Испания в середине 90-х годов проводила политику стабилизации экономики страны, для чего было введено разрешение на иностранные инвестиции. Власти практически закрыли глаза на то, какие именно деньги были влиты в казну иностранными гражданами. В то время главное было поднять экономику на должный уровень. Этим обстоятельством и воспользовались криминальные авторитеты и воры в законе, которые заработав «кровавые» деньги в России, успешно вывозили их за рубеж, где и «отмывали», вкладывая в различные сферы экономики.
Именно с этого времени, многие лидеры ОПГ стали авторитетными бизнесменами — отмыв капитал в той же Испании, они затем беспрепятственно возвращали деньги обратно на родину, и на них в России создавали бизнес. Другие же, наиболее сейчас успешные бизнесмены, наоборот, покупали в дальнейшем недвижимость за рубежом и вкладывались только в зарубежный бизнес. Со временем они получали и вид на жительство, так как покупка недвижимости позволяла это сделать на вполне законных основаниях.
Как рассказывает финансист Фермин Альварес, руководивший в 90-е годы филиалом банка Caja de Ahorros del Mediterráneo в Аликанте, сами банки шли навстречу браткам из России, принимая от них многомиллионные наличности и не требуя никаких документов о происхождении денег. Впрочем, криминальные деньги вкладывала в Испанский бизнес не только русская мафия, но и все преступные формирования Европы и США. Власти страны смотрели на это сквозь пальцы, так как суммы были огромными, и соответственно экономика ощутила существенный подъем.Из-за этой ситуации Королевство Испании стало называться «испанская прачечная«. По данным испанских силовиков, в казне оказались деньги не менее чем 120 организованных преступных группировок со всего мира.
Район русской мафии
На побережье Коста-дель-Соль располагается город Марбель, где возник целый район, в котором обосновались лидеры российского криминалитета. Самые громкие спецоперации против русской мафии проводились именно в Марбеле. Здесь в 2010 году задержали известного вора в законе Шакро Молодого. Ему инкриминировали как раз отмывание преступных денег.
К этому времени Испанские спецслужбы опомнились и начали шерстить тех, кто помог поднять экономику сомнительными деньгами. Шакро Молодой, как выяснили следователи, отмывал здесь деньги, которые были получены в результате деятельности трех Московских казино, бывшие под его контролем. С этих денег не платились налоги, а приобреталась недвижимость на Коста дель Соль.
Здесь же имели элитную недвижимость и лидер Тамбовской ОПГ, авторитетный бизнесмен Геннадий Петров, а также авторитетный Александр Малышев, возглавлявший в те годы в Питере Малышевскую ОПГ. Об отмороженных лидерах Ореховской ОПГ даже не стоит и повторятся — они купили в Испании несколько особняков, в которых спокойно жили, скрываясь от Российских спецслужб.
Последний криминальный авторитет, который попал в сводку как владелец элитной Испанской недвижимости, это Вячеслав Гулевич по прозвищу Слава Кемеровский. Он обитал в Эстонии, но после начала криминальной войны за место смотрящего, вынужден был перебраться в Испанию, где впрочем его и арестовали, и экстрадировали в Эстонию, где Гулевичу было предъявлено несколько обвинений.
В конце сентября 2017 года Испанские спецслужбы проводили спецоперацию «олигарх», нацеленную против деятельности русской мафии. В сети правоохранителей попали 11 граждан России, среди которых оказался и владелец местного футбольного клуба «Марбелья» Александр Гринберг. Его обвиняют в связях с Измайловской ОПГ. Вместе с Гринбергом был задержан и топ-менеджер одной из структур АФК «Система» Арнольд Спиваковский (Тамм), известный Интерполу как один из представителей верхушки «солнцевских».
Как зарождалась «прачечная»
Схема легализации преступно добытых средств, появилась в головах российских криминальных деятелей еще в конце 90-х годов, когда авторитеты начали скупать в Испании недвижимость. Однако схему довели до «ума» только в 2003 году на воровской сходке в Аликанте, состоявшейся в день рождение Шакро Молодого. Сходка проходила два дня — 20 и 21 марта.
