Третий срок губернаторства главы Алтая Александра Карлина закончится уже в следующем году. Однако жители региона больше не в силах ждать. Они обратились к президенту России с просьбой провести проверку изложенных ими фактов и по ее результатам отправить Карлина в отставку.
Под документом подписались даже многие региональные депутаты. Претензий к главе региона много, но главная из них — коррумпированность.
Пользуясь покровительством губернатора, местные чиновники создали холдинг-монополист в отрасли, которую должны были развивать. Привлечь к ситуации внимание силовиков не удается уже 10 лет. Кто гарантирует неприкасаемость Карлину и почему жители Алтая обращаются с просьбой о его отставке напрямую к Путину?
ОПГ под покровительством губернатора
Тысячи жителей Алтайского края подписали открытое обращение к президенту России Владимиру Путину и руководителям правоохранительных органов. Они потребовали положить конец беззаконию, которое, как утверждают авторы документа, творит в регионе преступная группировка, пользующаяся покровительством губернатора Алтая Александра Карлина.
Чиновники, близкие к главе региона, проворачивают махинации в лесной отрасли, ЖКХ, здравоохранении, а их должностные преступления покрывают прокурор Алтайского края Яков Хорошев и руководитель СУ СК РФ по Алтайскому краю Евгений Долголев.
Общественники полагают, что единственный способ спасти Алтай от «ОПГ губернатора Карлина» — это отправить в отставку главу региона, занимающего свой пост уже более 12 лет.
Инициатором обращения к президенту стал Краевой общественный совет по защите алтайских лесов (КОСЗАЛ). Подписи под документом поставили муниципальные и краевые депутаты Алтайского края, представители ОНФ и ряда общественных организаций.
ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес»
В качестве главного примера, доказывающего преступную деятельность губернатора Алтая, авторы обращения приводят ситуацию с ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес». Эта организация была создана в 2007 году. Заместителем Карлина и руководителем регионального агентства лесного хозяйства тогда являлся Яков Ишутин.
Чиновник объединил все бывшие лесхозы региона: создал 31 общество с ограниченной ответственностью и включил все их в состав холдинга «Алтайлес». Как утверждают авторы обращения, они располагают документами, доказывающими, что при этом была использована преступная схема передачи государственного имущества лесхозов, созданных еще в советские времена, в частный холдинг с помощью фирм-«прокладок».
Бывшие руководители лесничеств стали учредителями различных ООО, вошедших в состав «Алтайлеса», а затем их обманом лишили долей собственности. Так в регионе была создана монополия в сфере поставок древесины. А холдинг «Алтайлес» возглавили близкие родственники Ишутина и его заместителей.
К 2011 году якобы в рамках реализации государственной инвестиционной программы в городах Камень-на-Оби и Рубцовск были построены два лесоперерабатывающих комбината. При этом проект «Каменского ЛДК» Управление лесами Алтайского края с согласия Карлина утвердило как приоритетный с нарушением законодательства — под уже существующее производство. По подсчетам представителей ОНФ, краевому бюджету в результате был нанесен ущерб в сотни миллионов рублей.
Новые комбинаты также стали частью холдинга «Алтайлес». Карлин предоставил этим предприятиям льготы по аренде лесных участков и компенсацию банковской ставки по кредитам Сбербанка. Как утверждают авторы обращения, холдинг «Алтайлес» и его филиалы получили в льготную аренду около 1 млн га лесов в результате манипуляций с конкурсами.
Но главное, что в аренду холдингу были переданы не просто леса, а половина всей площади знаменитых ленточных боров Алтая. Этот уникальный лес — главная гордость региона и важная составляющая его экологического благополучия. Таких лесов нет больше нигде на планете, поэтому о недопустимости вырубки алтайских ленточных боров многократно заявляли и экологи, и биологи. С целью их сохранения был созданы несколько природных заказников. Однако ничто не помешало превратить заповедный лесной массив в сырьевую базу для новых комбинатов.
Когда ленточные боры пошли под топор, общественники впервые вышли на акции протеста. Но Владимир Чуканов, являвшийся на тот момент генеральным директором холдинга «Алтайлес», в ответ на все претензии заявил: он не нарушает закон, а наоборот — соблюдает его.
Мол, рубить лесные насаждения в заказниках можно: «Прямого запрета на проведение рубок лесных насаждений ни одно из положений о заказниках не содержит. Проведение рубок лесных насаждений на их территории не противоречит и лесному законодательству.
Иное утверждение приведет к тому, что данный запрет нарушает права Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда, и права лиц, использующих леса на данной территории». Как и следовало ожидать, губернатор Алтая поддержал позицию Чуканова и не остановил рубки.
Михаил Ключников
Одним из фактических владельцев холдинга является, по утверждению активистов ОНФ, Михаил Ключников. Ранее он занимал пост начальника Управления лесами краевой администрации. Этот чиновник подписал постановление о передаче в аренду трети земель Залесовского лесничества для проведения сплошных рубок.
