Отечественная киноиндустрия заметно подросла за последние десять-пятнадцать лет. Это касается и качества сценариев, и игры актеров, и чисто технических данных фильмов. Учитывая, что запрос отечественной аудитории на криминальные сюжеты попрежнему высок, хороший качественный детектив, снятый в знакомых местах, всегда востребован.
В этот раз мы хотели бы обратиться к полюбившемуся многими телевизионному многосерийному фильму «Ликвидация» режиссера Сергея Урсуляка, который заслуженно стал новым любимым детективом. В этом фильме, безусловно, есть перекличка с другим хитом — «Местом встречи изменить нельзя». То же послевоенное время с разгулом бандитизма. И похожие главные герои — брутальные и харизматичные сыщики УГРП Жеглов и Гоцман.
Одесса — это особенное место, а Одесса-мама — особое прозвище. Мишка Япончик, Сонька Золотая Ручка, «Черная кошка» — вот лишь некоторые криминальные одесские знаменитости. А еще сюжет песни «Мурка» также разворачивается в Одессе. Портовый город с крупным рынком («Привоз»), близость заграницы, смешение русского, украинского и еврейского национальных колоритов — все это Одесса. И конечно, известный всем неподражаемый одесский юмор. Такой детектив вперемешку с анекдотам, наверное, возможен только в Одессе.
Еще это хорошее место для съемок фильмов про Одессу. Многие улочки и дома, не ремонтировавшиеся десятилетиями, сохранили свой первозданный вид. Сергей Урсуляк вспоминает: «Изнутри Одесса настолько обшарпанная, что компьютером мы пользовались только в крайних случаях». В отдельных случаях стеклопакетные окна и решетки декораторы сериала прикрывали бутафорскими ставнями, а газовые трубы маскировали диким виноградником.
Но, в основном, городская натура естественная. Именно здесь снимали «Ликвидацию». Только одесский железнодорожный вокзал, куда приезжает Жуков и откуда уезжает Утесов, снимали в Николаеве. Оказалось, что в Одессе вокзал настолько благоустроен, что для картины он совсем не подходил.
Гоцман «жил» на Молдаванке
Телесериал, снятый в приглушенных цветовых тонах, очень живо и естественно передает стилистику послевоенного времени. Ведь ночная Одесса после войны — это время, когда преступность вступает здесь в свои права безраздельно. Интересно, что даже характерный одесский диалект создатели «Ликвидации» попытались передать. Как говорит ученый секретарь Одесского литературного музея Елена Каракина, одесский язык — это морфологический, синтаксический и интонационный синтез плюс запас слов из разных языков: греческого, польского, украинского и в изобилии идиша.
Специально для фильма был приглашен лингвист, который ставил актерам своеобразный местный говор. А сценарист сериала Алексей Поярков, желая прочувствовать город, несколько месяцев готовился к съемкам: ходил по музеям, ездил в общественном транспорте и просто общался с местными жителями. Конечно, «одесский» язык для фильма был упрощен, иначе зрителю его вообще можно было не понять. Но что важно — фильм понравился одесситам.
Предприимчивые гиды даже стали организовывать экскурсии по местам съемок сериала, а дом главного героя — начальника Одесского УГРО Давида Гоцмана — стал местом настоящего паломничества поклонников картины. И это не декорация. Дом на Моллаванке, как будто сляпанный из чего попало, настоящий и выглядит так же, как в фильме.
Колорит Одессы съемочная группа прочувствовала и на себе. Режиссер Сергей Урсуляк вспоминает случай кражи инвентаря: «Это случилось, когда мы освобождали от вещей квартиру Марка. Это был не павильон, а настоящая квартира, и хозяин собирался делать там ремонт. Огромную металлическую кровать по причине ее неподъемности вниз несли 18 человек. Поднялись наверх за другими вещами, спустились и увидели, что кровати уже нет. Но никто из местных жителей понятия не имеет, куда она делась. Так мы ее и не нашли.
Позже нам сказали, что вещи из цветного металла ни на минуту нельзя оставлятъ без присмотра». Картина маслом, в общем. Фраза Гоцмана, сквозная в фильме. А как еще доходчивей объяснить и все хорошее и все плохое?
