Александр Дмитриевич Жуков родился в Москве, в семье советского писателя Дмитрия Анатольевича Жукова, который, несмотря на то, что имел дворянское происхождение, был признан в Советском Союзе и даже имел квартиру в знаменитом «Доме на набережной». Правда, крепкой семьи у Жуковых не получилось, и родители Саши развелись вскоре после его рождения. Воспитанием мальчика занялись бабушка и дедушка, которые души не чаяли в своем внуке, постоянно балуя его. Зато они с раннего детства приобщили Сашу к спорту, водя его в шахматную секцию и секцию фигурного катания.
Окончив элитную столичную математическую школу, Александр Жуков поступил на экономический факультет МГУ, где, как ни странно, нашел новое применение своим математическим способностям. Так, если раньше он просчитывал шахматные партии, то теперь его увлек преферанс. На экономическом факультете тогда образовался своеобразный клуб любителей этой карточной игры, многие члены которого впоследствии стали занимать высокие посты в российской экономике. Одним из представителей данного кружка был и будущий банкир Петр Авен, который учился на курс старше Александра. Кроме того однокурсниками Жукова были будущий премьер-министр Егор Гайдар и будущий глава Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев. Но и Гайдар, и Батдыев относились к тем ученикам, которые корпели над учебниками и не участвовали в разгульных вечеринках клуба картежников.
После окончания университета Жуков вместе с Авеном и Гайдаром стали сотрудниками ВНИИ системных исследований. В скором времени Александр Дмитриевич Жуков женился и при помощи связей своей жены перебрался в Министерство финансов СССР, став сотрудником Главного валютно-экономического управления. Здесь он начинал обычным экономистом, а к тридцати годам уже дорос до начальника отдела финансирования внешних экономических связей. Тогда же он сделал первые шаги в политике, став в 1986 году депутатом Бауманского районного совета народных депутатов.
Александр Дмитриевич Жуков
После развала Советского Союза и объявления приватизации многие высокопоставленные представители Минфина стали переходить в банки и предприятия, через которые некогда работало министерство на благо страны и которые теперь готовились перейти в частные руки. Таким путем пошел и Александр Жуков, который стал вице-президентом внешнеэкономического АО «Автотракторэкспорт», через которое государство продавало за рубеж трактора и КАМазы. В данном переходе ему помог тогдашний заместитель министра внешнеэкономических связей Михаил Фрадков, с которым у него сложились тесные отношения.
После разгосударствления «Автотракторэкспорта» Александр Дмитриевич Жуков со своими коллегами, оказался владельцем крупной зарубежной автомобильной сети торговых и сервисных предприятий. В эти же годы он не только стал счастливым обладателем некогда государственного имущества, но одновременно успел окончить школу бизнеса Гарвардского университета для высших менеджеров и государственных служащих.
В 1993 году, после разгона Верховного Совета, были объявлены первые выборы в Государственную Думу РФ. Ряд соратников Александра Дмитриевича Жукова посчитали, что он отлично бы подошел на роль народного избранника. Александр Жуков выдвинул свою кандидатуру по Преображенскому избирательному округу Москвы от избирательного объединения «Достоинство и милосердие» и выиграл их при поддержке избирательного объединения «Выбор России» Егора Гайдара.
На встречах с избирателями Преображенского округа Александр Жуков обещал им решить проблему так называемых фенольных домов (при их строительстве в цемент добавлялся фенол, в результате чего дома пошли трещинами, и в них появилась повышенная концентрация вредных веществ). Однако после выборов, он лишь однажды затронул этот вопрос на встрече с мэром Москвы Юрием Лужковым. В целом же новоиспеченный депутат был занят вопросами государственного масштаба. Так, он входил в комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, возглавлял подкомитет по валютному регулированию, внешнему долгу, драгоценным металлам и камням.
После того, как Александр Жуков прошел в Думу второго созыва, он стал заместителем председателя парламентского комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, а в 1998 году возглавил данный комитет. Кроме того в эти годы Александр Дмитриевич стал членом Наблюдательного совета Сбербанка РФ, вошел в состав Национального банковского совета при Центральном банке России, а также в состав совета директоров Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» («АРКО»). Под чутким руководством главы бюджетного комитета Госдумы разрабатывались Бюджетный и Налоговый кодексы.
