Результат выбора имени добровольному спортивному обществу советских профсоюзов, произведенный переполненными энтузиазмом о близкой мировой революции большевистскими функционерами, вполне объясним. Предводитель восстания рабов в римской империи Спартак, облагороженный пером итальянского писателя Джованьолли, вполне соответствовал требованиям революционного пролетариата, решившего бороться с гидрой капитализма на стадионах.
Однако, до сих пор абсолютно непонятно почему именно это название полюбилось советской интеллектуальной элите – писателям, артистам, музыкантам, безоговорочно ставшими яростными болельщиками спортивных команд «Спартака»? Еще менее прогнозируемым стало появление в 2015 году на посту председателя физкультурно-спортивного общества «Спартак» бывшего борца греко-римского стиля Андрея Слушаева. Эстетствующая публика предпочитала со-пережевать футбольным или хоккейным баталиям. Возня потных волосатых мужиков на борцовском ковре должна больше нравится плебсу – грузчикам помидор или торговцам урюком.
Любители спорта, сильно напрягшись, могут вспомнить, кроме чемпиона Олимпийских игр-2008 каноиста Максима Опалева, только длинный перечень спортсменов из командных видов спорта, носивших на груди надпись «Спартак».
Свита Квантришвили
Путь Андрея Слушаева к руководству спортивным обществом был долог и тернист. Активную спортивную карьеру он закончил еще в 80-х годах, добившись звания мастера спорта международного класса. Его друг, коллега, а впоследствии партнер борец и тренер Михаил Мамиашвили был куда более успешней. В 1988 году он получил в Сеуле олимпийское золото, что позволило ему дальше сделать вполне приличную карьеру спортивного функционера, а Слушаеву оставалось только следовать за ведущим в тандеме.
В начале 90-х два бывших борца подвизались в свите у Отари Квантришвили – предпринимателя, общественного деятеля и авторитетного в криминальном мире человека. В него его ввел старший брат Амиран – в прошлом известный московский «катала», занявшийся коммерцией и ставший учредителем кооператива «Ассоциация 21 век». Бытует мнение, что гениальные люди в глазах обывателей выглядят несколько странновато. Для примера всегда приводят Альберта Эйнштейна. Первооткрывателя теории относительности учителя в школе считали круглым идиотом.
Гениальность Отари Квантришвили была выше. У него имелась официальная справка, что он не совсем психически здоровый человек. По молодости он попал на 9 лет в тюрьму по позорной статье об изнасиловании. Сократить срок ему неожиданно помог гроза советских диссидентов профессор-психиатр Снежневский. Изобретенный им диагноз «вялотекущей шизофрении», отправлявший пачками в психбольницы правдоискателей, в случае с Отариком оказался спасательным от заключения «кругом». Гениальность Квантришвили выразилась в попытке организовать спортсменов в политическую партию, которая так и называлась «Спортсмены России». Крепкие ребята по всей России быстро сбились в волчьи стаи. Им не хватало только политической силы. В ней и в другом детище Отарика «Фонде социальной защиты спортсменов имени Льва Яшина» первое время подвизались Мамиашвили и Слушаев.
В рядах бауманцев
В те годы спортсмены, особенно представители силовых единоборств, валом пошли в криминал. Организации Квантришвили были на самом деле ширмой, за которой в основном функционировали бригады рэкетиров. Отарик некоторое время работал тренером по борьбе классического стиля и хорошо ориентировался в способностях своих подопечных. Андрей Слушаев считался человеком из «бауманской» ОПГ.
В 1988 году Владислав Ваннер (Бобон) организовал под своим началом братву в одноименном районе столицы. Крепкие ребята ему были всегда нужны, а бывший борец, да к тому же международный мастер, да к тому же не «мухач», а накачанный «полутяж», быстро стал незаменимым при наездах и «стрелках». Недаром там же он получил кличку Слон.
Политической карьеры у Слушаева не получилось. В течение одного года от рук киллеров погибли оба Квантришвили – Амиран и Отари. С «бауманскими» также вышел прокол. В 93 и 94 годах последовательно, друг за другом на тот свет ушли ключевые фигуры ОПГ Глобус, Рэмбо, Жид, а за ними и сам Бобон, но Слон без работы не остался. В попытке возрождения «бауманских», предпринятой Андреем Журавлевым (Терразини), он участия не принимал и правильно сделал. ОПГ все равно бесследно исчезла после ареста в 2002 году ее последнего главаря Монгола.
Слону помогли пережить трудное время друзья. Тогда его пути немного разошлись с вектором движения Михаила Мамиашвили. Тот сделал акцент на своих организаторских способностях, в итоге возглавив ЦСКА, потом Федерацию спортивной борьбы и войдя в Олимпийский Комитет России в ранге его вице-президента. По праздникам на широком торсе Мамиашвили появлялся армейский китель с полковничьими погонами.
