Свобода и права человека в России гарантируются Конституцией. И наше государство порой весьма активно отстаивает их в отношении некоторых граждан страны. Как правило, это некая привилегированная группа, наиболее близкая нынешним властям. Оттого еще удивительней видеть в ней «воров в законе», которых наиболее рьяно защищают от преследований в других странах.
По данным МИД России (за 2011 год, новые данные не публиковались), в зарубежных тюрьмах содержится (содержалось) более 7 тыс. россиян. Однако в СМИ просачивалась информация лишь о единицах из них. Потому что в политическом смысле гораздо выгоднее рассказывать о тех, кто оказался за решеткой в США, нежели о том, сколько наших сограждан и за что томится в тюрьмах, например, Узбекистана.
На память сразу приходят предприниматель Виктор Бут и летчик Константин Ярошенко. Первый был задержан в 2008 году в Таиланде по запросу Соединенных Штатов, где его обвинили в незаконных поставках оружия колумбийским боевикам. В 2010 году Бут был экстрадирован в США и спустя два года приговорен к 25 годам тюрьмы. Второй знаменитый российский сиделец, Ярошенко, был арестован в 2010 году в Либерии сотрудниками американского Агентства по борьбе с наркотиками и вывезен в США. В 2011-м он был приговорен к 20 годам лишения свободы.
По мнению российской стороны, сам процесс и все действия в отношении них незаконны, о чем отечественные СМИ периодически напоминают нам, подогревая и без того раскаленные антиамериканские настроения.
Андрей Луговой
В одних случаях ситуация «наших бьют» раздувается намеренно, в других о ней бы и хотели умолчать, да не получается, и тогда уже действует правило «не прогибаемся под внешними обстоятельствами».
Как это было в случае с подозреваемым прокуратурой Великобритании в убийстве в Лондоне бывшего сотрудники ФСБ Александра Литвиненко Андреем Луговым. В ответ на запрос британской стороны в 2007 году Генеральная прокуратура РФ отказалась экстрадировать Лугового, сославшись на статью 61 Конституции.
Вместо этого для усиления демонстративного эффекта, коль уж имя человека, оставившего по всему Лондону полониевый след, утаить не получилось, его еще и сделали депутатом Госдумы.
Зелимхан Мазаев
Несмотря на обстоятельства, никак не хотел вести себя тихо и фигурант другого громкого дела — убийства в Дубае командира чеченского батальона «Восток» Сулима Ямадаева Зелимхан Мазаев. Вскоре после произошедшего в марте 2009 года власти Объединенных Арабских Эмиратов арестовали двух непосредственных участников преступления и еще четверых объявили в розыск. В том числе и депутата Госдумы Адама Делимханова. Спустя год к списку разыскиваемых прибавились еще несколько россиян, среди которых был и Мазаев.
Однако, несмотря на то что все они проходили по линии Интерпола, в России правоохранители ими не заинтересовались. А к 2013 году уголовное преследование всех подозреваемых в убийстве было прекращено и в самих ОАЭ. Мазаев тем не менее свои похождения продолжил и в России. В 2011 году он забыл в ресторане свой пистолет, но когда работники заведения передали оружие вызванным полицейским, Мазаев вернулся за пропажей и, несмотря на отсутствие документов на него, устроил скандал с требованием вернуть ему пропажу.
В начале 2012 года он же с огнестрельным ранением был доставлен в НИИ имени Склифосовского. Выяснилось, что, вставая из-за стола ресторана, он случайно задел курок своего пистолета. В том же 2012 году сотрудники ГИБДД обнаружили в Mercedes Мазаева боевой револьвер Magnum M и травматический пистолет Steyr M-A1, разрешения на которые у него также не было.
Все эти приключения сходили ему с рук, видимо, за прошлые его заслуги. Но в 2015 году кривая дорожка наконец привела его на скамью подсудимых. В одну из январских ночей он вместе с еще двумя своими товарищами, угрожая пистолетами, избил и ограбил двух москвичей. В мае 2018 года Мазаев был признан виновным в грабеже и разбое и получил три года и 10 месяцев колонии. Однако, учитывая, что большую часть срока он уже отсидел в СИЗО, томиться в неволе ему осталось всего полгода.