Все шло к тому, что Александру Дмитриевичу Жукову вот-вот должно было поступить предложение из правительства. В 1999 году, когда председателем кабинета министров стал Сергей Степашин, все ожидали, что именно Александр Жуков станет его первым замом. Против такого назначения был Анатолий Чубайс, который лоббировал на этот пост кандидатуру министра путей сообщения Николая Аксененко, который в итоге и стал вице-премьером. Александру Дмитриевичу Жукову в свою очередь было предложено кресло заместителя председателя правительства по экономическим вопросам. Но глава думского комитета по бюджетной политике в сердцах отказался от предложенной должности, заявив, что не намерен работать под началом Аксененко.
Зато в скором времени Александр Жуков в третий раз стал депутатом Госдумы. На этот раз он шел от лужковского избирательного объединения «Отечество – Вся Россия» (ОВР), в чью фракцию и вошел в парламенте. Пост председателя Комитета по бюджету и налогам и на этот раз остался за Александром Дмитриевичем Жуковым. В эти годы он активно выступал за налоговую амнистию, что, по его мнению, должно было привести к пополнению бюджета и притоку инвестиций в российскую экономику.
Александр Жуков и Единая Россия
В 2001 году ОВР объединилась с партией «Единство» в партию «Единая Россия». Александр Дмитриевич Жуков стал членом данной партии и на очередных выборах был снова избран депутатом, уже как представитель «ЕР». В Думе IV созыва он стал одним двух первых вице-спикеров нижней палаты парламента совместно с Любовью Слиской.
В марте 2004 года, после того, как Владимир Путин во второй раз был избран Президентом РФ, было сформировано новое правительство во главе с Михаилом Фрадковым. Александр Жуков, еще с девяностых годов друживший с Фрадковым семьями, стал единственным его заместителем. В скором времени вице-премьер вошел в состав Высшего совета «Единой России» и стал членом бюро Высшего совета партии.
Уже через месяц после нового назначения с Александром Дмитриевичем Жуковым случился конфуз. В ходе пленарного заседания научной конференции «Конкурентоспособность и модернизация экономики» он зачитал объемный доклад, касавшийся плана налоговой и административной реформы. После Александра Жукова выступил министр экономического развития Герман Греф, который неожиданно заявил, что ему теперь понятно, почему в кабинете министров «лишь один вице-премьер». Он посетовал на то, что Александр Дмитриевич Жуков в своем выступлении рассказал «все», и теперь министрам остается «выбросить свои доклады». Но бесконфликтный заместитель председателя правительства мягко ответил, что министры могут более детально раскрыть затронутые им вопросы.
Александр Жуков и РЖД
В том же 2004 году Александр Жуков стал членом совета директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), и впоследствии избран председателем совета. С этих пор у него сложились тесные отношения с еще одним тяжеловесом российской элиты, Владимиром Якуниным, который в 2005 году стал президентом РЖД. Кроме того Александр Дмитриевич Жуков возглавил правительственную комиссию по проведению административной реформы, которая должна была начаться в 2005 году.
То, что именно ему было доверено реализовать столь серьезные изменения в структуре власти, должно было еще больше увеличить политический вес вице-премьера, но не успела данная реформа стартовать, как Жуков был снят Фрадковым с должности главы данной комиссии. В скором времени он перестал быть и единственным вице-премьером. Первыми заместителями Михаила Ефимовича были назначены Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, которые почти сразу же стали называться основными кандидатами в преемники Путина.
Александр Жуков и социальные расходы
В 2006 году должна была стартовать долгожданная налоговая амнистия, за которую так долго ратовал Александр Дмитриевич Жуков. Одновременно Жуков объявил о введении контроля расходов населения, для того, чтобы усилить приток в бюджет денежных средств. Многие эксперты тогда говорили, что за счет контроля расходов чиновников Александр Дмитриевич Жуков пытался компенсировать провальную кампанию по возвращению недобросовестных налогоплательщиков в правовое поле.
Кроме того, в том же 2006 году по инициативе Жукова были внесены поправки к закону «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которым полностью снимались какие-либо ограничения на валютные операции. Таким образом, Александр Дмитриевич Жуков заявлял о выполнение поставленной Президентом задачи по созданию из рубля конвертируемой валюты. Также Александр Жуков рапортовал о том, что бюджет 2006 года имел самые высокие показатели за все предыдущие годы по статье «социальные расходы». Однако он умолчал, что впервые в бюджете были рекордные цифры по деньгам, выделенным на содержание чиновничьего аппарата – почти один триллион рублей.
