В 2016 году практически был доведен до банкротства один из самых значимых заводов в истории России. Речь идет про «Уралвагонзавод», который занимается разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин и железнодорожных вагонов. Чтобы довести такой стратегический объект с миллиардными государственными подрядами до такого состояния, понадобилось лишь небольшое время.
Крах корпорации начался задолго до настоящего времени. Первые предпосылки были еще в 2009 году, когда «Уралвагонзавод» возглавил Олег Сиенко. В первый год своего руководства, топ-менеджер довел завод до убытка. Тогда потери составили 7,2 миллиарда рублей. Все бы ничего, но до назначения Сиенко, завод давал прибыль. Вероятно, еще было не поздно что-то менять в руководящем составе. Однако сделано этого не было. Владельцы даже не могли предположить, что такое предприятие возможно довести до плачевного состояния.
В последующих годах ситуация стала еще хуже. Некоторые дочерние предприятия, которых вокруг УВЗ достаточно много, перестали выплачивать людям зарплату. Какие-то деньги поступали в зарплатный фонд, однако не удавалось полностью рассчитаться с рабочими.
Фатальные ошибки
Фатальной ошибкой менеджмента Олега Сиенко оказался запрет на использование старых вагонов. Он считал, что бизнесмены, связанные с ЖД перевозками, начнут покупать новые вагоны. Однако рынок был не готов к этому. Бизнесмены предпочитали во все времена арендовать вагоны, а не покупать их. Таким образом убыток компании стал стремительно расти.
Другой ошибкой топ-менеджера было высказывание, что завод планирует производить танк «Армата», который будет на порядок дешевле американского Abrams. В итоге с нестабильным в настоящее время положением на фондовом рынке, производство «Арматы» может стоить теперь наоборот, на порядок больше заявленного.
У завода начались проблемы со сбытом как в железнодорожном секторе, так и в военном. Военное ведомство не желает тратить огромные суммы на покупку вооружения, которое «Уралвагонзавод» продает по бешеным ценам. Точнее желает продавать, так как основные заказчики стали уходить от кабальных для них контрактов.
Но такое мощное и стратегическое предприятие не может исчезнуть из-за сплошных ошибок в руководстве. Поэтому понимая, что все идет к банкротству, вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий военную промышленность, заявил, что «Ростех» поможет «Уралвагонзаводу». Единственное условие, которое озвучил Рогозин Путину, что Олег Сиенко должен покинуть свой пост. Путин подписал документ, согласно которому УВЗ будет передан в течении 18 месяцев «Ростеху». За это время Сиенко обязан передать управление другому человеку. А сам возможно будет передан в руки следователей.
Олег Сиенко
Плохие менеджеры были всегда, это конечно не повод для каких-либо уголовных или административных дел против них. Но с Олегом Сиенко вопрос стоит несколько иначе. Будучи руководителем загибающегося предприятия, он позволял себе траты, соизмеримые с зарплатами всех рабочих, которые были у него в подчинении. В это же время люди, работающие в дочерних компаниях, не получали зарплату.
Так только один свой день рождения, Олег Сиенко отметил с размахом, выложив за один вечер 10 миллионов рублей. А рабочие ООО «ЧТЗ-Уралтрак» угрожали митингами протеста против невыплаты зарплаты. В такой же ситуации находилась и фабрика по пошиву спецодежды в Карпинске «Новый стиль». Все это дочерние предприятия мощной когда-то корпорации.
Одним днем рождения, траты Олега Сиенко не ограничились. Так на южном побережье Франции глава УВЗ заказал себе и своим топ-менеджерам выступление певицы Си Си Кетч и дивы Диту фон Тиз. Только на оплату их гонораров ушло несколько миллионов рублей.
Вероятно следствию необходимо разобраться, как у человека, люди которого не получали зарплату, а доверенное стратегическое предприятие шло к краху, могли быть такие траты на развлечения и свободное время на все это. Ведь Олег Сиенко не простой рабочий, который отработав положенный рабочий день мог забыть на время выходных о работе. Он руководитель, который обладая такими полномочиями, должен день и ночь блюсти интересы корпорации и работающих на него людей. Он сам выбрал такой путь, но грамотному руководству предпочел вероятно праздную жизнь.
На конец первого полугодия 2016 года чистый долг «Уралвагонзавода» составил 276 миллиардов рублей при выручке в 43,1 миллиарда.