Воры в законе в Иракской тюрьме
Но если все вышеописанные случаи можно хоть как-то отнести к интересам страны во внешней политике, то зачем властям спасать в подобных ситуациях откровенных уголовников, совершенно непонятно.
Сразу вспоминается приписываемая американскому президенту Рузвельту фраза: «Это сукин сын, но это наш сукин сын», которую он якобы произнес в 1939 году в отношении никарагуанского диктатора Анастасио Сомосы. Тот был ярым антикоммунистом, а потому поддерживался Соединенными Штатами.
Самой показательной в этом плане была история вызволения двух «воров в законе» Олега Пирогова по прозвищу «Циркач» и Виктора Жаринова, Цезаря, из иракской тюрьмы. А началась она тоже с убийства. В 2015-м в Турции расстреляли 46-летнего «законника» Вадима Иваненко (Вадик Краснодарский). Ранее он подался в эту страну не от хорошей жизни, а спасаясь от расправы еще на родине, где его обвинили в пропаже части «воровского» «общака» размером в 6 млн долларов.
Роковые для Иваненко выстрелы произошли 9 февраля в одном из ресторанов Антальи. Вместе с ним ранение также получил и другой «законник» — Владимир Жураковский (Вова Пухлый). На месте преступления были задержаны Георгий Сорокин (Жора Ташкентский), собственно сам Циркач и его подручный Алмас Консбаев (Монгол), который заявил, что стрелял именно он.
Правда, проведенная экспертиза обнаружила следы пороховых газов и на руках Циркача, но он пояснил их тем, что выбивал оружие из рук стреляющего. Поэтому его, как и Жору Ташкентского, отпустили под подписку о невыезде. И тут начинается самое интересное — освободившись, Циркач решил тайно бежать из Турции через Ирак, и помочь ему в этом вызвался еще один его ближайший соратник — «вор в законе» Цезарь.
В ходе данного мероприятия «джентльмены удачи» были задержаны на блок-посту в Иракском Курдистане после перехода турецко-иракской границы. Обычно этой тропой, которой повел их местный проводник, пользуются желающие примкнуть к ИГИЛ (террористической группировке, деятельность которой запрещена на территории РФ), поэтому «законников» сразу заподозрили в связях с боевиками и посадили в тюрьму города Эрбиль. Тем более, что 12 задержанных вместе с ними (шла целая группа) сознались в том, что прибыли в страну действительно для вступления в террористическую группировку, и только Циркач с Цезарем упирались как могли.
Тем не менее перспективы вырисовывались безрадостные — по местным законам им грозило наказание вплоть до пожизненного, помощи ждать было неоткуда, а для скорейшего расследования дела местные силовики с легкостью применяли различные, мягко говоря, не вполне законные методы.
Но помощь все же пришла. Родное государство позаботилось о попавших «по чистой случайности» в беду своих гражданах. За те 8 месяцев, что «авторитеты» провели в тюрьме, их адвокаты подключили к решению проблемы Министерство иностранных дел РФ, которое предоставило иракским властям данные, согласно которым оба никогда не были замечены в связях с террористами. После того как эти документы были переданы по дипломатической линии, дело сдвинулось с мертвой точки.
Его ход тогда еще комментировал авторитетный в криминальной среде специалист по разрешению конфликтов Михаил Орский, который в интервью одному из центральных телеканалов рассказал, что для освобождения «законников» «предпринимаются все возможные шаги» — будь то юридические или коррупционные. При этом он уточнил, что в эту часть мира они подались не просто так — ведь покойный «патриарх» криминального мира Дед Хасан сам был курдом, а значит, там они могли рассчитывать на поддержку, но их подвел проводник.
Впрочем, без политики не обошлось и в этом случае. Дело в том, что Эрбиль является столицей непризнанного государства Иракский Курдистан, у которого в силу исторических причин очень плохие отношения с Турцией. Поэтому, как только там узнали, что выдачи Пирогова добивается именно Турция, вопрос о том, куда отправлять «законников», был решен однозначно — конечно же, только в Россию.
Шакро Молодой и Петров
Как известно, нынешний «вор» № 1 Захарий Калашов (Шакро Молодой) в 2003 году перебрался в Испанию. Вместе с еще рядом влиятельных «законников» они занялись отмыванием полученных преступным путем в России денег. Главным образом средства вкладывались в покупку недвижимости в курортных районах страны.