Прототип Гоцмана
Кстати, в 2010 году на первом Одесском кинофестивале исполнителя роли Гоцмана Владимира Машкова наградили грамотой от МВД и знаком «Почетный работник МВД Украины». Были же времена еще недавно. Сейчас российский актер вряд ли получит на Украине подобную награду. Сергею Урсуляку Машкова на роль Гоцмана предложили продюсеры, и их выбор сначала показался неожиданным.
Но режиссер не пожалел. Машков очень старался вжиться в роль. Специально для съемок в «Ликвидации» он брал «консультации» у настоящих одесских авторитетов, перенимая специфический жаргон и манеру общения. И почти все трюки Машков выполнял сам, включая сцену, когда они с персонажем Михаила Пореченкова падают с высоты на землю.
Гоцман действительно получился интересным, «вкусным». После съемок, конечно же, журналисты и фанаты сериала стали искать его реальный прототип. Таковой действительно был, Давид Михайлович Курлянд, который после службы в армии пришел работать в Одесский уголовный розыск и в послевоенное время дослужился до замначальника Одесского УГРО. Его личный дневник послужил основой для сюжета «Ликвидации».
Но режиссер Урсуляк подчеркивал, что создателям было важно показать не прототипа, а такой собирательный образ настоящего одессита, да еще и сыщика. Вообще, режиссер не
раз отмечал, что «Ликвидация» — это не документальная лента и не биографическое кино, а художественный фильм. Поэтому создатели в некоторых случаях для пущего эффекта намеренно допускали ляпы, которые так любят подмечать внимательные зрители.
Например, в фильме ездит машина 1952 года‚ а также упоминаются фильмы 1947 года‚ хотя весь сюжет происходит в 1946 году. Еще «лесных братьев» (как, собственно, и лесов) в Одессе и вокруг нее никогда не было, а знаменитая песня Леонида Утесова «У Черного моря» написана в 1951 году. Но эти сцены и намеренные ляпы, по словам создателей, задавали
дополнительный антураж для картины и были аутентичны ее времени.
Фима полужид
А вот роль друга Гоцмана — бывшего карманника Фимы-полужида предназначалась покойному Андрею Краско. Собственно, актер умер именно на съемках «Ликвидации». Не выдержало сердце. Причем практически все сцены с ним уже были отсняты. Урсуляк и продюсеры буквально за несколько часов решали, стоит ли искать нового актера или нужно вообще свернуть съемки. С выбором помогли продюсеры картины.
На роль Фимы быстро согласился Сергей Маковецкий (сам, кстати, киевлянин), которому жена-одесситка очень помогала вживаться в роль. В итоге отснятые сцены с Краско пересняли. Фима стал одним из главных любимцев зрителей. И они были крайне возмущены, что его так быстро убили. Рассказывают, пришло немало писем с требованиями «воскресить» Фиму в следующих сериях.
Почему Фима так полюбился? Может, потому что он получился самым-самым «одесским» персонажем. Человек с тяжелейшей судьбой, который на все смотрит с доброй иронией.
Операция Маскарад в Одессе
Одна из ключевых сюжетных линий фильма — назначение маршала Победы Георгия Константиновича Жукова командующим Одесским округом и его дальнейшее противостояние криминальным элементам Одессы. Здесь важна предыстория, которую создатели «Ликвидации» опускают. Авторитет Жукова после Великой Отечественной неоспорим как для войск, так и для населения страны в целом. Для многих он де-факто второй человек в стране. И, конечно, Сталин понимал, что, как и с давних времен, авторитетных полководцев
лучше держать подальше от «тела».
Незадолго до назначения в Одессу Жукова МГБ арестовывает друга маршала — главкома ВВС маршала Новикова. Тот дает показания против маршала Победы, свидетельствуя о том, что Жуков превозносил свою роль в победе над Германией, преуменьшая при этом роль Верховного главнокомандующего. Тем не менее за Жукова заступаются другие маршалы и генералы, его не арестовывают и не расстреливают. Но Сталин настаивает на том, что Жуков должен покинуть Москву на какое-то время.