Работа правительства Фрадкова и, в частности, его вице-премьера запомнилась введением новой системы государственного учета алкоголя. В связи с тем, что переход на новую систему был гладок лишь на бумаге, реформа обернулась дефицитом алкоголя. Контроль за исправлением ситуации Михаил Ефимович возложил на Жукова.
В 2007 году к заместителям Фрадкова прибавился еще и Сергей Нарышкин. Произошли перераспределения ряда функций между вице-премьерами. В частности, Александр Дмитриевич Жуков перестал курировать вопросы транспортной политики. Кроме того Жуков и Нарышкин были лишь заместителями Председателя Правительства, в то время как и Медведев и Иванов были первыми замами. Тем не менее в августе того же года Михаил Ефимович фактически уровнял всех вице-премьеров в полномочиях, внеся поправки в регламент кабинета министров. Теперь Фрадков мог на свое усмотрение тасовать их полномочия, а Президент напрямую давать им распоряжения, минуя премьера.
Александр Жуков вице-премьер
Главной же заботой того лета для Александра Дмитриевича Жукова стали выборы хозяина зимних Олимпийских игр 2014 года. Он возглавлял Оргкомитет по поддержке выдвижения Сочи в качестве претендента на это звание и готовился к поездке в Гватемалу, где наш южный курорт должен был соперничать за зимнюю Олимпиаду с австрийским Зальцбургом и южнокорейским Пхенчханом. Выбор пал на Жукова потому, что он славился своей любовью к спорту и возглавлял Российскую шахматную федерацию. Его поездка в Гватемалу оказалась успешной, и Россия стала ожидать Олимпийские игры у себя дома.
Осенью того же года Фрадков попросил Путина об отставке своего кабинета в полном составе, чтобы предоставить главе государства свободу кадровых решений перед парламентскими выборами. Новым председателем правительства стал Виктор Зубков, при котором Александр Жуков сохранил кресло вице-премьера. Кроме того, Александр Дмитриевич был включен в московский список кандидатов в депутаты от «Единой России», в котором занял второе место (первое, естественно, было отдано тогдашнему мэру Юрию Лужкову). Однако после победы провластной партии на выборах, вице-премьер отказался от мандата, предпочтя продолжить работу в правительстве.
Петр Жуков
Избегавший долгое время компромата на себя Жуков невольно оказался замешенным в скандал со своим сыном Петром. Этот 24-летний молодой человек, проживавший в Лондоне, еще в 2006 году оказался участником пьяной драки. Жуков-младший, находясь в алкогольном опьянении, избил британского подданного Бена Рамси. За сына вице-премьера России вступились такие общественные и культурные деятели, как Никита Михалков и Михаил Барщевский.
Кроме того, ходили слухи, что данный Петр Жуков не имеет ничего общего с сыном политика, и тут же заявлялось, что он не участвовал в драке, а только разнимал дерущихся. Но о том, что Жуков-младший уже давно вел на чужбине разгульный образ жизни, говорил тот факт, что за месяц до инцидента ему уже поступало официальное предупреждение от британской полиции за нападение на водителя такси. В итоге дебошир был присужден к 14 месяцам тюремного заключения и денежному штрафу в 7 500 фунтов.
Для Александра Дмитриевича Жукова, которому после удачной поездки в Гватемалу и попадания в московский список «Единой России», прочили при новом главе государства либо кресло премьера, либо пост мэра Москвы, такие репутационные потери были весьма некстати. Однако при Президенте Медведеве он сохранил в новом правительстве Путина пост вице-премьера. В зону его ответственности теперь входили все национальные проекты (кроме сельскохозяйственных), а также государственная политика в области образования, здравоохранения и социального обеспечения граждан. Кроме того, он курировал вопросы развития физкультуры и спорта, включая подготовку к проведению Олимпийских игр в Сочи.
В конце двухтысячных годов Жукову пришлось работать в условиях мирового экономического кризиса, про который Александр Дмитриевич Жуков поначалу говорил, что он не скажется на российской экономике. Когда же проблемы стали очевидными, вице-премьеру пришлось уже докладывать о мерах направленных на их преодоление.