В 2005 году всю сеть накрыли местные правоохранители, проведя одну из крупнейших в Европе полицейских операций под названием «Оса». Калашову тогда удалось скрыться, однако спустя год он был задержан в ОАЭ, после чего экстрадирован в Испанию. Летом того же года суд в Мадриде приговорил его к семи с половиной годам лишения свободы и штрафу в 20 млн евро. «Законника» признали виновным в отмывании незаконно полученных средств и создании преступной группировки. Позже приговор испанского суда был пересмотрен в сторону увеличения срока до 9 лет.
Параллельно с этим в Грузии начались гонения на «воров в законе», когда для длинного срока стало достаточным лишь признать наличие у себя данного титула. Кроме того, грузинская Фемида объявила Калашова виновным в похищении американского бизнесмена Алекса Крейна, одного из совладельцев московского казино «Кристалл». Предприниматель до сих пор числится пропавшим без вести, а его доля отошла Шакро. В итоге за былые «заслуги» в Грузии Калашова приговорили к 18 годам тюрьмы и стали требовать его выдачи. О чем в 2010 году в Минюст Испании был подан соответствующий запрос.
Однако осенью 2014 года испанский суд решил, что вместо экстрадиции в Грузию «законник» будет выдворен в Россию. Причина этого окончательно не ясна. По одной из версий, таким образом испанцы отблагодарили российских правоохранителей, пообещавших помощь в раскрытии преступного сообщества в Испании. Еще более удивительно то, что по прибытии в Россию Калашов не отправился досиживать свой срок, а был отпущен после непродолжительной беседы с силовиками. У российской стороны претензий к нему не было, а выдавать его Грузии было бы политически необоснованно.
В 2015 году Шакро Молодой все же был задержан правоохранителями, а недавно и осужден на долгий срок, но это уже совсем другая история.
По крайней мере, к чести испанцев, этот пойманный ими «законник» из России отсидел практически весь свой срок. В отличие от одного из лидеров «Малышевской» ОПГ, Петербуржца Геннадия Петрова, который тоже был задержан в Испании в 2008 году. Но позже добился освобождения под залог в 1 млн евро, а в 2012 году получил разрешение на кратковременную поездку на родину в Санкт-Петербург, навестить престарелую мать, и назад уже не вернулся.
МВД РФ неоднократно отказывало испанскому следствию в поиске подозреваемых на своей территории, а также требовало передать дело в Россию и не давало возможности допросить высокопоставленных фигурантов дела.
Чеченские авторитеты
Особым рвением в желании собрать всех представителей своего народа на родине отличаются нынешние власти Чеченской Республики. Недавно ее глава Рамзан Кадыров призвал сдать всех жителей республики тест ДНК, чтобы найти родственников детей, оказавшихся в странах Ближнего Востока. Ну что ж, благое дело, дети — это же святое. Ранее, также по его инициативе начался процесс по возврату домой жен убитых боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), которых юридически можно квалифицировать как их сообщниц.
До этого была информация, что остающиеся на воле главные фигуранты дела об убийстве политика Бориса Немцова бывший командир чеченского батальона «Север» Руслан Геремеев и его водитель Руслан Мухудинов могут находиться в Чечне и никаких следственных действий с ними не проводится.
А несколько лет назад население республики пополнилось еще одним «уважаемым» человеком — «вором в законе» Азизом Батукаевым. Осужденный в Киргизии на 16 лет (за хранение оружия, наркотиков, организацию массовых беспорядков в колонии и по многим другим статьям), в 2013 году он представился смертельно больным. Суду были предоставлены документы о том, что он болен раком крови, и тот принял решение освободить «умирающего». Причем это был первый в истории республики случай, когда осужденного освободили по болезни. К тому моменту из общего срока «законник» отсидел ровно половину.
Сразу из колонии Батукаев отправился в столичный аэропорт, где его уже ждал частный самолет, принадлежащий, по некоторым данным, ближайшему сподвижнику Кадырова депутату Госдумы Адаму Делимханову, который и доставил «законника» в Грозный.
После этого в киргизском парламенте была создана комиссия, которая начала расследование незаконного, по ее мнению, досрочного освобождения Батукаева. В марте 2014 года суд Бишкека объявил «вора в законе» в розыск по линии Интерпола. А в мае 2015 года было принято постановление, согласно которому все должностные лица, причастные к освобождению преступника, должны понести наказание.
