Надо же было такому случиться! Согласно преданиям в библейских городах Содом и Гоморра служил судья по имени Шахрай, отмеченный историей, как очень неправедный. С тех пор, например, на украинском языке этим словом именуют «лжецов». В 1956 году в семье советского военного летчика родился еще один Шахрай ─ Сергей. Через 18 лет он выберет для себя профессию юриста, правда, судьей ему стать так и не придется, но лжи, рожденной чудовищной некомпетентностью, удастся воспроизвести на свет не меньше, чем тому древнему Шахраю с Палестины.
Шахрай-отец прожил честной, незапятнанной никакой грязью жизнью. После аварии его «комиссовали» по состоянию здоровья из летного состава. Он с семьей осел в Кабардино-Балкарии в станице Солдатская, где около трех десятков лет возглавлял колхоз. Сергей Шахрай, проживший детство и юность на Северном Кавказе почему то посчитал это достаточным, чтобы потом назвать себя специалистом от рождения по межнациональным отношениям. Сам он всегда говорил, что его род берет начало от терских казаков и для большей убедительности обзавелся характерными усами. Впрочем, они придавали его круглому лицу характерную плутоватость.
Сергей Шахрай
Еще будучи безусым юношей Сергей Шахрай после школы, прихватив с собой заслуженно полученную золотую медаль, направился в Ростов-на-Дону. Он успешно прошел вступительный отбор на юрфак Ростовского государственного университета. Ни милиционером, ни прокурором, ни адвокатом Шахрай становиться не собирался. Он выбрал довольно редкую и абстрактную специальность «государствоведение». Из Ростова-на-Дону молодой юрист прямиком направится в аспирантуру МГУ, где в 1982 году защитит кандидатскую диссертацию на удивительно «актуальную» тему ─ «Влияние федеративной природы ЧССР на организацию и деятельность Федерального собрания».
Аббревиатура ЧССР давно вышла из обихода. Она означает Чехословацкую Советскую Социалистическую республику, которая удачно распалась на независимые Чехию и Словакию после крушения европейской социалистической системы. Никакая федеративная природа не смогла этому воспрепятствовать. Одним словом, Сергей Шахрай набил руку на никому не нужных заумствованиях и переливании из пустого в порожнее, обзаведясь для приличия научной степенью.
Уже зрелым человеком, пережившим как политик и государственный деятель многие важные исторические события, он продолжит научные изыскания на тему любимого им федерализма. В Санкт-Петербургском университете МВД в 2005 году он защитит докторскую диссертацию по теме «Федерализм и конституционное правосудие (проблемы, теории, методологии и практики)». Одновременно, Сергей Шахрай попытается расширить собственный кругозор, окончив за год до получения степени доктора Финансовую Академию при Правительстве РФ и устранив пробелы в экономическом образовании.
Москва ему сразу понравилась больше, чем родной Северный Кавказ, став для него Содомом и Гоморрой. Шахрай прочно осел в столице, работая в МГУ сначала ассистентом, а затем заведующим лабораторией правовой информатики и кибернетики. Время Шахрая наступило в «перестройку». Другие подобные ему до поры до времени безвестные завлабы, как Гайдар и Чубайс выбрали объектом чудовищных по результатам экспериментов экономику, а специалист по проблемам федерализма ─ государственное устройство страны. В 1988 году ученый-юрист вступит в КПСС, чтобы через 3 года легко расстаться с руководящей и направляющей силой во время «августовского» путча.
В августе 1991 года он окончательно определился с кем ему по пути. Велеречивому Шахраю удастся легко «пролезть» в народные депутаты Верховного Совета РСФСР, что, впрочем, неудивительно. Как оказалось в дальнейшем, туда рванули многие говорливые проходимцы, не имевшие за душой ничего, кроме огромного желания прикоснуться к власти. Сергей Шахрай активно участвовал в бурной кулуарной депутатской деятельности, побывав членом групп «Смена» и «Левый центр», о которых теперь никто не помнит.