А сын начальника управления лесами Иван Ключников, ранее трудившийся директором по развитию холдинга «Алтайлес», по счастливому совпадению именно в этот момент стал исполнительным директором Рубцовского ЛДК.
Возмущенные общественники неоднократно пытались привлечь к ситуации внимание президента России, генпрокурора РФ, руководителя СУ СК РФ, министра МВД РФ, руководителя ФСБ РФ, министра природных ресурсов и экологии РФ, председателя Счетной палаты РФ, природоохранного прокурора Алтайского края.
Писали обращения, выходили на пикеты, собирали подписи под петициями. Единственное, чего им удалось добиться, — это проведения проверки, по результатам которой в отношении Ключникова было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Разбирательство тянулось почти два года. Следствие пришло к выводу, что при заключении договора аренды лесного участка в Залесовском заказнике Ключников нарушил положение о заказниках и лесохозяйственный регламент. Причем чиновник полностью осознавал общественную опасность своих действий, в том числе и то, какой огромный материальный ущерб они нанесут лесной экосистеме.
Однако в конце 2013 года судья Центрального районного суда Барнаула Максим Рыжков позицию следствия не поддержал и не увидел в действиях Ключникова состава преступления. Чиновник был полностью оправдан, поскольку судья счел разумным его аргумент, что «в действующем законодательстве нет прямого запрета на проведение сплошных рубок на территории Залесовского заказника».
К такому же выводу пришла и госэкпертиза, проведенная Управлением лесами Алтайского края. Документ с положительным заключением подписал заместитель начальника регионального управления лесами Владимир Шершнев. «Позиция управления лесами поддержана природоохранной прокуратурой, управлением природоохранных ресурсов края, департаментом лесного хозяйства по СФО, Минсельхозом, комитетом Госдумы по природопользованию», — сообщил Рыжков, вынося оправдательный приговор.
Следствие требовало наложить на Ключникова штраф, чтобы возместить ущерб в размере 63,5 млн рублей, нанесенный экосистеме края. Однако судья не удовлетворил и это требование. Чиновник не понес вообще никакого наказания.
Михаил Ключников заранее, еще в августе 2012 года написал заявление об увольнении по собственному желанию с поста начальника краевого управления лесами. Чем сейчас занимается человек, виновный в том, что часть уникальных ленточных боров безжалостно вырублена? Является президентом Союза организаций лесной отрасли «Алтайлес». А его сын Игорь Ключников назначен генеральным директором холдинга.
Коммерческий директор «Алтайлеса» — некий Дмитрий Логинов. Он женат на дочери Михаила Ключникова Елене. И он же является собственником ряда ООО, входящих в холдинг.
Дмитрий Шершенев, сын заместителя начальника управления лесами Алтайского края Владимира Шершнева (того самого, что подписал заключение экспертизы, освободившее Ключникова от ответственности в суде), работает в холдинге менеджером инвестиционных проектов.
Владимир Ишутин, сын бывшего вице-губернатора Якова Ишутина, числится в «Алтайлесе» директором по развитию и лично отвечает за поставки сырья. Он также владеет несколькими подконтрольными холдингу ООО, одним из них — совместно с братом, Алексеем Ишутиным.
Главным экономистом ключевого подразделения холдинга работает супруга все того же Ключникова Альбина. А ее сестра Ирина Донская является одним из учредителей «Алтайлеса».
Конфликт интересов, возникший, когда чиновники создали частный бизнес в отрасли, которую сами же и контролировали от имени государства, привел к катастрофическим последствиям для региона.
Работа «Алтайлеса»
Вот как описывает результат работы «Алтайлеса» один из авторов обращения к президенту: «Цены на пиломатериалы выросли в три раза. Объемы рубок в уникальных ленточных борах резко возросли, иногда в 2–3 раза. Например, в Мамонтовском лесничестве раньше вырубали 13–14 тыс. кубометров леса в год, теперь — до 50 тыс. и больше.
В Лебяжинском лесничестве с 48 тыс. кубометров до 106 тыс. кубометров леса в год. Лес рубят сплошь (до 60–70% древостоя), варварски бросая в лесу ветви и вершины, уничтожая и выжигая молодую поросль и плодородный слой. Бесконечные вереницы тяжелых грузовиков с российскими и казахстанскими номерами, доверху груженые свежеспиленными деревьями, круглый год едут в Рубцовск и Камень-на–Оби на комбинаты, а также напрямую — в Казахстан, Китай и Среднюю Азию.
