Воскресенье , 24 Ноябрь 2024
Home / Криминал / Сангак Сафаров

Сангак Сафаров

Сангак Сафаров

Бобо Сангак, что в переводе с таджикского означает «дедушка Сангак» родился в кишлаке Дангара 1 января 1930 года. Во всяком случае, такая дата всегда стояла в его паспорте и справках об освобождении из мест лишения свободы. Другой знаменитый уроженец Дангары нынешний президент Таджикистана Эмомали Рахмон появился на свет двумя десятками лет позже и уже в детстве должен был быть наслышан о Сангаке Сафарове.

Детство будущего главы Народного фронта Таджикистана (НФТ) и неформального лидера постсоветской республики было трудным. В 1935 году власти, борясь с остатками басмачества, арестовали его отца, а еще через 4 года расстреляли. Семья ужасно голодала так, что 2 младших братика Сангака умерли от голода. Повзрослев, сам Сангак Сафаров пошел по пути родителя и попал в тюрьму. Технический прогресс, пришедший на древнюю таджикскую землю, нашел отклик в судьбе Сангака. Вместо генетической любви к скакунам, он воспылал интересом к мотоциклам и автомобилям. В результате, в 1951 году его арестовали за угон грузовичка и отправили исправляться на год в колонию. Еще через 6 лет лихой водитель задавил насмерть пешехода и вынужден был «мотать» новый срок. Общий счет времени, проведенного в заключении, составил 23 года.

Честный Сангак Сафаров

Самым серьезным преступлением в криминальной биографии Сафарова стало убийство. Тогда он работал в парке культуры и отдыха Душанбе буфетчиком в кафешке. Как всегда было принято на Востоке, любая работа должна была приносить дополнительный бакшиш. Наличие нетрудовых доходов у одних, вызывало непреодолимое желание вынудить поделиться ими у других. Гораздо позже советский народ узнает, что этому явлению американцы давно дали термин рэкет. В Душанбе рэкетом в начале 60-х занимались депортированные Сталиным и Берией с Кавказа чеченцы. Буфетчик Сафаров делиться упорно не хотел, пришлый горец настаивал и на свое несчастье угрожал. Таджику ничего не оставалось, как прирезать брата-мусульманина.

Сангак Сафаров

В 1978 году Сафаров вернулся домой после последней отсидки уже солидным человеком. Его первая семья распалась. Сын Рустам и первая жена-осетинка перебрались в Ростов-на-Дону, хотя раз в год навещали главу бывшей семьи. Сангак вновь женился на молоденькой местной девушке, которая быстро нарожала ему 4-х сыновей и столько же дочек. Бобо Сангак был чужд воровским понятиям, поэтому он каждый день уезжал на любимом им автомобиле «ишачить» на работу и содержал семью исключительно легальными заработками.

Конечно, как простой дехканин он не обрабатывал хлопковые поля и не торговал на базаре урюком, но Сангак не жил за счет «общака» или других вариантов добровольно-принудительных пожертвований. К началу гражданской войны Сафаров был владельцем небольшого ресторанчика в Кулябе, где готовили самсу с бараниной и продавали алкоголь. На стене одного из магазинчиков, где он ранее трудился, после его кончины благодарные граждане Таджикистана установят памятную доску. Много повидавший на своем веку Сафаров, по возрасту подходящий к званию аксакала, был очень уважаемым человеком в округе. Такое отношение к себе он завоевал своим спокойствием, рассудительностью, справедливостью и крайне немногословностью. Его суждения соответствовали понятиям честного человека.

Вовчики и Юрчики

Возможно, он так бы и остался известным довольно узкому кругу его соседей и родственников, но в 1991 году Таджикистан стал независимым государством и окунулся в пучину ломки прежних устоев, в итоге приведших к гражданской войне. В советское время коммунисты создали в республике типичное клановое государство. Кланы формировались в большей степени по географическому принципу.

«Кулябцы», к которым должен был принадлежать Сафаров занимали почти все значимые посты в МВД. Только наличие судимостей не позволило ему надеть на голову вместо тюбетейки милицейскую фуражку. «Душанбе правит, Куляб охраняет, Памир танцует, а Каратегин торгует», – народная таджикская мудрость времен социализма. Клановым разборкам постарались придать этнически-религиозный характер. Страна разбилась на 2 лагеря – «вовчики» и «юрчики».

Бобо Сангак среди народного фронта

Первые придерживались ортодоксальных исламских доктрин и имели целью построить в стране теократическое государство. «Юрчики» выступали за светский характер власти и сохранения прежнего статус-кво. По народной легенде свое название они взяли от имени генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова, которого уважали за попытки установить железный порядок. Сын репрессированного отца, проведший пол-жизни в советской тюрьме, как ни странно, также хотел порядка и не желал крови. Главным органом «юрчиков» стал НФТ, а руководителем организации избрали бывшего уголовника, но весьма уважаемого народом Бобо Сангака.