Реформаторский зуд молодых гениев вынудил заняться преобразованием в законодательной сфере. Новое время требовало новых законов. Сергей Шахрай возглавил это направление. Почти год он возглавлял профильный комитет Верховного Совета РСФСР. Его первый звездный час наступил в Беловежской пуще. Пока президенты России, Украины и Белоруссии, выпивая и закусывая, обсуждали способы устранения от власти Михаила Горбачева, за кулисами встречи лидеров славянских стран трудилась группа экспертов, перекладывающая на бумагу властолюбивые желания своих боссов. Голос законотворца Сергея Шахрая звучал громче всех. В гроб СССР именно он заколачивал гвозди. Миллионы людей до сих пор проклинают «беловежский сговор», одним из автором которого стал до селе малоприметный юрист из терских казаков с тараканьими усами.
Сергей Шахрай — Конституция РФ
Инициатива и самоотверженность Шахрая была замечена Борисом Ельциным. Наступил настоящий «золотой век» для юриста-государственника, который продлился 5 лет. Как памятник его трудам до сих пор остается Конституция РФ 1993 года, принятая на референдуме и установившая главенство президентской вертикали власти. В годы апогея влияния Сергей Шахрай будет занимать посты заместителя Председателя Правительства России, Министра РФ по делам национальностей и региональной политики, главы Временной администрации Северной Осетии и Ингушетии.
Он будет курировать деятельность Минюста, Министерства внутренних дел и Федерального агентства безопасности. Именно при Сергее Шахрае начнется массовый исход из силовых структур профессионалов, недовольных заработной платой, непрофессионализмом руководителей и своим статусом в новой демократической России. «Коронкой» ученого юриста-федералиста стал национальный вопрос.
Межнациональные кризисы в республиках Северного Кавказа, включая «чеченские» войны в большой степени заслуга молодого теоретика федерализма, возомнившего о себе, как о великом дипломате. Тысячи жертв можно смело записать на счет человека, никогда не бравшего в руки автомат, а орудовавшего языком и ручкой. Сергей Шахрай стал телезвездой, постоянно мелькая в новостях центрального телевидения с привычными для него нудными нравоучениями.
Попытка Шахрая заявить о себе, как лидере публичной политики с треском провалилась. Он смог только повторить свой «перестроечный» успех, ненадолго прозаседав в Госдуме и в очередной раз сбежав в правительство. В 1993 году Шахрай основал собственную политическую партию, так и не выросшую больше микроскопических размеров. Она называлась «Партия российского единства и согласия», как будто единство и согласие в правильном понимании этих слов могут отличаться между собой в зависимости от страны или национальности.
Советник Шахрай
После провальных парламентских выборов 95-го года партия Шахрая благополучно испустила дух. Переизбранный на новый срок президент Ельцин постепенно охладел к Шахраю. Слишком уж его слова расходились с делом, а самое главное ─ с конкретными результатами. Выгнать пинками преданного пса хозяину не позволила совесть. Сперва, он его пристроил своим представителем в Конституционном суде. Спокойная, звучная и вместе с тем хлебная должность. Тем более, роковых ошибок там даже при большом желании не наворотить. Коллегиальный орган поправит.
Потом Сергей Шахрай будто затычка появлялся в качестве члена или советника в составе уймы комитетов и организаций. Больше всего времени он провел в Счетной палате, совмещая пост заместителя руководителя с должностью директора Государственного научно-исследовательского института системного анализа при палате. Еще одна кормушка, выстроенная за счет налогоплательщиков. Все-таки когда то Сергей Шахрай считал себя большим ученым. Видимо, как руководитель он также оплошал. Через пару лет его сместили, назвав научным руководителем института.
Интересно, но подобная история случилась с Шахраем в Федерации бадминтона России. Его также вежливо попросили уйти. Получение финансового образования проходило параллельно с председательствованием в Российском союзе налогоплательщиков, весьма странной организации, которая, исходя из своего названия, должна объединить все трудоспособное население страны. Особенность не пропускать мимо себя любые скандальные мероприятия, привела Шахрая в Совет при Президенте по подготовке к Сочинской Олимпиаде. Стоит надеяться, что сам он не занимался подменой баночек с анализами, но советов он мог дать много. Последними местами службы выдающегося юриста времен построения демократии в России стали Межведомственная комиссия по повышению качества юридического образования и научный совет при Совете безопасности РФ. Успокоиться и уйти на пенсию Сергей Шахрай явно не собирается.