Казалось, что времена знаменитых пиратов Френсиса Дрейка и Джона Моргана канули в лету. Современникам для того, чтобы заочно познакомиться с героями морей и океанов из прошлого остается только читать «Остров сокровищ» Стивенсона и смотреть художественные фильмы. Пираты, бесчинствующие у берегов Африканского Рога и в Молуккских островов лишь жалкое подобие их предшественников. При виде даже маленького военного корабля они в страхе разбегаются на своих скоростных лодках в разные стороны, позоря звание корсаров, громивших конвои галеонов и захватывавших прибрежные города.
В начале 21 века совсем неожиданно о пиратских временах напомнила Россия, за всю многовековую историю никогда не замеченная в применении насилия на море. Правила мореплавания, утвержденные международными конференциями, жестко регламентируют поведение кораблей в море. Их нарушение всегда строго наказуемо. Тем не менее, капитан обычного рыболовецкого траулера из Мурманска решил их нарушить, не подчиниться требованию норвежского военного корабля и, захватив 2-х заложников, пуститься в решительный побег к родным берегам.
Речь идет о Валерии Яранцеве, на короткое время ставшем героем теленовостей осенью 2005 года. В середине октября траулер «Электрон», принадлежащий мурманской фирме «Коре», осуществлял лов рыбы неподалеку от полярного архипелага Шпицберген. По международному Парижскому договору 1920 года, подписанному 42-мя государствами, определен режим совместного использования морских ресурсов в акватории, прилегающей к Шпицбергену. Каждая страна имеет право на лов морской рыбы в тех районах. В 1977 году Норвегия в одностороннем порядке учредила вокруг архипелага двухсотмильную рыбоохранную зону. Остальные подписанты договора отказались признавать правомочность действий скандинавской страны.
15 октября в международных водах к судну Валерия Яранцева подошел норвежский корабль береговой охраны «Тромсё» и приказал застопорить машины. Норвежцы заподозрили экипаж российского траулера в контрабандном вылове рыбы из их рыбоохранной зоны. На борт высадилось двое инспекторов, которые принялись осматривать морозильные камеры, заполненные уловом. Норвежцы не спешили. Осмотр продолжался около суток. Это была явно спланированная заранее акция. В эти же дни контрольной проверке подверглись 2 испанских траулера и российский «Капитан Горбачев» с рефрижератором «Дмитрий Покромович». Капитаны судов безропотно подчинились норвежцам.
16 октября инспектора объявили об аресте судна и опечатали все трюма. Для дальнейших разбирательств они приказали капитану взять курс на Норвегию. Валерий Яранцев схитрил. Он взял курс на юг и под конвоем «Тромсё» двинулся к берегам земли. В ближайшей точке от порта приписки он резко изменил курс на восток, бросившись удирать маршрутом северных конвоев.
Погоня за капитаном Яранцевым
Все время, пока его конвоировали он отчаянно слал радиограммы в Комитет по рыболовству РФ, российским пограничникам, в офис фирмы «Коре». Родина упорно молчала. На борту «Электрона» остались инспектора. Ошалевший от наглости русских? командир «Тромсё», обеспокоенный судьбой оставшихся на борту заложников, попытался остановить траулер. Пользуясь преимуществом в скорости, он обгонял Яранцева и выпускал стальной трос, который по его расчетам должен был намотаться на винты. Российский капитан Яранцев предусмотрительно стопорил машины, пропускал под днищем конец троса и вновь продолжал движение.
В воздух поднялся корабельный вертолет с вооруженной группой захвата. Высадиться на палубу они не решились. «Электрон», резко повернув, мог сбить его мачтой. На вариант абордажа норвежцы не решились, а продолжали упорно преследовать судно, вызывая по радио подмогу. «Тромсё» пытался стрелять по российскому траулеру металлическими болванками, но орудие дало осечку. Валерий Яранцев вилял и все же шел к цели ─ Мурманску.