Странная деятельность
Слушаев предпочел заняться более простой охранной деятельностью. Его грузинский знакомый Гоча Аревадзе – руководитель фонда «Правопорядок-Центр» обеспечил ему появление в личной охране Эдуарда Шеварднадзе во время президентских выборов в Грузии в 1995 году. По возвращению в Россию уже Мамиашвили помог ему «перекантоваться» какое-то время начальником команды борцов ЦСКА и заведующим базой олимпийского резерва в Подольске.
Слон не привык жить на одну зарплату, поэтому частенько брался за странные коммерческие проекты. До сих пор неизвестно кто и сколько заплатил Слушаеву за участие в губернаторских выборах на Чукотке, когда он был явным спойлером Абрамовича. Оленеводы так и не увидели московского спортсмена. За время до выборов он побывал на полуострове всего лишь раз, добравшись до офиса какого-то банка. Вероятно, там он отметил командировочное удостоверение и получил причитающуюся за визит зарплату.
Надо отдать должное Слону и Мамику – они всегда упорно и активно искали свою «золотую жилу». После убийства Отари Квантришвили им достался «спортивный общак». В тревожные месяцы безвременья друзья передали его на хранение надежному человеку – довольно «мутной» личности с профессиональными корнями, уходящими еще в Генштаб Советской Армии, Сергею Железнову.
Выждав время, друзья-борцы приступили к выгодному вложению денег в «дело». Им стала попытка проведения в России экзотических кетч-шоу. Слон отправился в загранкомандировку в Японию, где кетч весьма популярен и находится под патронажем якудза. Всесторонний обмен опытом продолжился участием в японских шоу знакомого экс-борца Владимира Берковича, получившего почетное звание чемпиона мира по кетчу.
В России для продвижения проекта Слушаев и Мамиашвили специально учредили ТОО «Профессионал», но профессиональные борцы несколько ошиблись в расчетах. Русскому менталитету более близкими оказались коллективные виды спорта футбол и хоккей, чем, пусть красочный и насыщенный акробатическими бросками, но жестко-свирепый показушный кетч.
ТОО «РАМБИС»
Слушаев на почве внедрения в российскую действительность иностранного вида борьбы познакомился со многими воротилами шоу-бизнеса и даже извлек из этого пользу для себя. Он получил место начальника службы безопасности в компании «БИЗ Энтерпрайз» продюсера Бориса Зосимова, но попыток создать общее с другом Мамиком дело он не оставил.
Им стало следующее ТОО «РАМБИС». Его учредителями стали американский гражданин Григорий Рабинович, грузин Гоча Аревадзе, государственный тренер Михаил Мамиашвили, русский кетчист-чемпион Владимир Беркович и Андрей Слушаев, от первых букв фамилий которых образовалось название фирмы.
По привычке в новой структуре Слон стал отвечать за ее безопасность. Коммерческую сторону деятельности взял на себя Беркович. Сама же она была предназначена для отмывания денег добытых рэкетом, путем благотворительной помощи спортивным структурам, помощи в организации соревнований, выдачи перспективным спортсменам грантов. Уроки меценатства, полученные от Квантришвили, пригодились. Основными клиентами «РАМБИСа» были «солнцевские» и «таганские».
Криминальные авторитеты
Через «Супримакс Банк» с помощью по-прежнему надежного генштабиста Железнова валюта выводилась на счета в Швейцарию. Активность российских борцов в коммерции в конце концов была замечена за океаном. Мамиашвили и Слушаев, по заключению компетентных американских органов, являются криминальными авторитетами, их бизнес носит криминальную основу, они оба выполняют функции связников с якудза.
Роль Мамиашвили была настолько высоко оценена американцами что несмотря на свой высокий официальный статус несколько раз имели место случаи отказа в выдаче ему въездной визы в США и страны Западной Европы, что поставило его на один уровень с Иосифом Кобзоном и Григориеем Лепсом. Слушаев на фоне своего именитого друга, как всегда, держится в тени и не позволяет себе публичных скандальных выходок, подобной той, что произошла на Олимпиаде в Рио, когда нетрезвый, раздосадованный проигрышем Мамик дважду ударил по лицу члена сборной команды Инну Тражукову.
Вступив в должность председателя «Спартака», Андрей Слушаев сформировал попечительский совет общества, куда, помимо известных ветеранов спорта-»спартаковцев», вошел актер, каскадер и продюсер Александр Иншаков – еще одна персона нон-грата для Америки. Одним из первых публичных мероприятий новоиспеченного спартаковского чиновника стало посещение Голицынского пограничного института ФСБ РФ, куда он прибыл с депутатом Госдумы экс-борцом Александром Карелиным. Раньше подобные учреждения находились под эгидой спортивного общества «Динамо». Может быть «спартаковцем» Слушаевым двигало желание примелькаться не только у творческой интеллигенции, но и у людей в погонах, чтобы найти более надежных защитников от возможных наездов из-за «бугра»?