За два месяца пребывания в СИЗО глава Серпуховского района Александр Шестун успел сделать гораздо больше, чем работающие по его делу следователи. Попытки зарегистрироваться кандидатом на выборах главы Серпуховского района, интервью, обращение к президенту, голодовка — вот неполный список дел арестанта Шестуна. Но главное, он умудряется прямо из СИЗО «Лефортово» продавать имущество, которым еще не успели заинтересоваться правоохранительные органы.
«Уникальный в своем роде объект» — так без ложной скромности описывается деревянный коттедж, возвышающийся на берегу Оки в подмосковной деревне Прилуки. Далее следует ряд цифр, призванных подтвердить сказанное: участок в 3,17 га вместил в себя не только особняк площадью 975 кв. м, но и гостевой дом, дома для прислуги и охраны, баню с сауной и хамамом, теннисный корт, три вертолетные площадки и даже собственный причал. Все это великолепие предлагается купить за каких-нибудь 380 млн рублей.
Автор предложения себя не называет, но говорит от первого лица. Местная пресса уверяет, что это не кто иной, как глава Серпуховского района Александр Шестун, находящийся под следствием за превышение должностных полномочий. «Преступная Россия» решила разобраться, как можно избавиться от сомнительного имущества прямо в стенах «Лефортово» и чем в это время заняты следователи, работающие по делу Шестуна.
Деревянная усадьба в Прилуках формально принадлежит компании «Винтер» и числится базой отдыха «Медвежья берлога». Может быть, директор ООО «Винтер» Сергей Самсонов в сердцах пишет объявления от первого лица? Не пошел бизнес, вот и расстроился человек. Да и как ему, бизнесу, идти, если о базе отдыха в серпуховских Прилуках никто не слышал? Зато известны другие обстоятельства, превращающие якобы туристический комплекс в действительно уникальный объект буквально почти государственного значения. Одно из этих обстоятельств — обитатели «Медвежьей берлоги», которыми были члены дружной семьи главы Серпуховского района Александра Шестуна. Шестуны проводили в Прилуках так много времени, что на туристов явно не походили, больше смахивая на полноправных хозяев.
Искренне хочется верить, что местные жители просто обознались. Тем более, что в единственной декларации Александра Шестуна за 2017 год указан совершенно другой дом площадью 460 кв.м в поселке Большевик. Собственно в нем Шестуна и арестовали 13 июня.
Однако перепутать Александра Шестуна с кем-то другим для обитателей окрестных деревень было бы непросто. Он большой любитель постоять перед объективами фото- и видеокамер. За 15 лет изображения главы администрации Серпуховского района так примелькались серпуховичам, что набросать портрет Шестуна не сможет только безрукий. Да и с дорогами вблизи Прилук начали происходить удивительные вещи.
Сначала между деревнями Турово и Прилуки вдруг появился асфальт — верная примета того, что через них лежит путь власть имущих дачников. Но пока две счастливые деревни радовались асфальту, дорожное покрытие исчезло с федеральной трассы между деревней Прилуки и Малюшиной дачей. Вместе с асфальтом исчез и участок дороги как таковой — его заботливо перекопали активисты организации «Местные», называющие себя политическими экологами.
На перекопанной дороге связь между политикой и экологией видна наиболее отчетливо: участок федеральной трассы проходит мимо Прилук и постоянный автотрафик заглушает соловьев, дроздов и прочих птах. Особенно тех, что догадались свить гнезда в «Медвежьей берлоге».
Дорога Серпухов-Ступино
Достижения «Местных» экологов вскоре упрочили местные депутаты, приняв в 2008 году решение «О запрещении транзитного (сквозного) проезда автотранспортных средств через деревню Прилуки». Слуги народа объяснили свое, с позволения сказать, законотворчество заботой о Приокско-Террасном заповеднике — том самом, в котором любит поохотиться на зубров серпуховский «авторитет» Граф. Но выхлопные газы проезжающих машин, разумеется, вредят зубрам больше. Отдельные СМИ так и объясняли массовую гибель краснокнижных животных — они отравились. Хорошо, депутаты серпуховские не дремлют, сразу нашли источник отравления. Даже экспертиз не понадобилось. Тут бы и отбросить всякую конспирологию, возрадовавшись спасению зубров, но заговорщики сами себя выдают на каждом шагу.
Разрушение дороги, по прямой соединяющей Серпухов и Ступино, не могло остаться незамеченным. Сотням людей приходится попадать на работу, делая крюк в 100 км. В деревнях Прилуки и Малюшина дача после экологических новаций закрылись два детских лагеря. Теперь «Медвежью берлогу» не тревожит ни рев двигателей, ни детские голоса. Пока отдельные жители Серпуховского района безуспешно пытались отстоять в суде разрушенную дорогу, произошло еще одно удивительное событие. Выяснилось, что дорога никуда не делась, по ней даже можно проехать, но не всем.
