Человеческая психология – одна из самых загадочных вещей на свете. Считается, что мотивы, движущие преступником, зиждутся на жадности, лени, зависти, злобе. Трудно поддаются объяснению случаи, когда на скользкий путь встают вполне обеспеченные люди, тем более, по долгу службы призванные противостоять преступности. Психиатрам очень хорошо известно явление, которому они присвоили специальный термин «индукционный психоз».
Вкратце он заключается в следующем. Человек ежедневно сталкивающийся, например, с отклонениями от общепринятых норм поведения постепенно утрачивает заложенные внутри него этические границы дозволенного. Сами врачи, вынужденные лечить своих буйных или тихих пациентов, но с обязательными странностями, со временем могут стать подобными им, насмотревшись или вдоволь наобщавшись с психами.
Это лишь одна версия объяснения частых случаев перехода в ряд закоренелых преступников сотрудников правоохранительных органов, которые с какого-то момента начинают активно воровать сами. Другой вариант основывается на истинно российской, укоренившейся во многих поколениях привычке любого получившего мало-мальскую власть, пользоваться подвернувшимися возможностями и выпавшими на него властными привилегиями на полную катушку. Начальник на российской почве легко превращается в сатрапа, самодура, а зачастую в обыкновенного вора.
Александр Никитин
Александр Никитин после окончания юридического факультета Томского государственного университета вернулся в свой родной Новосибирск. Немного поработав служащим в райисполкоме, он твердо решил надеть на себя форму с погонами. Первой должностью в милиции стало тривиальное место оперуполномоченного ОБХСС в Центральном районе Новосибирска. Уже тогда молодой опер познакомился на практике и научился выявлять многочисленные способы хищения государственных средств при ведении хозяйственной деятельности. Тем более странными кажутся его поступки, когда через три десятка лет на погонах у него засияла мохнатая генеральская звезда, а из собственного опыта расследования хищений генерал МВД мог написать неплохой учебник. Мания величия или чувство безнаказанности перебороли здравый смысл и страх перед неминуемостью наказания за преступление. А может быть этого страха уже не было? Может раньше генерал-майор Никитин уже успешно попробовал сладкий запретный плод?
Следующим направлением его работы стала борьба с коррупцией, причем, ему, еще тогда молодому офицеру, поручались особо важные, ответственные и сложные дела. Начальником он стал в 2000 году, возглавив отдел по борьбе с преступными сообществами, где лично занимался межрегиональными связями криминальных группировок в Западно-Сибирском регионе. В итоге, его работа была признана вполне успешной. Александр Никитин получил звание «Почетного сотрудника МВД», а к нему «Орден почета» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством 2-ой степени». В 46 лет Никитин стал генерал-майором, а еще через 2 года получил важное назначение на пост главы Управления МВД по Ивановской области. В марте 2013 года он прибыл в «город невест», не предполагая, что смена Западной Сибири на центральное Нечерноземье станет для него фатально несчастливой.
Беда ждала нового начальника не в оперативной деятельности, а на непрофильном для него строительном поприще. Дело в том, что за 5 лет до его назначения дотла сгорело старое здание управления областного МВД. Не потушенный окурок практически сделал сотрудников центрального аппарата бездомными. В 2010 году в Иванове началась грандиозное по своим масштабам строительство современного здания штаба борцов с преступностью. Никитину предстояло завершить эту работу и лично перерезать традиционную ленточку перед входом в здание после окончания строительства. Но торжественного мероприятия с его участием не случилось. Вместо этого генерал-майора ждал арест, столичное СИЗО «Лефортово» и, наконец, Фрунзенский районный суд города Москвы.
Фатальное строительство в МВД
Решение всех вопросов по новому зданию было возложена на начальника отдела капитального строительства УМВД Александра Шеенкова. На заключительной фазе стройки выяснилось, что заказчик и подрядчик не вписались в утвержденную смету и им требуется дополнительное финансирование, причем довольно значительное. Этот факт насторожил управление собственной безопасности и контрольно-ревизионное управление МВД. В работе специально созданной комиссии приняли участие следователи прокуратуры и ФСБ. Их выводы были неутешительны. Они обнаружили факты подлога документов Александром Шеенковым, согласно которым подрядчик получил около 122 млн рублей за фактически невыполненную, но принятую на бумаге без замечаний работу. Кроме того, проверяющих шокировала шикарная мебель в будущем кабинете областного начальника МВД, фрески на стенах и привлечение для разработки индивидуального дизайнерского проекта отделки помещений специализирующейся на этом виде деятельности дорогостоящей фирмы.
Вместе с тем, без должного финансирования остались такие важные для подобных зданий системы защиты и информационной безопасности. Первоначально, генерал Никитин фигурировал в расследовании, как свидетель. Но по ходу работы следственной группы к нему накопилась масса вопросов. Неожиданно заговорил его подчиненный Шеенков. Он показал, что все совершенное им было сделано не только с ведома, а по прямому личному указанию начальника управления. Следователи стали внимательно искать следы очень вероятного в подобных ситуациях «отката».
Никитин был снят с должности, прослужив на ней менее 2-х лет, арестован и этапирован в столицу. Почти 2 года следствия бывший начальник управления упорно отрицал все факты и свою причастность к растратам. Используя богатство русского языка, он утверждал, что Шеенков путает его пожелания с приказами. Все работы, согласно мнения Никитина, были исполнены в полном соответствии с проектной документацией, показавшиеся комиссии роскошь и излишества были продиктованы искренней заботой о личном составе, а на самом деле закупленная кабинетная мебель является дешевой имитацией эксклюзивных вариантов.
«Откат» неизвестен
Причину «наезда» со стороны своих бывших сослуживцев Александр Никитин объяснил очень просто. В свое время он познакомился с другим скандальным полицейским – генералом Денисом Сугробовым и в противовес формируемому в рядах МВД обвинительному общественному мнению публично выразил сомнение в его виновности, став «белой» вороной в рядах генералитета.
Месть пришла в виде полностью сфабрикованного дела, базирующегося на показаниях одного лишь свидетеля. Справедливости ради стоит отметить, что на суде первоначально заявленная сумма растраты в солидные 219 млн рублей «усохла» больше, чем в 2 раза – до 91 млн рублей. На процессе не было даже попыток попытаться доказать личную заинтересованность генерал-майора Никитина и факты получения им «откатных» денег. Он был осужден по статье о злоупотреблении служебным положением, выразившемся в нарушении условий Государственного контракта, приведшим к растрате финансовых средств. Суд, взвесив все представленные сторонами аргументы, назначил генералу Никитину 3 года колонии общего режима с последующим запретом занимать должности на государственной службе в течении 1 года.
Первоначально прокурор запрашивал для обвиняемого 10 лет. Александр Шеенков отделался условным сроком. Суд учел его деятельное раскаяние и активное сотрудничество со следствием. Общественность, внимательно следившая за судебными разбирательствами, уяснила, что дипломированные юристы и профессиональные служители закона, на скамье подсудимых ведут себя также, как рядовые уличные хулиганы или карманные воришки, старающиеся любой ценой, топя показаниями своих бывших подельников, получить хоть какое-нибудь снисхождение. Карьеру генерал- майора Александра Никитина можно считать законченной. Слабым утешением для него может служить факт, что практически весь свой срок он отсидел в довольно комфортном по меркам российской пенитенциарной системы «Лефортово». Возможно, в памяти Никитина остались приятные воспоминания о былом величии и всевластии. А еще может что-то все- таки спрятано « в чулке»?