Александр Жуков и олимпийский комитет
В мае 2010 года, после неудачного выступления сборной России на зимних Олимпийских играх в Ванкувере, с поста президента Олимпийского комитета РФ (ОКР) ушел Леонид Тягачев. Внеочередное отчетно-выборное Олимпийское собрание подавляющим большинством голосов в качестве нового руководителя ОКР утвердило Жукова. При этом Александр Дмитриевич Жуков подчеркнул, что уходить из правительства не собирается. Также он обозначил цели по подготовки к летней Олимпиаде в Лондоне, и заявил особый статус подготовки к Олимпийским играм в Сочи. Пресс-секретарем Жукова на новой должности стала олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Мария Киселева.
Александр Дмитриевич Жуков нередко посещал православные мероприятия и даже возглавлял комиссию по возвращению в собственность церкви культовых зданий и сооружений. Курировал Жуков и подготовку к 1150-летнего юбилея старинного русского города Изборска. В августе 2011 года он приехал на совещание, посвященного данной подготовки. Поднимал вопрос и касательно Изборской крепости, против коммерциализации которой выступал настоятель местного Никольского храма протоиерей Алексий Лопухин. На совещании отец Алексий привел свои аргументы, а также выступил против сноса дома священника и причта на территории Никольского храма. На это вице-премьер ответил, что «мы вас выслушали, но сделаем по-своему». Батюшка начал было возражать, что «нужно подумать и о людях», но тут ему стало плохо, и он скончался прямо на совещании. Этот нелицеприятный для Жукова случай пытались замолчать, но все же информация просачивалась в публичное пространство.
В октябре того же года Александр Жуков возглавил калининградский список думских выборов «Единой России». На этот раз, пройдя в парламент, он не отказался от мандата, а оставил кресло вице-премьера. В декабре нижняя палата избрала Жукова первым вице-спикером.
Еще в 2011 году Александр Дмитриевич Жуков вышел на новый уровень, став членом Международного олимпийского комитета, а позже возглавив Координационную комиссию Международного олимпийского комитета по проведению XXIV Олимпийских зимних игр 2022 года. В 2012 году российские спортсмены на летних Олимпийских играх в Лондоне, вопреки ожиданиям, заняли лишь четвертое место в общекомандном зачете. Тем самым, сборная России впервые с 1996 года не вошла в тройку победителей соревнований. Несмотря на это, глава ОКР заявил, что сборная России «здорово выступила в Лондоне». Для многих спортивных чиновников последствия этой Олимпиады были самые плачевные, но оргвыводов в отношении Жукова сделано не было.
Чем ближе приближалась Олимпиада в Сочи, тем больше беспокойства возникало за наших спортсменов, поскольку никто не хотел домашнего провала. Но на этот раз подготовка действительно прошла на самом высоком уровне. Сборная России заняла первое место, взяв 33 медали, из них 13 золотых, тогда как российские паралимпийцы и вовсе выиграли 80 медалей, в том числе 30 золотых. Такой успех был возможен и благодаря ОКР, который старался снять все преграды, мешавшие подготовки спортсменов, а также стимулировала селекцию молодых олимпийцев и даже привлекала в сборную иностранных спортсменов, выдавая им российское гражданство.
Успех на сочинской Олимпиаде давал надежды на то, что и в летних видах спорта наконец-то будет наведен порядок. Тем не менее, подготовка к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро вновь оказалась провальной. Многочисленные допинговые скандалы захлестнули наших спортсменов. Ни Министерство спорта РФ, ни российская легкоатлетическая федерация, ни тем более ОКР, возглавляемый Жуковым не смогли отстоять участие легкоатлетов в Олимпиаде. Команда была отстранена полностью, вне зависимости от причастности к применению допинга ее членов.
Скандалы с употреблением запрещенных препаратов коснулись и других видов спорта. При этом международные антидопинговые ведомства вели себя крайне бесцеремонно не только со спортсменами, но и с российскими спортивными функционерами. По ходу самой Олимпиады по ряду спортивных дисциплин, вопреки ожиданиям, так и не произошло значительных прорывов по сравнению с лондонской Олимпиадой.
Возникают вопросы, как наш Олимпийский комитет довел дело до такого состояния? Почему комитет не был в курсе о применении допинга в ряде спортивных федераций, а если был в курсе, то почему не предпринял мер? Почему не смог отстоять участие в Олимпиаде наших «чистых» спортсменов? И, наконец, главный вопрос — неужели вновь не последует кадровых выводов, а если они все-таки будут, то удастся ли Александру Дмитриевичу Жукову и на этот раз избежать для себя последствий?
Осенью 2016 года Александр Жуков стал депутатом Государственной Думы VII созыва, где занял пост вице-спикера.