Все это происходит с явными нарушениями законодательства о лесе и о защите природы. Участки в аренду отдаются без конкурса и аукциона предприятиям «Алтайлеса». Квоты на вырубку постоянно увеличиваются по дополнительным соглашениям, что тоже противозаконно. Лесные ООО из холдинга «Алтайлес» платят льготную ставку аренды за арендованные участки леса, да еще и отдают лес на комбинаты по «внутренним ценам», уходя тем самым от налогообложения и увеличивая прибыль учредителей «Алтайлеса», связанных с чиновниками».
При этом губернатор Карлин публично отрицает, что сплошные и промышленные рубки ведутся в заказниках и других лесах края, имеющих защитный статус.
Той же позиции придерживаются и профильные чиновники. Так, заместитель министра, начальник управления лесами Минприроды Алтайского края Владимир Черных в прошлом году заявил, что «в Алтайском крае 86% рубок — это выборочные рубки интенсивностью не выше 30%, которые убирают спелые и перестойные деревья. Основная цель рубки — создать условия для лесовосстановления».
Однако представители ОНФ заявляют: вопреки всем нормам действующего законодательства продолжается массовая вырубка лесов на территориях заказников «Касмалинский», «Завьяловский» и «Мамонтовский». Лесоводы Алтая констатируют: в защитных вырубаются не старые и больные деревья, а наиболее здоровые и ликвидные — в возрасте от 80 до 120 лет.
Гнилые деревья, которые нельзя продать, остаются стоять. Рубки ведут структуры «Алтайлеса»: на долю холдинга, по оценкам представителей ОНФ, приходится 88% всех незаконных рубок в регионе. Губернаторский холдинг фактически монополизировал лесную отрасль Алтая, нанеся за 10 лет колоссальный вред природе края. При этом 90% древесины после минимальной обработки отправляется за границу.
Мафия силовиков из «Алтайлеса»
Общественники продолжают протестовать, выходить на пикеты, собирать подписи. По утверждению членов КОСЗАЛ, чтобы угомонить самых активных из них, мафия силовиков из «Алтайлеса» использует поистине бандитские методы.
Безнаказанность гарантирует покровительство губернатора и алтайских силовиков. Схема устрашения проста: если человек начинает слишком активно выступать против незаконных вырубок, ему сжигают дом. Первый подобный случай поджога был еще 6 лет назад, в 2012 году. Дома лишился Валерий Горбунов — на тот момент он был депутатом Егорьевского районного Совета, а сегодня является экспертом Общественного народного фронта (ОНФ) и председателем КОСЗАЛ.
Его дом сожгли за то, что Горбунов разоблачил группу чиновников Рослесхоза, покрывающих преступления подчиненных Карлина — Ишутина и Ключникова. В опасности оказался и сам депутат: его автомобиль пытались столкнуть с трассы, а ему угрожали пистолетом.
Привластная местная мафия практикует поджоги по сей день. Так, в конце февраля этого года подожгли дом эколога Владимира Шевцова в селе Верхне-Бийск Республики Алтай. Общественник организовал пикет возле резиденции полпреда президента в Сибири Сергея Меняйло, призывая спасти от незаконных вырубок леса возле Телецкого озера. Всего через несколько дней его дом сгорел. Предварительной причиной пожара специалисты ГУ МЧС по Алтайскому краю назвали поджог.
Обращение к Путину
Как утверждают авторы обращения к президенту России, руководители региональных силовых ведомств ничего не предпринимают, чтобы привлечь виновных к ответственности. Ни исполнителей, ни заказчиков преступлений не удается найти годами. Силовики полностью игнорируют и беспредел, который творит чиновничий бизнес в регионе.
Авторы обращения к Путину описывают реакцию надзорных органов на свои жалобы так: «Прокурор края Я.Е. Хорошев надлежащего надзора за соблюдением законов РФ с 2008 года и коррупцией в лесной отрасли не осуществляет, не принимает меры по преступлениям краевых чиновников и коммерсантов холдинга «Алтайлес» за незаконным оборотом древесины и бесконтрольного вывоза ее за границу.
Прокурор края халатно и формально проводит проверки, систематически и много лет (с 2008 года) допускает нарушения чиновниками края антимонопольного и лесного законодательства РФ и законодательства о защите конкуренции!».
По мнению авторов обращения, причина полной слепоты алтайских силовиков проста: все они помнят, что до того, как стать губернатором Алтайского края, Карлин работал в Генпрокуратуре РФ, причем был не рядовым сотрудником, а начальником управления. Потом стал первым заместителем министра юстиции РФ, а затем — начальником управления администрации президента России. Эту должность он занимал, когда Путин лично предложил кандидатуру Карлина на пост губернатора Алтайского края.
Свои высокие связи в столице Карлин явно не растерял — больше нечем объяснить, почему ему уже третий срок удается оставаться губернатором Алтая. Слухи о скорой отставке появляются регулярно, но все они остаются не более чем слухами. Поэтому жители региона и обращаются с просьбой об отставке Карлина напрямую к столичным покровителям главы Алтайского края.