Вся Россия с напряжением ждала результатов гонки-погони. Российских рыбаков так и не поймали, хотя с родного берега на борт поступила радиограмма с требованием прекратить побег и сдаться на милость норвегам. Недалеко от территориальных вод России к траулеру подошел сторожевик «Левченко». Валерий Яранцев поменялся местами с инспекторами. Их вернули на «Тромсё», а капитана задержали. 20 октября 2005 года «Электрон» пришвартовался к причалу Мурманска.
Суд над Валерием Яранцевым
Получился международный скандал, который пришлось улаживать дипломатам обеих стран. Решительный поступок Яранцева вызвал восхищение не только в России, но и в Норвегии. В Мурманске Яранцева ждали не цветы, а угрюмые следователи транспортной прокуратуры, возбудившие против него уголовное дело. Капитан оправдывался непризнанием СССР и Россией односторонних действий Норвегии. Прокуратура запросила улики у норвежской стороны, а затем на суд в качестве свидетелей были вызваны оба норвежских инспектора.
Тогда же выяснилось, что российская сторона, помимо совета о сдаче в плен, по просьбе норвежцев незадолго до задержания передала координаты «Электрона», «Капитана Горбачева» и «Дмитрия Покромовича», чем облегчила их поиск в бескрайнем море. Капитана обвинили в нарушении правил лова рыбы и в лишении свободы норвежских инспекторов. К чести иностранцев на процессе они дали показания о том, что никто их свободы не лишал, им никто не угрожал, они свободно передвигались по судну, большую часть времени, проводя на капитанском мостике.
Суд все же признал капитана виновным и приговорил к штрафу в 100 тыс рублей. Размер ячеи сетей траулера оказался чуть меньше установленных правилами. С приговором он решительно не согласился и опротестовывал его во всех возможных инстанциях, но в системе российского правосудия отмена обвинительного приговора большая редкость. Штраф за своего капитана полностью заплатила рыболовецкая компания, на которую он трудился.
Со вторым назначенным наказанием она уже не могла помочь бывшему капитану. Его лишили прав судовождения сроком на 2 года. Валерию Яранцеву было предоставлено хорошо оплачиваемое место заместителя директора по безопасности мореплавания в ЗАО «Мурманский рыболовный флот», но непыльная работа на берегу была не по душе деятельной натуре моряка.
Валерий Яранцев из Териберки
Он во второй раз в жизни сумел найти себе приключений и вновь попасть в зал все того же суда. Яранцев решил возглавить муниципальное образование «Сельское поселение Териберка». Да, да, именно та Териберка, показанная в кинофильме «Левиафан»! По признанию самого Валерия Яранцева, жизнь в маленьком поселке в реальности оказалось еще жестче, чем в кинокартине. Если раньше капитан отвечал за судно и жизни тридцати человек его экипажа, то теперь на него с надеждой смотрели полторы тысячи жителей полуразрушенного, отрезанного от мира поселка, находящегося рядом с Полярным кругом.
Уйдя с мостика, бывший капитан активно занялся политикой. Он вступил в КПРФ и участвовал в выборах губернатора Мурманской области. Чиновником Валерий Яранцев проработал всего 2 с небольшим года. Новый суд осудил его по статье «халатность», хотя ее и в помине не было. Просто российское чиновничество всегда и везде не любит ярких и независимых людей, стараясь как можно быстрей избавить от них свои плотные ряды.
В 2009 году, еще до переезда в Териберку Яранцева, в поселке сгорела котельная. Пока в областном центре решали вопрос с финансированием, пока проводился положенный конкурс для определения подрядчика, наступила ранняя северная зима. Котельную так и не успели запустить к началу отопительного сезона. В Териберке была объявлена чрезвычайная ситуация, а потом стали искать виновных в ее возникновении. «Стрелочником» решили назначить Валерия Яранцева. Раз уж он поселковый руководитель, то должен за все отвечать.
В конце 2011 года суд признал его виновным. В январе следующего года местный совет депутатов вынужден был освободить бывшего капитана от занимаемой должности. Так закончился его поход во власть. Сегодня по улицам Мурманска прогуливается с внуками скромный пенсионер, ни чем не напоминающий отчаянного корсара, вступившего в неравное противоборство с военным кораблем и собственным государством.