Теневой глава Таджикистана

В итоге, Сангак Сафаров стал таджикским вариантом аятоллы Хомейни из соседнего Ирана. Не числясь на государственных постах, Сафаров, в самое сложное для страны время, занял должность «теневого» главы государства. На своем общественном посту он проявил таланты, в первую очередь организатора и дипломата, которые до поры до времени спали в нем. Ему удалось объединить разношерстные ряды сторонников твердой власти в мощную, боеспособную силу. Во главе вооруженных отрядов стояли люди из криминальной среды, молодежные и комсомольские активисты, спортивные тренеры, взявшие оружие в руки вместе со своими воспитанниками.

Владимир Квачков

Бывший партактив с автоматами, как правило, не бегал, выполняя представительские функции. Бобо Сангак не проявлял интереса к званиям и регалиям, стоя за ширмой из плотного строя официально признанных земляков, ежедневно решая массу практических проблем – от ведения боевых действий до обеспечения кровом и пищей многочисленных беженцев. Помощь у него находили не только соплеменники, но и русские, оказавшиеся в горниле национальной междоусобицы.

Он встречался с полковником Владимиром Квачковым, выполнявшем спецмиссию в республиках Средней Азии и через 10 лет получившим известность у себя на родине, как организатор покушения на Анатолия Чубайса. На редких фото тех лет Сангак Сафаров очень похож на мрачного басмача из советских кинофильмов, переодетого из цветастого халата в современный камуфляж. Суровая школа жизни приучила его к жестокости с врагами. Он собственноручно застрелил председателя райисполкома Ризоева, бывшего сотрудника милиции, вздумавшего перечить ему и саботировать его решения. На вражеской территории еще много лет именем Бобо Сангака пугали маленьких детей.

Лидер ополчения

В июне 1992 года, когда в Кулябе произошло восстание против центральной власти, народ попросил встать его во главе ополчения. Через пару месяцев вооруженное ополчение, ведомое Сафаровым, предприняло штурм столицы, оказавшийся неудачным. Душанбе падет чуть позже. Его возьмут отряды Якуба Салимова – ближайшего военного помощника Бобо Сангака.

По некоторым сведениям, Сангак Сафаров являлся вором в законе

Широкомасштабная война на этом закончилась, впереди было решение массы проблем мирного времени. Десятки тысячи голодных беженцев, покинувших свои дома, многочисленные бандитские формирования, терроризирующее мирное население, разоружение собственных отрядов, кромешная разруха в экономике достались в наследство стране вместе с ее независимостью.

Сангак Сафаров приложил руку к тому, чтобы его земляк малоприметный директор совхоза имени Ленина Эмомали Рахмон избрался депутатом в Верховный Совет и потом занял место его председателя. Кулябец поддержал кулябца. Сам же Сафаров высказывал желание после возвращения всех беженцев по домам отойти от всех дел. Возраст давал о себе знать. Он даже выезжал на лечение в Ташкент. Болезнь предоставила ему возможность еще раз попробовать себя в роли жениха. Он взял в жены медсестру, ухаживающую за ним. Хитрый азиат Бобо Сангак, когда ему было выгодно успешно использовал мусульманские традиции, а когда нет – закрывал на них глаза. Он в своем ресторанчике много лет успешно торговал табуированными Кораном вином и водкой, а новый брак оформил по правилам шариата.

Тайна смерти Сангака Сафарова

Тайна смерти Сангака Сафарова не раскрыта до сих пор. В ночь на 29 марта 1993 года он заехал домой к полевому командиру Файзали Саидову. В отличии от всегда спокойного Сангака, Файзали часто демонстрировал свой вспыльчивый нрав. Перспектива разоружения собственного отряда и поиск места в мирной жизни крайне нервировали его. Молодой командир боялся затеряться в толпе новоиспеченных чиновников или, вообще, начать жизнь с нуля. Аскетизм и безразличие к своей дальнейшей судьбе, присущие Сафарову, ему явно претили.

Файзали Саидов знал истинную причину убийства Сангака Сафарова

Они вдвоем долго пили чай в доме, потом погас свет и раздались выстрелы. По официальной версии между полевыми командирами вспыхнула ссора и они расстреляли друг друга. Вместе с ними было похоронено еще 17 человек, погибших в перестрелке. Смерть Сангака Сафарова принесла успокоение многим обитателям кабинетов в Душанбе. Народного лидера, который мог призвать к ответу любого, без скидки на имена и звания, не стало. Мавр сделал свое дело.

До 2002 года память о Бобо Сангаке была широко представлена во многих городах Таджикистана, особенно в родном Кулябе. Его имя носили улицы, на площадях устанавливались памятники и бюсты. Лучший военный колледж Таджикистана также носил его имя. Потом, как по мановению волшебной палочки, Сангак Сафаров стал исчезать из жизни таджиков. Из моды быстро вышли золотые кулоны и перстни с изображением профиля народного героя. Видимо, Эмомали Рахмону не нужна память о своем покровителе с запятнанной уголовным прошлым репутацией. Вождь должен носить только белые одеяния. Интересно, кто из них двоих сохранится в народной памяти лет через 100?

Советуем посмотреть

Сходка воров в законе у Лоту Гули

Вор в законе Надир Салифов — Лоту Гули По информации источника, в прошлое воскресенье в …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.