В январе 2015-го в Самаре вспыхнул грандиозный скандал, связанный с банкротством некогда солидного кредитно-финансового учреждения «Волга-Кредит». Жертвами банкиров-мошенников стали тысячи вкладчиков, ущерб измерялся миллиардами рублей. Те, кого считали организаторами аферы, исчезли без следа вместе с выведенными из банка деньгами. Их объявили в международный розыск, расследование застопорилось. И вот спустя три года история приняла новый, неожиданный оборот.
Невероятное произошло в канун нынешнего Нового года. В одну из московских клиник был доставлен пациент в бессознательном состоянии. Врачи без труда установили диагноз – передозировка – и принялись спасать человека. При этом, как и положено, сообщили в полицию данные из документов пациента. Для полицейских же эти сведения оказались, надо полагать, лучшим новогодним подарком. Оказалось, что на реанимационном столе ни кто иной, как экс-банкир Руслан Токарев, без малого два года находящийся в международном розыске и обвиняемый в финансовых махинациях в связи с делом банка «Волга-Кредит».
А ведь большинство экспертов, изучавших это дело, были абсолютно уверены, что Руслан Токарев, как и его подельник Андрей Иванов, давно уже благополучно пребывают в какой-нибудь стране, откуда на родину выдачи нет. Как позже выяснилось, Руслан Токарев находился в Москве, и в роковой для себя вечер отдыхал в женской компании. Как считают в полиции, вероятно, одна из дам добавила беглому финансисту кое-чего в бокал, но переборщила. Далее жизненный путь Руслана Токарева пролег по маршруту московская больница – самарский следственный изолятор.
Волга Кредит банк
Скандал с «Волга-Кредитом» начался в январе 2015 года после того, как у банка была отозвана лицензия. Вкладчики, естественно, ринулись в «Волгу» за своими деньгами и обнаружили, что в их счетах кто-то серьезно похозяйничал. Потерпевшими оказались 2,5 тысячи человек, общий ущерб приближался к 3 миллиардам рублей.
Вскоре следователи установили, что накануне отзыва лицензии в банке появилась приглашенная группа столичных специалистов по банкротствам. Действовали они по отработанной схеме: на первом этапе организовывали кампанию по массовому привлечению в банк средств вкладчиков, затем эти деньги выводили за рубеж, а документацию, в том числе электронные носители информации, уничтожали.
Также, примерно за год до банкротства, в «Волга-Кредите» был обновлен список владельцев: в числе главных акционеров оказались неизвестные жители далеких сибирских сел.
Следователи пришли к выводу, что во главе преступной группы стояли московский финансист Руслан Токарев и бывший советник главы обанкротившегося Тюменьагропромбанка Андрей Иванов. Обоих объявили в международный розыск, ну и для порядка арестовали нескольких менеджеров среднего звена «Волга-Банка».
Банкир Андрей Иванов
Фигура объявленного вместе с Русланом Токаревым в международный розыск Андрея Иванова по-своему интересна. В прошлом он работал в ГУВД Москвы, занимался вопросами экономической безопасности и противодействия коррупции. А затем переключился на банковскую сферу. Помимо обанкротившегося Тюменьагропромбанка, работал в Европейском индустриальном банке (также ставшим банкротом). Рассказывают, что, объявившись в Самаре, Андрей Иванов называл себя представителем группы инвесторов, которые якобы собираются купить «Волга-Кредит». Никаких официальных постов в самарском банке Андрей Иванов не занимал, зато летал за счет кредитного учреждения бизнес-классом.
В процессе расследования также выяснилось, что люди, которых товарищи привели в «Волга-Кредит», раньше работали с Токаревым в других банках, которые стали, возможно не без их участия, также банкротами.
Кстати, тогда, в 2015 году, столичная парочка Токарев-Иванов привлекала немалый интерес со стороны Центрального банка, который требовал от своих ревизоров выявить подлинную роль этих финансистов в делах «Волга-Кредита», подозревая, что они и есть подлинные владельцы банка.
Но, похоже, ревизоров посылать уже было поздно. А пока следствие занималось менеджерами среднего звена «Волга-Кредита», Токарев-Иванов благополучно испарилась. Что дало повод предположить, что и эту банковскую аферу в итоге спишут на «стрелочников». Между тем ущерб «Волги-Кредита» от деятельности столичных гостей перевалил за 4 миллиарда рублей, обокраденными оказались более 3 тысяч вкладчиков.
