хотели бы лично пообщаться с Озирным. Причем намерены сделать это в Турции, где осуществляется ряд совместных крупных проектов и подписываются различные контракты.
Озирный «клюнул» на уловку. Транзитом через ОАЭ он прилетел в Турцию. Там его встретили люди Валидола и пообещали отвезти в некую резиденцию, где его ожидают представители «Газпрома». Бизнесмена доставили в горную местность, застрелили, а голову и руки трупа облили кислотой. Опознан он был по дорогим часам и нательному крестику, позже экспертиза на ДНК подтвердила то, что обнаруженное тело принадлежит Озирному.
В 2012 году Лурахмаев был объявлен Россией в международный розыск.
При обыске квартиры Валида Лурахмаева следователи нашли немало интересного. Так, неожиданно у Лурахмаева обнаружилось увесистое досье на бизнесмена Александра Перепеличного. Из него следовало, что «авторитет» интересовался местом проживания Перепеличного в Англии, активно собирал о нем информацию. Возникли подозрения, что этот бизнесмен может стать очередной жертвой Лурахмаева. Незадолго до смерти Перепеличный связался из Англии с российскими силовиками и изъявил желание предоставить информацию. Согласно его рассказу, он помогал различным российским бизнесменам переводить деньги на Запад и выгодно их там вкладывать. Среди клиентов были и чиновники, с которыми его знакомил близкий родственник, долгое время работавший на Старой площади. По уверению Перепеличного, этот родственник участвовал в бизнесе «решальщиков», поддерживал с ними отношения; именно он и мог «заказать» его устранение.
Тело Перепеличного было обнаружено неподалеку от арендованного им дома в графстве Суррей 17 ноября 2012 года. Бизнесмен умер во время утренней пробежки. Вскрытие выявило наличие в его организме следов редкого ядовитого растения.
Французские власти активно сотрудничали с РФ в рамках данного расследования и передали российским правоохранительным органам все материалы по убийству Ланина. Французской стороной Лурахмаев также был объявлен в международный розыск. Турция на протяжении последних лет игнорировала абсолютно все запросы из России относительно убийства Озирного и сотрудничать отказывалась.