Чтобы спасти Азиза от выдачи в Кыргызстан, чеченские силовики завели в отношении него уголовное дело о хранении оружия и даже приговорили к трем годам колонии. Формально он числился заключенным ИК-2 «Чернокозово», но, как свидетельствуют различные фотографии, просочившиеся в интернет, его передвижения по республике никак ограничивались.
После того как в начале сентября 2017 года срок формального заключения «законника» официально закончился, для него придумали новое «обвинение». В августе Грозненский районный суд приговорил Батукаева к 4 годам 10 дням колонии-поселения с лишением права управлять транспортным средством на 3 года. Согласно материалам суда, это преступление Азиз Батукаев совершил за 1,5 месяца до получения срока за ношение оружия — 24 мая 2014 года, что совпало по датам с объявлением его в международный розыск.
Якобы находившийся за рулем Mercedes-Benz 500 в состоянии алкогольного опьянения «вор в законе» стал виновником ДТП в районе деревни Старые Атаги, в результате которого погиб человек. Примечательно, что родня погибшего тогда же примирилась с приехавшими к ним родственниками Батукаева и правоохранители о деле забыли. Зато вспомнили о нем тогда, когда это было наиболее выгодно самому Батукаеву.
Авторитетный Тюрик
Не менее насыщена различными приключениями и переплетениями как с криминалитетом, так и с представителями власти, была и судьба еще одного «законника» — Владимира Тюрина (Тюрик).
В 2005 году ему также пришлось скрываться от испанской полиции. Испанские власти, по запросу которых проводилось задержание, обвиняли его в создании преступного сообщества и отмывании криминальных денег, которые вкладывались в недвижимость на приморских курортах (кроме того, по информации испанских спецслужб, к финансовым схемам Тюрина—Калашова были причастны структуры бизнесменов Олега Дерипаски и Михаила Черного). А от ареста его спасло то, что в момент проведения операции «Оса» он находился в России. 26 октября 2005 года Верховный суд Испании объявил его в международный розыск.
В 2009 году появилась информация о задержании Тюрина в Монголии по ориентировке Интерпола, однако когда испанцы прибыли туда для экстрадиции «авторитета», то вместо Владимира обнаружили в тюрьме его родного брата.
В начале 2010 года власти Испании отправили в Россию запрос на выдачу Тюрина, и в ноябре он был задержан оперативниками МУРа и сотрудниками ФСБ в московском ресторане «Купол» на Новом Арбате. Но после ареста вдруг выяснилось, что Тюрин является еще и гражданином Казахстана, а российское гражданство якобы получил незаконно. И с его выдачей Испании произошла заминка.
Тем временем его возлюбленная — оперная певица Мария Максакова пробивала себе путь в большую политику и как новоявленный член «Единой России» встречалась с президентом страны, предлагая ему какие-то ноу-хау в популяризации его как лидера партии. В сентябре 2011 года она заявила, что «Единая Россия» — это единственная реальная политическая сила в нашем обществе». А «Владимир Путин — общенациональный лидер и единственная фигура, консолидирующая наше общество». Такая активность вскоре привела ее в Госдуму. А Тюрика перевели под домашний арест.
В феврале 2012 года адвокаты «законника» смогли доказать его российское гражданство, так как до 6 февраля 1992 года он постоянно проживал на территории России (хотя и был прописан в Алма-Ате). На этом основании Генпрокуратура России отказалась выдать Тюрина властям Испании, а так как в России «законник» не являлся фигурантом уголовных дел и претензий к нему не было, то он был освобожден и из-под домашнего ареста и получил новый российский паспорт.
Судьба же в итоге распорядилась так, что теперь Тюрина разыскивает Украина, подозревая его в организации убийства мужа Максаковой, бывшего депутата ГД Дениса Вороненкова.
Но, видимо, в данном случае и теперь обстоятельства на стороне «законника» и в России ему бояться нечего. В отличие от советских времен, когда взаимоотношения силовиков и «воров в законе» сводилась к сохранению статус-кво при общем тренде уменьшения числа представителей криминала, в новой России власть официальная и власть «воровская» стали настолько переплетены, что вытащи из этой конструкции хотя бы один ее элемент, как вся она рухнет.