Агрокомплекс «Туровский», возникший на базе одноименного совхоза в селе Турово Серпуховского района, предлагает всем желающим не вполне аграрную услугу — платный проезд по той самой дороге через Прилуки и Приокско-Террасный заповедник. Разовый проезд стоит 300 рублей, но есть и годовой абонемент стоимостью 5 тыс. рублей. Каким образом агрокомплекс прикупил участок дороги, с правами на который не смог толком разобраться даже суд, непонятно. Ясно только, что без Александра Шестуна здесь не обошлось.
Директором агрокомплекса «Туровский» выступает Александр Шаковец. Помимо управления государственным предприятием, есть у Шаковца и частный бизнес. Он создал компанию «Витязь», совладельцем которой является уже знакомый нам Сергей Самсонов, не сумевший привлечь в «Медвежью берлогу» ни одного туриста. Мало того, неэффективный директор Самсонов умудрился возглавить еще и ООО «Центр». Тот самый, что фигурирует в деле Александра Шестуна о превышении должностных полномочий. Что ж, мы до конца пытались верить в непричастность Шестуна к «Медвежьей берлоге», но все говорит об обратном. Выходит, принципиально голодая в «Лефортово», Александр Шестун между делом распродает имущество, происхождение которого не хотел бы объяснять. Чем же тогда заняты следователи, не проявившие должного внимания к продаже усадьбы?
Жилищно-криминальное хозяйство
C одной стороны, у следственной группы под руководством полковника Романа Видюкова непочатый край работы. В настоящий момент ей изучаются многочисленные эпизоды разбазаривания земель, находившихся в муниципальной и даже в федеральной собственности. Среди них фигурируют участки в городском бору, принадлежащие матери Шестуна Зое Семеновой, а также незаконная продажа 2,4 га федеральной земли вблизи деревни Дракино компании «Кругосвет». Последнее заслуживает особого внимания. «Кругосвет» фактически управляет известным далеко за пределами Серпуховского района развлекательным «Парком Дракино». Истинным хозяином «Парка Дракино» называют Александра Шестуна. Номинальное владение он доверил старому другу, депутату Серпуховского районного совета депутатов Борису Криводубскому. Его жена, к слову, присутствует среди учредителей ООО «Центр» из дела Шестуна.
Борис Криводубский — номинальный владелец не только всей цепочки фирм, связанных с «Парком Дракино», но и скромной компании «Редакция Газеты Ока-Информ». В этой редакции трудятся сразу над двумя газетами с удивительно похожими названиями — собственно «Ока-Информ» и «Ока-Инфо». Первая газета является официальным органом печати администрации Серпуховского района. Здесь печатается вся информация, обязательная к обнародованию, включая данные о предстоящих земельных аукционах. Вероятно, поэтому «Оку-Информ» в Серпухове найти труднее, чем раритетные букинистические издания. Вместо нее газетные киоски завалены свежими выпусками «Ока-Инфо», которую называют карманным СМИ Александра Шестуна за особую любовь к главе района. Газеты-клоны — оригинальная придумка команды Шестуна, благодаря которой огромные гектары земли без шума и пыли уходят в нужные руки.
Заинтересовались следователи и тем, как много лет лихорадит ЖКХ Серпуховского района. Если глава района в последние 15 лет оставался бессменным, то управляющие компании в сфере ЖКХ менялись с завидной регулярностью. Все они были муниципальными, исправно собирали платежи за коммунальные услуги с жителей района, и тут в судьбе управляющих компаний произошел роковой случай. По неизвестным причинам они не платили эти деньги поставщикам услуг, а стремительно банкротились.
Всего таких компаний было семь, директором пяти из них был Евгений Барарушкин, которого Шестун лично защищал в суде пять лет назад. Параллельно с банкротствами у района накапливались долги по платежам, которые при лояльном к Шестуну губернаторе Борисе Громове безропотно оплачивала область.
Среди такого многообразия преступных схем, кажется, легко упустить из виду продажу Шестуном оформленной на подставную фирму усадьбы в Прилуках. Но так ли много работы у следствия на самом деле? Суд над Евгением Барарушкиным проходил в 2013 году при широкой огласке в СМИ. Писали о странных банкротствах УК в Серпуховском районе и позднее. На существование газет-клонов и их роль в продаже земли нужным людям обратила внимание программа «Человек и закон» в 2009 году. О махинациях с землей, ставших повальной практикой в администрации Шестуна, местные активисты кричат с конца нулевых, и все, чем в действительности занято следствие, — обзор доказательств, собранных чужими руками.
Шестун защищает Барарушкина в суде
После этого версия самого Шестуна о политическом заказе выглядит не такой уж надуманной. Вполне вероятно, что после выборов главы района, от которых Шестуна теперь уже окончательно отстранили, его дело спустят на тормозах, вернув Шестуну то немногое, что успели арестовать. Бывший глава сможет заниматься бизнесом на незаконно занимаемой земле «Парка Дракино», снимать клипы и даже выпускать газету в умирающем жанре политического юмора. Уж слишком смешно звучит «Шестун против коррупции».