Ваня-хакер
А ведь мало каким следователям падала просто-таки с неба такая удача, как тем, кто разбирался с делом «Волга-Кредита». Мало того, что стечение обстоятельств преподнесло им на больничной койке (словно на блюдечке) одного из главных обвиняемых, которого они не могли поймать почти три года. Так еще в марте 2017-го к самарским следователям явился человек, которого со всеми основаниями можно было считать ключевым свидетелем по делу. Его не искали, не задерживали. Он, как утверждают СМИ, сам пришел.
Речь идет об одном из ведущих спецов той самой московской группы, которая так умело обанкротила «Волга-Кредит». Как удалось выяснить, эта же группа приложила руки к банкротству Европейского индустриального банка, Тюменьагропромбанка, банка «Пушкино», столичной брокерской компании «МФЦ» и ряда других подобных организаций. Звали явившегося к следователям человека Иван Солдатов, или Ваня-хакер.
Он рассказал, что в банк «Волга-Кредит» его пригласил московский знакомый Юрий Олегов, известный тем, что умеет решать вопросы в банковской сфере. Тот познакомил Солдатова с мужчиной средних лет азиатской наружности – «гарантом сделки». Задача Вани-хакера была наполнить дышавший на ладан «Волга-Кредит» деньгами вкладчиков. Ведь для того, чтобы деньги украсть, следовало их сначала получить. А для этого следовало провести так называемую операцию «пылесос». Была поставлена задача: закачать в банк до 4 миллиардов рублей. Исполнителям – 10 процентов от итоговой суммы.
Суть «пылесоса» — агрессивная рекламная кампания – от раздачи листовок в общественном транспорте до вручения бесплатных «айфонов». Помогало то, что Ваня-хакер получил свободный доступ ко всей клиентской базе «Волга-Кредита». «Пылесос» сработал. Вкладчики поверили в банк «Волга-Кредит» и потянулись к нему, что было далее – уже известно.
Рассказал Солдатов следователям также, что хорошо знаком и с Русланом Токаревым, и с Андреем Ивановым. Что самое интересное, то после всех этих откровений, Иван Солдатов спокойно вышел из кабинета следователя. И исчез. Его никто и не пытался задержать.
Арест Руслана Токарева
Поэтому представляется далеко не решенным делом, что арест Руслана Токарева придаст решающий импульс расследованию аферы с банком «Волга-Кредит», и что в итоге обворованным вкладчикам вернут их деньги. Ведь разоренный самарский банк был далеко не первым кредитно-финансовым учреждением, потерпевшим крах при активном участии этого профессионала банковского дела. И все эти «подвиги» до сих пор сходили Токареву с рук. А список деяний широк и ярок.
Помимо уже упоминавшихся Тюменьагропромбанка, банка «Волга-Кредит» и банка «Пушкино» (кстати, по данным СМИ, именно банкротство последнего стало решающим доводом для ЦБ начать масштабную зачистку банковского сектора) в послужном списке Токарева имеется еще и громкий скандал вокруг одной из самых именитых российских брокерских компаний – Московского фондового центра (МФЦ).
Миллиарды рублей были похищены и выведены из страны в ходе манипуляций с облигациями федерального займа (ОФЗ), которые проводило руководство центра. В числе клиентских средств, списанных со счетов МФЦ, были акции «Газпрома», «Лукойла», «Ростелекома». Кстати, знакомый почерк: когда началось расследование, выяснилось, что сервер МФЦ уничтожен. И ничего удивительного тут нет.
По этому делу был арестован гендиректор МФЦ Валерий Иванов. Но, что интересно, в 2012 году контрольный пакет акций МФЦ принадлежал… Руслану Токареву. В 2013 году он был бенефициаром МФЦ.
Теперь следователи пытаются установить взаимосвязь хищений в МФЦ и пропавших денег вкладчиков в банке «Волга-Кредит». Возможно, дела будут объединены.
Интересно, а раньше никому нельзя было остановить этого, как выясняется, широко и специфически известного в банковском мире человека? Например, Центробанку с его эффективными инструментами учета и контроля. Или Руслан Токарев до поры до времени был весьма кому-то полезен?