Здесь собрались все именитые воры в законе. Был и Аслан Усоян (Дед Хасан) с несколькими своими представителями, Владимир Тюрин (Тюрик), Виталий Изгилов (Зверь), Тариел Ониани (Таро), Мераб Гогия (Мераб), Джамал Хачидзе («воровской» куратор «солнцевских»), Вахтанг Кардава (Вахо), Мамука Микеладзе и несколько близких к криминалу предпринимателей, среди которых были «бухгалтер русской мафии» Леон Ланн и ближайший соратник Шакро Молодого Константин Манукян.
Если верить сведениям испанских спецслужб, то на этой сходке воры в законе определили дальнейшую деятельность по созданию на территории Испании сети фирм, которые и будут отмывать деньги российских преступных группировок. Так и зародилась гигантская «прачечная», состоящая из множества фиктивных компаний. Одна только Elviria Invest строила на выкупленном обширном участке земли 38 коттеджей.
Деньги для «отмыва» стекались в Испанскую «прачечную» и из дальних регионов России. Практически все крупные преступные группировки пользовались «прачечной» созданной ворами в законе и подконтрольными им бизнесменами. В дальнейшем наиболее влиятельные группировки уже сами начали строить свои «прачечные» для отмыва своих капиталов, не желая делиться процентами с ворами.
Как заявляет источник, деньги шли ото всюду, не только из России. Со всей Европы, где присутствуют группировки российских криминальных лидеров, стекались темные капиталы, которые успешно легализовывались на территории Испании.
Власти против мафии
Но такое положение дел естественно не устраивало властей, когда речь зашла о том, на какие именно капиталы выстроена за последние десять лет экономика страны. Поэтому вчерашние благодетели стали прижимать своих инвесторов. Наиболее мощный прессинг ощутили на себе русские авторитеты, до этого времени чувствовавшие себя в Испании в безопасности. Начались спецоперации против русской мафии. Ежедневно стали задерживать представителей преступных группировок, а также их лидеров.
Существенную роль в разоблачении лидеров российской преступности сыграл офицер ФСБ Александр Литвиненко. Именно с ним связался в 2005 году прокурор по борьбе с коррупцией и оргпреступностью при Национальном суде Испании Хосе Гринде. Литвиненко, по долгу службы был в курсе практически за все, что творилось в криминальном мире России. Поэтому он начал давать спецслужбам Испании информацию. Однако до конца свою роль Литвиненко не отыграл — в ноябре 2006 года опальный сотрудник ФСБ должен был прилететь в Мадрид для того, чтобы дать испанской прокуратуре исчерпывающие показания о деятельности «русской мафии» в стране, однако незадолго до визита умер после отравления при до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах.
«Литвиненко помог нам определить место каждой персоны в иерархии российской оргпреступности. Он не дал нам много конкретных данных, но для нас эти встречи были очень полезными», — рассказывал один из испанских агентов, встречавшихся с ним.
Благодаря данным, полученным от Литвиненко, Испанские спецслужбы плотно взялись за воров в законе Захария Калашова и Виталия Изгилова, а также авторитетов Геннадия Петрова и Александра Малышева. Их арестовали и предъявили обвинения в создании «прачечных». Пока силовики занимались этими господами, из страны поспешно выехали Тариэл Ониани, Владимир Тюрин и еще несколько воров в законе.
Новые схемы «отмыва»
Ввиду того, что после экономического кризиса 2008 года, Испанские власти ужесточили законы насчет коммерческой деятельности, то криминальные деятели стали использовать новые схемы для «отмывания» денег. В настоящее время эти схемы настолько сложны, что выявить и пресечь таких деятелей не всегда представляется возможным. Крупные суммы денег перебрасываются из одной компании в другую по несколько раз. Наиболее распространена схема с офшорами, когда в Панаме или Андорре деньги вносятся на счет офшорной компании, а затем уже легально переводятся в Испанию, где создается легальное акционерное общество.
Вся эта история с «прачечными» Испании вынудила власти создать новый контролирующий орган — Комиссию Испании по предотвращению отмывания капиталов и финансовых нарушений (Sepblac), который выявляет происхождение ввозимых из-за рубежа капиталов. Все денежные переводы из-за рубежа взяты под жесткий контроль, перевод должен сопровождаться справкой Центробанка страны-отправителя с подтверждением законного происхождения средств. Нарушение норм грозит судебным преследованием как владельцам денег, так и испанским банкам.