Поэтому он снимает Жукова с поста Главнокомандующего сухопутными войсками, и назначает маршала на пост командующего округом в Одессу, что, по сути, становится для того ссылкой. Прибыв в Одессу, Жуков, очевидно, не понимает до конца особенности одесской жизни, где слухам верят больше, чем официальным сообщениям, а многие вопросы решаются по знакомству. Вот и наведение порядка непосредственно Жуковым путем расстрела бандитов переодетыми в гражданское фронтовиками отчасти является мифом, выросшим из слухов.
В открытом доступе нет прямых распоряжений о проведении операции «Маскарад», как это показано в фильме. Нет каких-либо свидетельских показаний которые точно бы подтвердили проведение такой операции. Да и сам Жуков своих мемуарах о «Маскараде» не упоминает. Тем не менее одесситы «слышали» о такой операции. Может быть это выдача желаемого за действительное. Люди и партйные органы в Одессе мечтали о том, чтобы кто-то навел у них порядок, настолько сильно там распоясалась преступность после войны. Но руки были связаны, просто так без суда расстреливать уголовников, как в 1920-1930, было нельзя. В конце концов, это незаконно.
Возможно, источником слухов стал сам Жуков, который уже в преклонных годах рассказывал в частных беседах, как за одну ночь в Одессе он ликвидировал всех главарей преступных банд, о чем, однако, больше ни в каких официальных документах не упоминал.
Точно известно, что начальник одного из отделов милиции предложил вооружить колхозников в Одесской области наподобие партизан. Он раздал оружие председателям колхозов и бригадирам. Эти слухи дошли до бандитов, и в сельских районах преступность резко пошла на спад. В самой Одессе увеличиваются облавы и обыски всех злачных мест. Но вскоре борьба с ОПГ начинается уже на государственном уровне по личному распоряжению Сталина. Органам МВД дано право решать судьбу преступников минуя суд. Города патрулируют вооруженные военные и милиция, значительно пополненная демобилизовавшимися фронтовиками. Всех педозрительных задерживают, сопротивляющихся расстреливают на месте.
Становятся популярными и провокации, схожие с сюжетом «Ликвидации», когда переодетые в дорогие одежды сотрудники органов сидят в ресторанах, сорят деньгами, заманивая бандитов и ловя их на живца. Но это касается не только Одессы, и это не личное распоряжение Жукова. Можно вспомнить хотя бы «Место встречи изменить нельзя». Преступность в Одессе при Жукове действительно резко снизилась. Но снизилась она и по всей стране. Просто имя Жукова легендарное, и многими Одесситами борьба с преступностью связывалась именно с ним.
Создатели «Ликвидации» дополнили эту легендарность художественным колоритом. Да и Владимир Меньшов внешне и правда получился очень похож на Жукова. Хотя Жуков все-таки лично наводил порядок в других близких ему сферах. Известно, что после войны, помимо обычных преступников, распоясались и некоторые демобилизовавшиеся военные, которые привыкли решать проблемы с помощью грубой силы и оружия. Доля их преступлений достигала 50%. Жуков пресек их деятельность. Впрочем, жертвами бандитов часто были и сами подвыпившие фронтовики, у которых водились деньги и трофейные ценности.
«Ликвидация» получила высокие рейтинги в России‚ собирая многомиллионную аудиторию. Сейчас это уже любимый детективный сериал, часто повторяющийся по телевизору, как «Место встречи изменить нельзя». Он хорош тем, что его можно пересматривать с любой серии — потому что важен не столько общий сюжет, сколько вкуснейший колорит одесской жизни и одесских людей.
Интересен и послевоенный быт и антураж. Когда, например, смотришь передачу «Следствие вели» с Леонидом Каневским, то всегда любопытно обращать внимание на ретроотсылы к деталям из советского быта. «Ликвидация» — просто кладезь по быту 1940-х годов. И она же, по словам Урсуляка, своего рода ностальгия по старому доброму советскому кино, где герои не картонные и играют их хорошие, а точнее, просто замечательные актеры. Ностальгируем. Картина маслом.